Социально-экономические перемены, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования. В стратегии модернизации Российского образования находят отражение разнообразные формы обучения, предполагающие свободный выбор и проектирование творческой, поисковой и исследовательской деятельности, сочетание индивидуальной и групповой работы, коррекцию и самокоррекцию деятельности на основе рефлексии, получение “продукта”, выражающегося не только в обретении нового знания, но и в самопознании, в осознании каждым участником динамики собственного развития.
Отсюда вытекает необходимость новой оценочной политики в начальной школе. Тормозить введение безотметочного обучения будет отсутствие у учителя других способов оценивания. Хотя говорить приходится, скорее всего, не об отсутствии способов, а о незнании их.
В системе РО Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова давно разработан набор “инструментов” для отслеживания динамики роста и падений учащихся. К такому “инструментарию” можно отнести, прежде всего, разные виды проверочных работ и их цели. [3]
Хочу остановиться на одной из них – тестовой диагностической работе (ТДР). В определении А.Б.Воронцова [2] тестовые диагностические работы направлены на выявление освоения отдельных предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и самими учащимися. Такие работы проводятся дважды: на входе на этап решения частных задач и на выходе – перед созданием “ситуации успеха”, открывающей следующий этап. Такой урок задает для каждого ученика свой “вектор” работы с данным понятием или способом.
Как правило, указанные работы проверяются учителем совместно с детьми (на входе) и учителем – на выходе.
Система таких ТДР от темы к теме, от класса к классу позволяет и учителю, и администрации школы видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении знаний, его “точечные” затруднения для экстренной коррекции его действий, позволяет выявить, случайна ли ошибка, или у ребенка есть устойчивый пробел в данном действии. Как правило, такие работы проводятся после освоения учащимися определенных способов действий. Особенность этих работ в том, что учащемуся (либо учителю) искусственно приходится вычленять определенные этапы (операции) в своих действиях для “точечной” диагностики затруднений.
При использовании ТДР сразу видно, где у ребенка возникает трудность. Если, например, ребенок при сложении или вычитании допускает ошибки в записи разряда под разрядом, а остальные операции он совершает правильно, то нет смысла давать ему задания, которые охватывали бы весь операционный состав арифметического действия. Надо разбираться с первой операцией, вскрывать причину ошибки. У других детей возникают трудности в других операциях. Таким образом, реально в классе осуществляется индивидуальный подход – дети совместно с учителем, сгруппировавшись по типам ошибок, решают каждый свою задачу. После освоения этого способа через серию частных задач учитель дает повторную работу, где уже смотрится уровень освоения способа в целом. [2]
Приведем несколько примеров. Если мы хотим проверить, насколько полно и верно овладел ученик способом умножения многозначного числа на однозначное, ему необходимо уметь выполнять отдельно пять операций:
- определять переполнение разрядов;
- определять количество цифр в произведении;
- знать таблицу умножения;
- знать таблицу сложения;
- знать особые случаи умножения (на 0).
На каждую операцию предлагается задание. 20-25 минут дети выполняют работу самостоятельно. Затем пооперационная проверка (учитель на доске, дети у себя в тетрадях проверяют и исправляют). Результат проверки каждого задания фиксируется на “волшебной линеечке”. Результат выполнения всех заданий фиксируется также на обшей линеечке. Например: если ребенок выполнил все задания правильно, то линеечка выглядит так , закрашены все прямоугольники.
|
|
|
|
Содержание работы:
1. Определи, где есть переходы:
х2361
2
_________x1078
9
_________x4590
5
_________xG0P
1
_________x G0P
9
_________
2. Обозначь точками количество цифр в результате:
x5706
2
_________x3348
9
_________x1012
2
_________x 5YY
7
_________x 20LL
20
_________
3.
4 · 2
6 · 97 · 9
8 · 53 · 9
2 · 87 · 5
9 · 4
4.
16 + 7
15 + 92 + 8
13 + 86 + 6
7 + 819 + 7
12 + 9
5.
2 · 0
0 · 9G · 0
10 · L320 · 100
J0 · 100P00 · F0
6. Решить:
473 · 5 20 · 8547 5708 · 9
ТДР “Деление многозначных чисел на однозначное”.
Операции:
- определить первое неполное делимое;
- определить количество цифр в частном;
- знать “правило остатка” (остаток меньше делителя);
- знать таблицу деления.
Содержание работы:
- Выдели первое неполное делимое:
- Определи количество цифр в частном:
- Какие могут быть остатки при делении:
- Верно ли выполнено деление. Подчеркни правильные:
5365 : 8
5365 : 4
5365 : 20
1?Ј : 6
4?Ј : Ѕ
63 **: 7 =
3718008 : 34426 =
* * * * * : * * =
* * * * * : * * =
1? ? ? : 5Y =
7? ? : 3YY =
а) на 6;
б) на 99.
36 : 5 = 6 (ост.6)
74 : 8 = 9 (ост.2)
G : PL = 0 (ост.G)
23 : 3 = 7 (ост.2)
6 : 8 = 0 (ост.6)
- Реши примеры:
56 : 7
24 : 3
63 : 9
36 : 4
72 : 8
14 : 2
35 : 5
42 : 6
6. Вычисли:
70 – 6
86 – 4
26 – 13
54 – 9
15 – 7
49 – 23
7. Найди значение:
6472 : 23
371204 : 548
Если работать только с числами, то часто учеников будет интересовать конкретный результат конкретного примера, а не процесс нахождения результата. Именно поэтому целесообразно использовать так называемые “сказочные числа”. Символика становится одним из средств, помогающих школьникам отвлечься от частностей и удерживать в сознании существенное. Среди заданий могут встречаться “провокационные”. Их нельзя решить, не зная конкретного значения сказочных цифр. Поиск таких “ловушек” играет особую роль в формировании у учащихся контроля за своими действиями [4], а также является “портативным” диагностическим средством, показывающим учителю качество детских знаний. [1]
Примеры таких заданий [4]:
а) Запиши частное обычными цифрами.
YYY : Y
LOLO : L
UOUН : U (ловушка)
б) Найди результаты:
7L5 – 500 =
8 UL – 200 =
7L5 – 50 = (ловушка)
80V – 300 =
V7V – 50 =
80V – 10V =
в) Расшифруй “сказочные” знаки. Запиши обычными цифрами:
хUU0U
9
_________
4хYY0Y
8
_________
3хVV0V
7
_________
0
Работа эта полезная и положительные ее стороны в том, что, прежде всего, каждый ребенок сам видит, в чем его проблема, на каком этапе испытывает затруднения. Оценивает себя сам: “безболезненно”, с помощью “волшебных линеечек”, не переводит на “двойки” и “пятерки”, а ищет способы, как исправиться. А роль учителя – помочь, указать источники (учебник, задания в тетради, личная помощь и др.)
Список литературы
- Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. – Москва: Вита пресс, 1999
- Воронцова А.Б. Практика развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – Москва, 1998
- Воронцов А.Б. Материала для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – Москва, 2000
- Микулина Г.Г. Сказочные цифры. Тетрадь по математике. 2 класс. – Тула: “Родничок”, 2000