Форма проведения: соревнование.
Цели урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, различными видами спорта; расширить кругозор детей, развитие внимания, мышления, речи; воспитание волевых качеств личности; формирование алгоритмического мышления; совершенствование вычислительных навыков, повторить различные виды алгоритмических структур.
Оборудование:
– файл “МАТИКА”
– карточки с заданиями
– этапы соревнований
– учебник математики (Петерсон Л.Г. 3 класс)
– карандаши
Оформление доски:
1. Тема урока.
2. Этапы соревнования в виде линейного алгоритма.
3. Рисунок факела.
4. Алгоритм.
5. Хоккейные ворота с примерами.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Ребята! Мы закончили изучение первой части математики этого замечательного учебника. Поэтому этот заключительный урок мы проведем в необычной форме – в виде игры–соревнования, которую назовем “Белая Олимпиада”. Сегодня мы повторим виды алгоритмов, их решение, порядок действий в вычислениях, будем развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, систематизируем знания о множестве, поработаем за компьютером.
Для игры вы разбились на 2 команды: (название команд). Вашим командам предстоит пройти все этапы урока и набрать как можно больше фишек–жетонов. В конце игры мы узнаем команду–победителя.
А посвящена наша игра Олимпийским играм – празднику сильных, смелых и мужественных. А точнее Зимним Олимпийским играм.
Я пока не буду раскрывать тайну всех наших этапов, которые вы видите на доске.
А сначала проверим вашу готовность к уроку.
3. Устный счет.
а)
- Запишите число 20202020. Подчеркните класс миллионов.
- В каком году состоялись первые олимпийские игры 1 т 8 с 9 д 6 ед? (1896 г.)
- Когда проходили Олимпийские игры в Москве 1 тыс 9 с 8 дес? (1980 г.)
- Когда проходили последние летние Олимпийские игры 2 тыс (2000 г.). Что показывают нули в записи числа?
б) Скажите, с чего начинаются Олимпийские игры?
- С большого праздника;
- С зажигания Олимпийского огня;
- С дискотеки.
Чтобы зажечь наш огонь, вам нужно решить этот алгоритм и узнать страну, в которой впервые начали проводить Олимпийские игры. Какой это вид алгоритма? Какие виды алгоритмов вы знаете еще?
28 веков назад в Древней Греции стали устраивать состязания атлетов в силе, ловкости и быстроте.
Итак, теперь мы можем зажечь Олимпийский огонь, который не гаснет, пока продолжаются игры.(На доске вешается изображение факела).
в) Тренажерный зал (работа с контролирующей программой “МАТИКА”)
– Настоящие спортсмены перед состязаниями делают разминку. Я вас приглашаю в тренажерный зал. Каждый участник садится за компьютер. Он выбирает себе задание и постарается сделать как можно меньше ошибок.
Подведение итогов: жетон получает команда, которая допустила меньше ошибок.
– Итак, первый этап “Разминка” остался позади.
4. Закрепление пройденного материала.
а) работа с алгоритмом “Раскрась Олимпийскую эмблему” (см. приложение 1).
– Скажите, а что представляет собой Олимпийская эмблема? (Пять переплетенных колец, каждое из которых символизирует определенный материк)
– А вот какого цвета, вы узнаете сами, раскрасив ее по заданному алгоритму (см. приложение 2).
Подведение итогов.
б) составление линейного алгоритма.
– Следующий этап “Приготовление завтрака”. Каждый спортсмен должен уметь обеспечить себя завтраком. Расставьте действия в правильном порядке, и у вас получится алгоритм приготовления яичницы.
- Поджарь яичницу 5 минут
- Выброси скорлупу в мусорное ведро
- Выключи плиту
- Возьми нож
- Разбей ножом яйцо на сковородку
- Достань яйцо и масло
- Растопи на сковородке масло
- Включи плиту
- Поставь сковородку на плиту
- Стоп
– Какой вид алгоритма вы составили?
Подведение итогов.
в) задание на внимание.
– Следующий этап “Допинг контроль”. Определите, что перепутал художник? “рис. 1”
Подведение итогов.
г) решение примеров на умножение и деление круглых чисел.
– Какие виды спорта относятся к зимним?
– Давайте поиграем в “Хоккей”. (На доске хоккейные ворота с шестью примерами для каждой команды. Участники выходят по очереди и решают примеры. Количество правильных ответов равно количеству забитых шайб.)
Подведение итогов.
д) физкультминутка. (Комплекс упражнений под музыку)
е) работа с множествами.
– Я прочитаю вам отрывок, а вы определите, о каком виде спорта я рассказываю.
– Состязание проводится на короткой, но очень извилистой трассе, размеченной десятками так называемых ворот – попарно расставленных красных, синих, желтых флажков. Спортсмен обязан пройти все ворота, иначе он выбывает из соревнования. (Слалом).
– Правильно. Переходим к этапу “Слалом”.
– Выполните задания в учебнике: не пропустив ни одного элемента множества, правильно постройте диаграмму. (Задание 3 стр. 110).
– Теперь выполним задания с помощью компьютера. “рис.2”
– В графическом редакторе изображены множества. Каждый участник должен правильно найти и закрасить объединение или пересечение множеств.
Подведение итогов.
ж) составление программы действий. (Решение примеров на порядок действия)
– Этап “Биатлон”. Кто знает, что представляет собой этот вид спорта? (Пройдя свою дистанцию, спортсмен должен метко выстрелить и попасть в мишень).
– Давайте, выполним задание (в учебнике)
(90*50):100+(5*60+1*0):10–10*(9*9:27+2)=
Подведение итогов.
з) работа с геометрическим материалом.
– Этап “Фигурное катание”. Это самый красивый вид спорта. Мы тоже поработаем с фигурами, только с геометрическими. “рис.3”.
– В графическом редакторе изображены геометрические фигуры. Среди предложенных фигур найти лишнюю и закрасить ее.
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
– Последний этап нашей игры “Досуг”.
– В свободное время юные спортсмены любят почитать книги. Дома вы выполните задание на странице 112, с помощью алгоритма отгадаете автора любимой детской книги.
– А теперь, подведем итоги нашего соревнования и определим команду – победителя, подсчитав набранные жетоны.
Награждение команд медалями.