Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Широкая Масленица"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Широкая Масленица, ты с чем пришла?

С весельем да с радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями,
Да с блинами горячими…

На вопрос, что такое Масленица, каждый наверняка ответит: “Это блины”. Так оно и есть, но не только. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Это последняя неделя перед Великим постом.

В Масленице сочетаются элементы зимней и весенней обрядности. Этот праздник прощания с зимой и встречи весны - один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Зима в народном сознании, как известно, отождествляется со смертью, с мраком. Поэтому проводам Зимы и встрече Весны придавалось такое важное значение. Даже было убеждение, что не потешить Масленицу-“значит жить в горькой беде и жизнь худо кончить.” “С себя всё заложить, а Масленицу проводить”,- гласит русская пословица.

Из далёких языческих времён пришла к нам русская Масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: “честная масленица”, “весёлая”, “касаточка”, “перепёлочка”, “переберуха”, “ясочка”.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его (обычно это конец января - начало марта) и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Участники исполняют песню “Вот уж зимушка проходит”:

Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-ли, лю-ли, проходит. (2р.)

Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-ли, лю-ли, приводит. (2р.)

Почернеет на дорожках,
Побежит ручьем в канавках.
Лю-ли, лю-ли в канавках. (2р.)

Прощай, саночки, конечки,
Мои милые дружочки.
Лю-ли, лю-ли, дружочки. (2р.)

Вся неделя празднования Масленицы именовалась мясопуст, т.е. полное воздержание от мясных кушаний, как подготовка к суровым им дням Великого поста, который последует сразу за Масленицей и будет длиться семь недель, до самой Пасхи. Но люди еще в старину нашли выход из условий мясопуста: нельзя есть мясо, но ведь существует молоко, творог, сыр. Отсюда в народе эта неделя получила название сырная неделя. Кроме того не воспрещается и рыба.

Участники исполняют песню “Со блинами, пирогами…”:

Прощай, наша масленица
Прощай, наша широкая.

Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,
С сыром, маслицем, яйцом.
Со блинами, пирогами
Да с оладушками.

Блины мазаные,
Шаньги масленые.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.

Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: “Без блина не маслена, без пирога – не именинник”.

“Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей”.

Как на масленой недели
Из печи блины летели.
И сыр, и творог –
Все летело на порог!

Блины пекли в течение всей сырной недели, и первый блин, как правило, посвящали умершим. Его клали на божницу, крышу или могилу – для умерших родителей, давали нищим в память о предках.

Хозяйка (замешивает тесто):

Месяц ты месяц!
Золотые твои рожки!
Выглянь ты в окошко,
Подуй на опару!

(Берет блин и кладет на окошко).

Честные родители наши,
Вот для вашей душки блинок!

Стук в дверь, на пороге гости. Гости поют, просят разрешения войти.

Наша масленица дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Лю-ли, лю-ли, годовая (2р.)

Она пешею-то не ходит,
Все на троечке разъезжает!
Лю-ли, лю-ли, разъезжает (2р.)

У ней кони-то вороные,
У ней слуги-то молодые!
Лю-ли, лю-ли, молодые (2р.).

Хозяйка:

Милости просим, гости дорогие!
Как раз к блинам.
К столу! К столу!

Гости поют “Ой, блины, блины…”:

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть
Сотен пять, а может шесть.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои – готовы!
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Хозяин:

Загнуть ли вам, девицы, загадку?”
“Ток железный, посад яровой?”

Все: Блин и сковорода.

Хозяин:

Правильно угадали. А вот эту?
“Берега железны, рыбы без костей, вода дорога”.

Все: Сковорода, блин, масло.

Хозяин:

Молодцы, и эту знаете. А нас хозяев, чем можете потешить?

Исполняют хоровод “Эх, верба”:

Эх, верба, верба, верба, я,
Я верба раскудрявая.
Припев:
Лю-ли, лю-ли, лю-ли,
Верба раскудрявая.
Не расти, верба, во рже,
Расти в поле на меже.

Припев.

Ветер вербу не берет,
Канарейка гнездо вьет.

Припев.

Канарейка – Манюшка,
Соловьюшек – Ванюшка.

Припев.

Раз низкой ему поклон,
Маша соскучилась по нем.

Припев.

Люди спросят:”Чей такой?”
Маша скажет:”Мой милой!”

Припев.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы. Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Молодежь строила снежные горы, мастерила качели, веселилась, шутила, пела “величальные” песни в честь Масленицы.

Вторник - заигрыши. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест. В самый лютый мороз девушки без рукавичек с горок катались, а будущие свекрови себе невесток выбирали: та, у которой руки теплые, доброй хозяйкой будет. В больших деревянных балаганах давали представления во главе с Петрушкой и Масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, которые разъезжали по знакомым домам и устраивали там веселые концерты.

Среда – лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. В деревнях вскладчину варили пиво. Вюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье – это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

Слушают “Проводы Масленицы” П.И. Чайковского.

Последний день Масленицы называли не только прощеным, но целовником. Молодые супружеские пары катались на салазках с горы. Прокатывание молодых сопровождалось целованием. Эти поцелуи должны были разбудить природу, содействовать ее расцвету и плодоношению. Участвуя в обряде, молодые пары, по поверью, получали от земли силу, здоровье, укрепляли семью.

В воскресенье “сударыню-Масленицу” взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал “Масленичный поезд”: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу.

За околицей устраивали большой костер. Зажигая ритуальный огонь в честь набирающего силу Солнца, люди стремились приблизить огонь к солнцу, чтобы соединить земной и небесный огонь, тем самым ускорить наступление весны.

Давали чучелу Масленицы блин, и “сударыня-Масленица” торжественно сжигалась на костре со словами: “Гори, блин, гори, Масленица!”

Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках.

Люди отмечали этот праздник зимы, чтобы поблагодарить ее за все хорошее, что она дала. В то же время стужу гнали прочь, с нетерпением ожидая весны.

Хозяйка: Спасибо, гости честные, что не обошли нашего двора.

Хозяин: Да и повеселила нас Масленица, пора ей еще одну величальную спеть, прощальную.

Участники поют “Ты прощай, прощай наша Масленица”:

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С хмельным пивом и вином,
Со блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Мы катались с горы
От зари и до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье.
Ты прощай,прощай,
Наша Масленица!

Хозяйка: Вот и кончилась Масленица. А теперь затягивай потуже пояса – да на Великий пост!

Как на масляной неделе
Разыгрались вдруг метели!
А умчалась вдруг пурга
Солнце залило снега.
Как на масляной неделе
Кони белые летели.
И в серебряной пыли
Санки легкие несли.
Как на масляной неделе
Мы блины всем миром ели.
И румяны и жирны –
Вот такой величины!
А настало воскресенье –
То-то радость и веселье!
Собрался народ честной
На опушке на лесной.
Не стихали дотемна
Песни,смех и кутерьма.
И неслось над бором хором:
- Прощай,зимушка-зима!
- Прощай,Масленица!

Участники сценария и гости выходят во двор школы, где сжигается чучело Масленицы.