Урок литературного чтения по стихотворению К.Д. Бальмонта "Росинка" в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

-ввести учащихся в поэтический мир К.Д. Бальмонта, познакомить их со стихотворением “Росинка”;

-развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

-развивать воображение и образное мышление учащихся, обогащать их эмоциональный мир;

-продолжить отработку навыков выразительного чтения.

Оборудование: учебник Голованова М.В., Горецкого В.Г. “Родная речь”, 3 класс, книга 1; портрет К.Д. Бальмонта; карточки с именами русских поэтов; карточки с текстом полного стихотворения “Росинка”; карточки с литературоведческими терминами: образные слова, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет; магнитофонная запись фортепианной пьесы М.Равеля “Игра воды”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку.

2. Создание эмоционального настроя урока.

  • Давайте вспомним стихи русских поэтов и поиграем в игру “Угадай стихи”. Назовите автора и название стихотворения.

(на доске развешаны в разброс карточки с именами русских поэтов: И.Никитин, Ф.Тютчев, Е.Баратынский, А.Плещеев, А.Фет, И.Бунин, К.Бальмонт.)

Учитель читает первые две строчки из стихотворений, дети продолжают:

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман;

Теплый вечер прозрачно румян.

И.Никитин “В синем небе...”

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла -

Она полнеба охватила

И в высоте изнемогла.

Ф.Тютчев “Как неожиданно и ярко”

Учись у них – у дуба, у березы

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы.

И треснула, сжимаяся, кора.

А.Фет “Учись у них...”

Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь... Подожди!

Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

А.Плещеев “Дети и птичка”

Весна, весна! Как воздух чист

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е.Баратынский “Весна”

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин “Листопад”

  • Спасибо, ребята! Что общего в этих строфах?

- Эти строфы о природе.

-В этих отрывках поэты воспели красоту природы.

- Они о Родине.

- Поэты восхищаются природой родного края.

(По ходу игры вывешиваются отдельно карточки с угаданными именами поэтов в один столбик. По окончании игры остается карточка с именем К.Д.Бальмонта).

3. Подготовка к восприятию стихотворения.

  • Итак, чье имя осталось на доске?

-Имя К.Д. Бальмонта.

  • Как вы уже, наверное, догадались, сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением К.Д. Бальмонта “Росинка”. А знакомы ли мы с его стихами?

- Да. Мы знакомились с ними в 3 классе.

  • Давайте вспомним их.
  1. Осень обещала: “Я озолочу”,
  2. А Зима сказала: “Как я захочу”

    (“Золотые слова”)

  3. Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовония.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

(“Осень”)

  • Прежде всего, давайте ответим на вопрос: Что такое росинка?

- Капелька воды.

  • Да, ребята, это явление природы, которым одаривает нас природа. Все росинки разные. Ни одна росинка не похожа на другую. Как нет одинаковых лиц, так нет одинаковых росинок. А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить себе одну единственную росинку, не похожую ни на чью, потому что она ваша. Вы создали ее в своем воображении. (Звучит музыка). Представили? А теперь расскажите нам про нее. Итак, ваша росинка... Где вы ее увидели?

- Я увидел ее на зеленом листочке.

- А я увидела на цветочке.

- На дереве.

- На веточке.

- На тоненькой веточке.

- На травинке.

  • Какая она?

- Серебристая

- Прозрачная.

- Блестящая.

- Красивая.

- Разноцветная.

- Сверкающая.

  • На что она похожа?

- На блестящую бусинку.

- Похожа на цветок.

- Как алмаз.

- На слезинку.

  • Что она делает?

- Дрожит.

- Сверкает.

- Блестит.

  • Сейчас ваша росинка станет сказочной. Оживите ее при помощи слов, постарайтесь передать ей свойства живого существа.

- Улыбается.

- Смеется.

- Играет.

- Качается.

- Шепчет.

- Дышит.

  • Очень хорошо. Спасибо.

4. Объяснение нового материала.

  • А сейчас мы узнаем, какой предстала росинка в стихотворении К.Д. Бальмонта. Постарайтесь представить себе росинку, которую увидел поэт, и подумайте над вопросом: Что особенно взволновало поэта?

(Чтение стихотворения учителем).

Росинка дрожала

На тонком листе.

Речонка дышала,

Шурша в тростнике.

В росинку гляжу я,

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

Их еле заметишь,

Так малы они,

Но где же ты встретишь

Такие огни?

А) Выявление эмоциональной оценки прочитанного.

  • Как хорошо вы меня слушали! Вам понравилось стихотворение?

- Да.

  • Мне тоже. Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, слушая эти стихи.

-Радость.

-Нежность. .

  • Вы услышали музыку?

- Да. Мне послышалась веселая музыка.

  • Хотите сами почитать? Прочитайте про себя, вчитывайтесь в каждое слово.

(Самостоятельное чтение стихотворения детьми).

  • Вам все понятно?

- Да. Все понятно.

Б) Работа над художественной структурой произведения.

  • Докажите, что это стихотворение.

- Здесь есть ритм.

- Одинаковые ударные слоги в строчках.

- В этом стихотворении есть рифма.

  • Найдите рифмующиеся строки.

- Дрожало- дышало, на листе – тростнике, гляжу я – ликуя, в ней – огней, заметишь – встретишь, они - огни.

В) Осмысление поэтического образа.

  • Похожа ли росинка Бальмонта на вашу?

-Да.

  • Где увидел росинку поэт?

-У речки, в тростнике, на листочке.

  • Какие слова использует поэт, чтобы охарактеризовать росинку? Почему?

-Слово “дрожала”. Росинка одушевлена, сравнивается с человеком. Он использовал образное слово, чтобы было красиво. (По ходу анализа используется таблица с литературоведческими терминами)

  • Какой прием использует поэт?

-Метафора.

  • Где еще используется этот прием?

-“Речонка дышала”, “огни играют, ликуют”.

  • В начале урока я задала вам вопрос: Что взволновало, удивило поэта?

- Его взволновали огни на росинке.

- Он восхищался разноцветными огнями.

  • Почему он их заметил, ведь они были так малы?

- Они играли радужными цветами.

  • Пожалуйста, найдите и прочитайте эти слова.

-“Играет, ликуя, так много огней”.

  • Попробуем представить, какие цвета он увидел.

- Зеленый.

- Красный.

- Синий.

- Голубой.

- Фиолетовый.

- Розовый.

  • Почему вы думаете, что он увидел именно эти цвета?

-Зеленый, как листочек.

- Красный, как солнышко.

- Синий, как небо.

- Розовый утром от зари.

- Эти цвета отражаются на росинке.

  • Здесь же нет слова “солнышко”. Докажите, что светило солнышко.

- “И вижу, что в ней играет, ликуя, так много огней”.

- Потому что вода сверкает от солнечных лучей.

  • Авторы нашего учебника предложили нам только отрывок из стихотворения “Росинка” К.Д.Бальмонта. Хотите познакомиться с полным текстом стихотворения?

(Раздаются карточки с текстами, учитель читает стихотворение полностью).

Зеленый и синий,

И красный горят,

И белый, как иней,

И светлый, как взгляд.

Все краски люблю я,

Пленительный вид,

Нежней поцелуя,

Росинка горит.

Дан миг ей лишь краткий

Исчезнет потом.

Но лист ей, украдкой,

Здесь выстроил дом.

  • Ребята, мы угадали цвета, которые удивили поэта? Прочитайте.

- Зеленый и синий,

И красный горят,

И белый, как иней,

И светлый, как взгляд.

  • “И белый, как иней, и светлый, как взгляд”. Как вы понимаете эти слова?

-Он их увидел рано утром, потому что иней бывает утром.

- День был очень ясный, все было светло.

  • Какой прием здесь использует поэт?

-Сравнение.

  • Почему он сравнивает со взглядом?

-Наверное, капля на листочке похожа на глаз.

  • Нравится ли росинка поэту? Докажите.

- Он любит ее.

- Слова нежные.

-“Все краски люблю я

Пленительный вид,

Нежней поцелуя,

Росинка горит”.

  • В образе кого поэт видит росинку?

- Маленького ребенка, потому что играет и ликует.

- У него есть домик на листочке.

- Она похожа на девочку из сказки.

  • Что хотел сказать поэт строками “Дан миг ей лишь краткий, исчезнет потом, но лист ей, украдкой, здесь выстроил дом”?

-Он жалеет росинку, потому что ее красота может исчезнуть.

-Листочек заботится о росинке, не хочет, чтобы она погибла.

  • Спасибо, ребята. Еще раз прочитайте весь текст про себя. (Дети читают)
  • Когда оно вам больше понравилось, когда вы прочитали в первый раз или теперь? Почему?

-Нам понравилось теперь, потому что понятнее.

Г) Определение идеи произведения.

  • Найдите и прочитайте самые главные слова этого стихотворения

- “Их еле заметишь

Так малы они,

Но где же ты встретишь

Такие огни!”

  • Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует поэт.

5. Отработка навыков выразительного чтения.

  • Попробуем в чтении передать настроение поэта, его восхищение красотой природы, маленькими удивительными огнями. С какой интонацией надо читать это стихотворение?

-Радостно, восхищенно.

  • Меняется ли интонация при чтении стихотворения?

-Меняется.

  • Как меняется интонация?

-В начале поэт рассказывает о росинке.

-Надо читать спокойным голосом.

-Потом надо читать с чувством восхищения.

-Поэт любуется росинкой, поэтому использует восторженные слова: “люблю”, “пленительный, “нежней поцелуя”.

-В конце читаем грустно.

-Ему жалко росинку, потому что эта красота быстро исчезнет.

  • Автор этого стихотворения К.Д.Бальмонт. Его современник, поэт А.Блок, считал его замечательным поэтом (на доске открывается плакат “Поэт с утренней душой”). Какого поэта вы открыли для себя в этом стихотворении?

- У него была очень нежная душа.

- Он был наблюдательный человек.

- Он сам как ребенок радуется маленьким огням.

- Он чувствует красоту.

  • К.Д.Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Мать ввела его в мир музыки, словесности и искусства в самом раннем возрасте. Отец был очень тихий, молчаливый, добрый человек. Он очень любил деревню, природу, охоту. Первые шаги поэта были окружены весенними цветами, песнями птиц, первыми перебегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами, где народные песни, сказки, стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, Н.А.Некрасова стали самыми сильными воспоминаниями жизни поэта. Все это он воспел в своих стихах. Поэзия Бальмонта мелодична, музыкальна. Ее звуки разлиты повсюду. Умей только слушать и наслаждаться.

6. Рефлексия.

  • Итак, ребята, что нового узнали мы на этом уроке?

- Мы еще больше узнали о К.Д. Бальмонте.

- Познакомились со стихотворением “Росинка”.

- Вспомнили о лете.

- Почувствовали красоту природы.

  • Чему научило нас это стихотворение?

-Научило нас быть наблюдательными.

-Научило чувствовать красоту природы.

-Научило видеть красоту простой росинки.

7. Активизация читательского интереса учащихся.

  • Я очень люблю стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта, надеюсь, что полюбите их и вы. Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, найдите его книги в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.
  • Какое домашнее задание вам бы хотелось получить?

- Выучить стихотворение наизусть.

  • Молодцы! Спасибо за урок.

Литература.

  1. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений в двух томах. М., Можайск – Терра, 1994.
  2. Голованова М.В., Шарапова О.Ю. “Поэт с утренней душой” // “Начальная школа”. – 1997.- № 6.- С. 2-4.