Программное содержание: учить детей графически составлять несложный сюжет, выделять главный объект размером, цветом, устанавливать связь между объектами;.создавать собственную композицию в соответствии с замыслом; использовать полученные знания и умения в создании художественного образа; развивать творческий интерес к различным техникам в рисовании.
Материал и пособия к занятию: гуашь, бумага белая, фломастеры, гелевые ручки, иллюстрации с изображением морского дна, морских животных.
Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, серии картин “Рыбы морей и океанов”, энциклопедии.
Ход занятия
- Ребята, а вы помните, как зовут морского царя?
- Огромны его владения: моря, океаны. А сколько в них живых существ и рыб - не сосчитать даже! Скучно однажды стало царю, что-то давно в его подводном царстве - рыбном государстве ничего не происходило. Созвал царь своих гонцов, - морских коньков, - и приказал разослать весть во все моря и океаны, что в его янтарном дворце будет бал, и что хочет видеть царь Нептун у себя на балу всех жителей морских глубин, от мала, до велика.
- А вы хотели бы побывать на балу у Нептуна? Кого из морских животных вы хотели бы видеть?
- А теперь попробуйте нарисовать их.
- Кроме морских животных, что еще можно увидеть на морском дне? (Перечислить).
- Слышится музыка, скоро состоится бал, и гости уже спешат.
Самостоятельная работа детей
Предложить детям графически выполнить рисунок. В конце занятия дети рассказывают о своих работах.
- Как обрадуется царь Нептун, ведь он сразу сможет увидеть всех своих обитателей морских глубин, да ещё и повеселиться вместе с ними.
Конспект занятия по рисованию для детей в старшей группе
“Дворец для сказочного героя” (2 занятия)
1 занятие
Программное содержание: продолжать учить детей изображать старинные русские постройки - рисовать сказочный дворец, передавать его общий вид, причудливое сочетание основного здания с пристройками, башнями, крышами разной формы, арочными окнами с наличниками, галереями и другими архитектурными деталями; учить детей проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца, цветовой гаммы и декоративных украшений; обогащать знания детей о старинной русской архитектуре.
Материал и пособия к занятию: бумага белая, бумага тонированная, гуашь, палитры, пастель масляная.
Предварительная работа: рассмотреть изображение дворцов старинной архитектуры, иллюстрации к сказкам “Сивка- Бурка”, “Аленький цветочек” и т.д.
Ход занятия
1. Сейчас я назову персонажей из знакомых вам сказок, а вы расскажите, кто из них жил в тереме, кто в избе, а кто во дворце (перечислить сказки).
Давайте поиграем в сказку? Представьте себе, что в далёкие-далёкие времена вы были зодчими. Так раньше называли архитекторов. И жили вы в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А правил царством царь Салтан, у которого было 3 сына-царевича и 3 дочки-царевны. Выросли дети царя. Призвал царь к себе зодчих и велел им придумать и нарисовать дворцы для своих детей, да и самому не мешало бы переехать в новый дворец. Поклонились царю зодчие и пошли придумывать свои проекты. Ну что, ребята, попробуем нарисовать дворцы для наших героев?
Сегодня мы начнём рисовать дворец (главное здание), а на следующем занятии закончим. Оно может быть 2-х или трехэтажным.
2. Показ иллюстрации основного строения (сопровождать показ названием основных деталей строения). Можно использовать показ с рисованием на доске маркером.
3. Напомнить детям, что сначала нужно сделать вспомогательный рисунок простым карандашом, слабо нажимая. Нарисовать прямоугольную или квадратную стену дворца, помнить, что сверху и сбоку должно остаться место для пристроек, башен. Когда рисунок (вспомогательный) будет готов, то нужно закрасить стены, лучше выбрать светлые краски, а для крыш - яркие и тёмные.
4. Самостоятельная работа детей
2 занятие
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей и их дети царевичи и царевны. А где же они жили? В избе, тереме или дворце? На прошлом занятии вы уже начали рисовать царский дворец. Нарисовали стены дворца (башни, пристройки). А что же вам нужно нарисовать сегодня?
Посмотрите на эту таблицу (на ней изображены разные окна, двери, балконы, крыши, столбы, купола).
Самостоятельная работа детей
В конце занятия поместить рисунки на стену. Поместить фигурки персонажей.
Спрашивает царь зодчих: “Кто придумал этот дворец? (Ставит фигурку возле рисунка). Расскажи-ка нам, добрый молодец (или девица красная), чем хорош твой дворец?”
Ребёнок рассказывает, затем выбирает персонаж, который будет жить во дворце.
- Согласен ли ты, Иван-царевич, жить в таком дворце?
Обыграть 2-3 рисунка. Царь благодарит зодчих: “Спасибо, добрые молодцы и красные девицы, за вашу работу. Угодили вы всему царскому семейству. Приедут гости заморские, увидят такую красоту и разнесут славу по всему белу свету!"
Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы
"Путешествие в страну красок"
Программное содержание: учить детей эмоционально-образному восприятию цвета, познакомить их с составными и основными цветами; дать представление о спектральном круге (расположение цветов радуги по кругу); показать взаимосвязь двух видов искусства - музыки и живописи; развивать воображение, образное мышление.
Материал и пособия к занятию:
- цветовой круг;
- "жители" разноцветной страны:
- белая бумага, вырезанная в виде неопределённой формы;
- гуашь, кисточки широкие, баночки для воды.
- разноцветные фигурки неопределённой формы (в виде клякс), вырезанные из картона;
- картонные цветные человечки двух размеров (маленькие раскрашены в составные цвета, а большие - в основные).
Музыкальные произведения: "Колыбельная"(Моцарт), "Вальс ля-мажор"(Шопен), "Рондо - каприччиозо", "Лунная соната"(Бетховен), фрагмент из оперы "Кармен"(Бизе), марш из балета "Конёк-Горбунок"(Пуни), "Венгерская рапсодия №2"(Лист), "Танец феи Драже из балета "Щелкунчик"(Чайковский).
Предварительная работа: на музыкальных занятиях дети слушали звучание разных музыкальных инструментов, различали марш, песню, танец, учили стихотворение "Краски радуги".
Ход занятия
1. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в необычную, волшебную страну под названием "Разноцветная". А живут в ней самые разные краски. Все краски в этой стране умеют разговаривать и если к ним приглядеться повнимательнее, то можно узнать много интересного.
В этой стране светит солнышко, но не такое, как у нас, а необычное (показываю цветовой круг). Оно состоит из нескольких цветов, причём каждый цвет стоит строго на своём месте, точно так же, как и в радуге (воспитатель показывает круг, а дети поочерёдно читают следующие строчки):
Зеленая страница
Зелёная страница заполнена весной.
К ней прилетают птицы и пчёл весёлый рой.
Зелёный, изумрудный, он солнышком согрет,
Листочков и газонов весенний жизни цвет.
Оранжевая страница
На оранжевой странице - торжество огня.
Апельсин душистой шкуркой радует меня.
Мальчик рыженький из леса рыжики принёс;
Весь в оранжевых веснушках любопытный нос.
Желтая страница
Ярко жёлтый одуванчик на ветру дрожит.
Это жёлтая страница, цвета спелой ржи.
Жёлтым цветом красит солнце на реке песок.
Новорожденный цыплёнок подал голосок.
Красная страница
Красный шарик улетает в небо от меня.
Стало солнце красным шаром на закате дня.
Красной ягодой поманит летняя пора.
Яркий аленький цветочек - волшебство добра.
Голубая страница
Голубые дали, голубой простор.
Незабудок нежных голубой узор.
Ручеёк струится лентой голубой.
Голубое в белое превратит прибой.
Синяя страница
На странице синей - моря глубина.
Синь озёр и речек шевелит волна.
Синевой залита неба высота.
Синей птицей стала детская мечта.
Белая и черная страница
Ночь полярная накрыла льды морозной чернотой.
Исполняет мрачно вьюга севера напев простой.
Белоснежная пустыня, белый лёд и облака.
Белый мишка с чёрным носом отлежал в снегу бока.
Фиолетовая страница
Фиолетовыми гроздьями виноград в листве таится.
Фиолетовыми сливами вся заполнена страница;
И прохладой ожидаемой опускается на плечи
Фиолетовый, сиреневый, тихий, южный, летний вечер.
Кроме рисования, музыки и пения народ волшебной страны очень любит танцевать. Одни любят быстрые, стремительные танцы, другие - медленные, неторопливые. Подумайте, какой цвет предпочитает танцевать быстро, а какой медленно?
Давайте теперь поиграем. Я включу музыку, а вы должны будете угадывать, кто из жителей страны играет эту мелодию. Слушайте внимательно.
(Воспитатель включает разную по характеру музыку: весёлую, быструю, нежную, задумчивую, грустную, таинственную).
Физкультминутка "Разноцветные часы"
Солнышко в волшебной стране поворачивается медленно. И в зависимости от того, какой цвет светит, изменяется погода, настроение; наступает утро или ночь и т.д. Попробуйте угадать и изобразить это в движении.
Голубой - утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое, движения плавные, медленные.
Красный - день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая, радостная музыка. Кто-то танцует или поёт весёлую песенку.
Синий - вдруг набежала тучка и стал накрапывать дождик, все взяли зонтики или побежали прятаться под крышу. Стало холоднее, все одеваются.
Желтый - выглянуло солнце, лужи высохли, опят зазвучали весёлые голоса, всё пришло в движение.
Оранжевый - солнце припекает всё сильнее, стало невыносимо жарко. Люди прячутся в тень, обмахиваются руками, а кто-то побежал спасаться от жары в холодную речку.
Зеленый - после обеда люди отдыхают. Малыши пошли спать, а взрослые сидят на скамеечках в тенистом парке. Под зелёной кроной деревьев прохладно, тихо и спокойно.
Фиолетовый - пришла ночь, наступила тишина, гаснут огоньки в окошках домов, люди укладываются спать.
2. Вот, оказывается, как много могут рассказать о себе цвета. Художники хорошо понимают их язык, поэтому используют в своих картинах тот цвет, который больше всего подходит к настроению картины. Если надо нарисовать раннее утро, то лучше всего подойдут нежные цвета - голубой и розовый. Придать картине праздничное настроение помогут яркие, весёлые цвета: красный, оранжевый, жёлтый. Если вы хотите нарисовать космос, то больше всего подойдут фиолетовый и синий - цвета безмолвия, холода, таинственности.
- Ой, слышите? Кажется, к нам кто-то идёт по дорожке. Давайте посмотрим, кто это? Да ведь это же мама - красная краска и папа - жёлтая краска. А что же это они такие грустные? Это на них совсем не похоже. Спросим у них, что случилось? Оказывается, они потеряли своего сынишку. Давайте поможем найти его. Как вы думаете, какого он цвета? (Оранжевый). Как вы догадались?(Он состоит из жёлтого и красного цветов).
- А теперь вы попробуйте придумать истории про цветных человечков.(Ответы детей).
Самостоятельная работа детей
- Сегодня мы познакомились с жителями Разноцветной страны. Подумайте, с каким человечком этой волшебной страны вы хотели бы дружить?
Нарисуйте его портрет.
Перед вами разноцветная гуашь и фигурки человечков. Предлагаю вам их раскрасить. (После выполнения задания дети рассказывают о своих человечках).
Вот и подошло к концу наше путешествие. На память о нём у вас остались портреты друзей из Разноцветной Страны. За время этого путешествия мы с вами научились немного понимать их язык. А сейчас пора прощаться. Но мы обязательно вернёмся в эту необыкновенную страну, где еще так много интересного.
Конспект занятия по рисованию для детей старшей группе "Платье для весны"
Программное содержание: закреплять умение украшать силуэт с помощью орнамента и узора, используя растительные элементы и другие в соответствии с тематикой; закреплять и обогащать знания о времени года - весне; совершенствовать технические навыки и умения: применять разные изобразительные материалы; ыызвать у детей творческий интерес, эмоциональную отзывчивость, желание творить; развивать фантазию, творчество.
Материал и пособия к занятию:
- Силуэты бумажных платьев: белые и тонированные (голубой, светло-зелёный, розовый, лиловый).
- Фломастеры, пастель масляная, гелевые ручки.
- Макет куклы-весны (плоскостной), куда можно вставлять силуэты платья.
Предварительная работа: беседа о весне, чтение стихов, песен; рассматривание натюрмортов: Н. Жуков "Натюрморт с ромашками", П. Кончаловский "Сирень"; рассматривание книжных иллюстраций ; чтение Т. Крюковой "Круглый год".
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года. Весна".
- А часто ли вам встречаются чудеса?
Могу вас уверить ребята, что чудеса случаются не только каждый день, но и каждую минуту. Только нужно очень-очень захотеть их увидеть и быть очень внимательным.
- Хотите, расскажу, сколько чудес я увидела сегодня?
Возле моего дома утром появилась целая полянка жёлтых одуванчиков, а вчера их ещё не было. На пеньке я увидела божьих коровок.
- А какие чудеса увидели вы? Расскажите! (Рассказы детей).
- А кто же эти чудеса творит? Конечно же - Весна.
Чтение стихотворения С.Д. Дрожжина "Весеннее царство".
- Ребята, а почему весну называют волшебницей? (Ответы детей).
- Действительно так. Взмахнула весна одним рукавом - расстелила ковры зелёные, взмахнула другим - распустились на коврах цветы расписные. Водрузила на трон небесный жаркое солнце-ярило.
А вот и чудо-сюрприз. Весна-красна решила свой портрет прислать, да необычный, а с сюрпризом. (Показать, что можно вставлять силуэты).
Каждый день у весны появляется что-то новенькое в природе; и стала она такая модница, только успевает наряды себе менять, даже устала их придумывать.
Ну что, хотите порадовать весну?
Тогда за дело. (Дети выбирают силуэты, подбирают материал).
- Хочу сказать по секрету, что весна любит, чтобы в нарядах было только то, что связано с этим временем года. Так что будьте внимательны. А чем же мы будем украшать сарафаны? (Дети называют элементы, предметы).
Чтобы было красиво, из этих предметов и элементов, которые вы назвали, нужно составить узор.
Самостоятельная деятельность детей.
- Вам будет помогать чудесная музыка весеннего ручейка, пение птиц (звучит музыка).
Дети демонстрируют свои работы и рассказывают о них.