Тестовые диагностические работы как средство контроля

Разделы: Начальная школа


Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. В стратегии модернизации Российского образования находят отражение разнообразные формы обучения, предполагающие свободный выбор и проектирование творческой, поисковой и исследовательской деятельности, сочетание индивидуальной и групповой работы, коррекцию и самокоррекцию деятельности на основе рефлексии, получение “продукта”, выражающегося не только в обретении нового знания, но и в самопознании, в осознании каждым участником динамики собственного развития.

Отсюда вытекает необходимость новой оценочной политики в начальной школе. Тормозить введение безотметочного обучения будет отсутствие у учителя других способов оценивания. Хотя говорить приходится, скорее всего, не об отсутствии способов, а о незнании их.

В системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова давно разработан набор “инструментов” для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому “инструментарию” можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели. [3]

Хочу остановиться на одной из них – тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова [2] тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе – перед созданием “ситуации успеха”, открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой “вектор” работы с данным понятием или способом.

Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем – на выходе.

Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его “точечные” затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для “точечной” диагностики затруднений.

При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]

Приведем несколько примеров. Если мы хотим проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом умножения многозначного числа на однозначное, ему необходимо уметь выполнять отдельно пять операций:

  1. определять переполнение разрядов;
  2. определять количество цифр в произведении;
  3. знать таблицу умножения;
  4. знать таблицу сложения;
  5. знать особые случаи умножения (на 0).

На каждую операцию предлагается задание. 20-25 минут дети выполняют работу самостоятельно. Затем пооперационная проверка (учитель на доске, дети у себя в тетрадях проверяют и исправляют). Результат проверки каждого задания фиксируется на “волшебной линеечке”. Результат выполнения всех заданий фиксируется также на обшей линеечке. Например: если ребенок выполнил все задания правильно, то линеечка выглядит так , закрашены все прямоугольники.

 
 

 

 

 

 

 

Содержание работы:

1. Определи, где есть переходы:

х2361
2
_________
x1078
9
_________
x4590
5
_________
xG0P
1
_________
x G0P
9
_________

2. Обозначь точками количество цифр в результате:

x5706
2
_________
x3348
9
_________
x1012
2
_________
x 5YY
7
_________
x 20LL
20
_________

3.

4 · 2
6 · 9
7 · 9
8 · 5
3 · 9
2 · 8
7 · 5
9 · 4

4.

16 + 7
15 + 9
2 + 8
13 + 8
6 + 6
7 + 8
19 + 7
12 + 9

5.

2 · 0
0 · 9
G · 0
10 · L
320 · 100
J0 · 100
P00 · F0

6. Решить:

 

473 · 5 20 · 8547 5708 · 9

ТДР “Деление многозначных чисел на однозначное”.

Операции:

    1. определить первое неполное делимое;
    2. определить количество цифр в частном;
    3. знать “правило остатка” (остаток меньше делителя);
    4. знать таблицу деления.

Содержание работы:

  1. Выдели первое неполное делимое:
  2.  

    5365 : 8
    5365 : 4
    5365 : 20
    1?Ј : 6
    4?Ј : Ѕ

  3. Определи количество цифр в частном:
  4.  

    63 **: 7 =
    3718008 : 34426 =
    * * * * * : * * =
    * * * * * : * * =
    1? ? ? : 5Y =
    7? ? : 3YY =

  5. Какие могут быть остатки при делении:
  6. а) на 6;
    б) на 99.

  7. Верно ли выполнено деление. Подчеркни правильные:

36 : 5 = 6 (ост.6)
74 : 8 = 9 (ост.2)
G : PL = 0 (ост.G)
23 : 3 = 7 (ост.2)
6 : 8 = 0 (ост.6)

  1. Реши примеры:

56 : 7
24 : 3
63 : 9
36 : 4
72 : 8
14 : 2
35 : 5
42 : 6

6. Вычисли:

70 – 6
86 – 4
26 – 13
54 – 9
15 – 7
49 – 23

7. Найди значение:

6472 : 23
371204 : 548

Если работать только с числами, то часто учеников будет интересовать конкретный результат конкретного примера, а не процесс нахождения результата. Именно поэтому целесообразно использовать так называемые “сказочные числа”. Символика становится одним из средств, помогающих школьникам отвлечься от частностей и удерживать в сознании существенное. Среди заданий могут встречаться “провокационные”. Их нельзя решить, не зная конкретного значения сказочных цифр. Поиск таких “ловушек” играет особую роль в формировании у учащихся контроля за своими действиями [4], а также является “портативным” диагностическим средством, показывающим учителю качество детских знаний. [1]

Примеры таких заданий [4]:

а) Запиши частное обычными цифрами.

YYY : Y
LOLO : L
UOUН : U (ловушка)

б) Найди результаты:

7L5 – 500 =
8 UL – 200 =
7L5 – 50 = (ловушка)
80V – 300 =
V7V – 50 =
80V – 10V =

в) Расшифруй “сказочные” знаки. Запиши обычными цифрами:

хUU0U
9
_________
4
хYY0Y
8
_________
3
хVV0V
7
_________
0

Работа эта полезная и положительные ее стороны в том, что, прежде всего, каждый ребенок сам видит, в чем его проблема, на каком этапе испытывает затруднения. Оценивает себя сам: “безболезненно”, с помощью “волшебных линеечек”, не переводит на “двойки” и “пятерки”, а ищет способы, как исправиться. А роль учителя – помочь, указать источники (учебник, задания в тетради, личная помощь и др.)

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. – Москва: Вита пресс, 1999
  2. Воронцова А.Б. Практика развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – Москва, 1998
  3. Воронцов А.Б. Материала для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – Москва, 2000
  4. Микулина Г.Г. Сказочные цифры. Тетрадь по математике. 2 класс. – Тула: “Родничок”, 2000