Цели:
-
Формировать осознанное написание слов с непроизносимыми согласными, повторить орфограммы; продолжить работу над формированием орфографической зоркости.
-
Развивать внимание, наблюдательность, умение работать самостоятельно, формировать навык самоконтроля, развивать мышление учащихся, творческие способности, коммуникативность.
-
Воспитывать любовь к слову, прививать интерес к урокам русского языка, работать над обогащением словарного запаса.
Оборудование: листы для работы в группах, карточки для учащихся, пословицы на листе.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прочтите девиз нашего урока.
"Мир освещается солнцем, а человек знанием."
Что это?
Как вы понимаете ее смысл?
Какие качества вам понадобятся на уроке, чтобы овладеть знаниями?
- Словарная работа.
Вид работы: комментированное письмо.
лестница, прекрасный, здравствуй
Почему эти буквосочетания требуют
проверки?
Посмотрим, какие слова вы знаете на
данные словосочетания.
- Актуализация знаний
Форма работы: работа в группах.
В каждой группе листы с буквосочетаниями. Вам необходимо подобрать как можно больше слов к данным буквосочетаниям.
Что нужно, чтобы слов получилось на листе наибольшее количество?
После выполнения работы отметьте на линеечке насколько получилось у вашей группы работать слаженно и дружно.
После выполнения задания листы прикрепляются на доску детьми.
Проверьте, какие результаты работы получились в группах.
Дети оценивают работу каждой группы по количеству слов и грамотности.
- Закрепление приобретенных знаний
Вид работы: фронтальная работа с опорой на схему.
Молодцы! Это задание показало, что вы много знаете слов с непроизносимыми согласными, но русский язык и вам могут встретиться слова, которые мы сегодня не увидели на ваших листах.
Как быть?
Дети проговаривают правило, опираясь на схему:
Проверим, как работает схема.
Прочтите предложения глазами:
1. В чужой лодке всегда больше рыбки.
2. Моя-то доля с чашкой в поле.
3. Смелость города берет.
Что можете о них сказать? Что такое пословица?
О каком человеческом качестве говорится в первой пословице? Сформулируйте одним словом.
Дети записывают на доске проверочное и сомнительные слова, выделяют корень, обращаясь к схеме.
Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
Прочтите слова, которые у нас получились. В пословицах заключены не только добродетели, пороки людей, в них живет ум и сердце народа.
-
Самостоятельная работа.
Вид работы: индивидуальная работа по тексту с выписыванием слов по орфограммам.
Зачитайте пословицы.
1. Человек без Родины, что соловей без песни.
2. Без дела жить только небо коптить.
3. Родная земля и в горсти мила.
Я прочту рассказ, вы подумайте, какая из пословиц соответствует этому рассказу.
В любой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок деревня или город, улица или дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Каждый человек любит то место, где он родился и живет. Для русских это леса и поля, зима и лето, весна и осень. Человек любит людей, с которыми он живет, его песни грустные и радостные, сказки, танцы. Поэтому и говорят...
Объясните свой выбор.
Я буду читать слова, распределив их по орфограммам.
Прочтите орфограммы:
Безударная гласная, проверяемая в корне слова |
Парная звонкая и глухая согласная в корне слова |
Непроизносимая согласная в корне слова |
Удвоенная согласная |
Оцените свое умение слышать каждую орфограмму с помощью линеечек.
Сделайте предварительную оценку карандашом (до выполнения задания).
Учитель диктует слова: город, леса, поля, зима, грустные, сказки, радостные, народ, русские.
Проведите черту под каждым последним словом в колонках.
Проверяем.
Дети читают слова на первую орфограмму.
Какие еще слова вы записали в этот столбик?
Оцените умение слышать и правильно писать безударную гласную.
Какие результаты у Вас получились?
О чем это говорит?
Аналогичная работа проводится по всем другим орфограммам.
Какие умения мы сейчас проверяем?
Эти умения вам понадобятся для выполнения следующего задания. Каким оно будет вы должны догадаться сами. Возьмите карточку. Читаем.
Бабушка потеряла очки, попросила Витю найти их. Витя сказал: "Мне некогда. Ищи сама. Я спешу на горку с ребятами". Пришел Витя с горки, а...
Дети предлагают разные варианты, продолжить рассказ, подобрать к нему пословицу, заголовок.
Какими будут ваши рассказы, мы узнаем на следующем уроке русского языка. Это будет ваше домашнее задание.