Факультативное занятие по детской риторике в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема занятия:“Вежливая оценка”.

Цели: 1. Познакомить с оценкой, как видом речевой деятельности, с особенностями вежливой оценки.

2. Работать над осознанным использованием изученных средств выразительности при чтении конкретного текста.

3. Закрепить умение пользоваться вопросами и заданиями к тексту.

4. Воспитывать добрые, вежливые отношения с окружающими людьми.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дети!

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Доброе утро

Длится до вечера.

Ученики: — Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Берутся за руки)

Учитель: — Почувствуйте поддержку своих товарищей, их хорошее отношение к вам. Это так важно.

II. Разминка.

Учитель: Начнем наше занятие с разминки.

1. Дыхательная гимнастика (выполняется стоя).

Секрет хорошего речевого дыхания заключается в умелом вдохе носом и правильном выдохе.

Представьте, что вы - воздушные шары и вас надувают. Медленный вдох - руки вверх, задержите дыхание. Быстро выдохнуть - руки опустить (3 раза).

А теперь вы дровосеки и рубите большие деревья. Медленный вдох и руки, сложенные ладошками, поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните и, опуская руки произнесите: “Ух!” (3 раза). Тихо сели.

2. Выполним звуковую гимнастику. Тренируем свободное дыхание.

Открыть и закрыть рот (3 раза).

Пошевелить ноздрями, как будто раздувая их.

Массировать полость рта круговым движением языка.

Массировать уши по ходу их изгибов.

3. Артикуляционная гимнастика.

Разогреем мышцы языка, губ и щек, чтобы они хорошо двигались при говорении.

(Дети повторяют за учителем)

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

“Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Я на волю улечу!”

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Чу-чу-чу - молоточком я стучу.

(Дети читают запись на доске)

Свинушки-старушки

Волнушки- стряпушки

Сыроежки-сладкоежки

Сморчки-старички.

4. Работа над скороговоркой.

(Ученики читают скороговорку на плакате хором медленно)

- От топота копыт

Пыль по полю летит.

(Затем читают чуть быстрее и быстро. 1 ряд читает быстро радостно, 2 ряд - быстро тихо, 3 ряд - громко выразительно).

Учитель: Теперь мы готовы к занятию.

III. Определение темы и целей урока.

Учитель: Прочитаем пословицы и поговорки.

(Ученики читают надписи на плакатах.

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Не отвечай на грубость грубостью.

Не мудрен совет, а сердце покоряет.

Жизнь дана на добрые дела).

Учитель: Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Поговорим сегодня о вежливости. Познакомимся с оценкой, как видом речевой деятельности, с особенностями вежливой оценки. Помогать нам будут сказочные герои.

Ответьте на мой вопрос: встречались ли вам вежливые люди - взрослые или дети?

Ответы учеников.

Учитель: А сами вы вежливы? Давайте дадим оценку своим действиям.

Ответы учеников.

Учитель: Проведем тестирование “Оцени свою вежливость”.

Отвечайте на вопросы одним словом “да”, или “нет”, или “иногда”.

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2. Говоришь ли ты “спасибо” после еды?

3. Извиняешься ли ты, если опоздал куда-либо?

4. Ты извиняешься перед малышом, которого случайно толкнул?

5. Друг помог тебе решить трудную задачу, поблагодаришь ли ты его?

6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли ты маму, бабушку с праздником 8 Марта?

8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли ты своим домашним “Спокойной ночи”?

Подсчитайте очки.

За ответ “Да” - 2 очка, “иногда” - 1 очко, “нет” - 0 очков. Если вы набрали от 12 до 16 очков: с вами пока все в порядке. Так держать!

От 8 до 11 очков: вы не всегда вежливы. Будьте внимательнее!

Меньше 8 очков: вам еще надо учиться вежливости! Не жалейте на это сил и времени.

Учитель: Так что-же такое - вежливость?

Ответы учеников.

(Один ученик читает стихотворение С. Маршака “Ежели вы вежливы”).

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Первая встреча с героями мультфильма “Ну, погоди!” Перед вами рисунки, на которых изображены Волк и Заяц. Расскажите, как извинялся перед Волком Заяц и как отвечал ему Волк. (рис. 1, 2, 3)

Ответы детей.

Учитель: Дадим оценку действиям этих героев.

Ответы детей (Заяц был вежлив, а Волк груб и невоспитан).

Учитель: Человек все в жизни оценивает: т.е. высказывает свое мнение о чем-либо. Он оценивает качество вещей, поведение людей. С этой целью человек использует словесные и несловесные средства. К словесным относятся специальные слова, обозначающие цифровые отметки-баллы. Пример: 4, отлично, 98 баллов; слова, с оценочным знанием: молодец, умница, болтунья, прекрасно, не любит, нравится.

Кроме того человек может выражать свою оценку доброй, снисходительной, ироничной улыбкой, аплодисментами. Может взглядом, кивком головы оценить то, что говорит или делает собеседник.

Ребята, в жизни ваши поступки, одежду, характер кто-нибудь оценивал?

Мама говорит: “Ты очень невнимательный. У тебя в примере две ошибки”.

Папа: “Нехорошо! У тебя кроссовки в грязи”.

Учитель: “Садись! Я ставлю тебе 4”.

С помощью слов “невнимательный”, “нехорошо”, “4” дается оценка. Бывает так, что оценка может огорчить, обидеть человека. Сегодня мы рассмотрим разные оценки, чтобы научиться оценивать правдиво и необидно.

Следующая наша встреча с Королем из сказочной пьесы Е. Шварца “Золушка”.

(Ученик в костюме Короля рассказывает текст из упр. № 141) [1]

Учитель: Что говорит Король о своих удивительных друзьях?

Ответы детей.

Учитель: Смогут ли обидеться на Короля его друзья? Почему?

Ответы детей.

Учитель: Я с вами согласна. Конечно не обидятся. Потому что Король о каждом говорит что-то хорошее. Что хорошего говорит Король о Коте в сапогах? О мальчике-с-Пальчик? А что Королю не нравится в них?

Ответы детей.

Учитель: А вот и царица из “Сказки о Мертвой царевне и о семи богатырях” А. С. Пушкина.

(Чтение по ролям. Ученица в костюме царицы)

Царица: “Здравствуй, зеркальце!

Скажи, да всю правду расскажи!

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

И ей зеркальце в ответ:

“Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее”.

Учитель: Сумело ли зеркальце вежливо сказать правду? Какие слова смягчили неприятную для мачехи правду?

Ответы детей.

Учитель: Так что смягчает строгую оценку, делает ее необидной? Прочитаем об этом на стр. 97. [1] Не забывайте, что говорить надо спокойно, глядя на собеседника.

А теперь отгадайте, о каком сказочном герое я говорю. Он красивый, умный, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Он самый лучший в мире рисовальщик, самый тяжелый больной. И ему ничего не нужно, кроме огромного торта и нескольких коробок печенья?

Ответы детей.

Учитель: Правильно. Это Карлсон. (Рисунок). Расскажите о нем. Какой он, Карлсон? Работаем в группах. Пусть его оценят: Малыш-это задание 1-ой группе, мама-задание 2-ой группе, фрекен Бок-задание 3-ей группе, сам Карлсон- задание 4-ой группе, Риторик- задание 4-ой группе.

(После совместной работы отвечают командиры групп).

Учитель: Молодцы! Назовите оценочные слова.

Ответы детей.

Учитель: Я с вами согласна. Все оценки правдивы. Вспомним еще сказочных героев. Перед вами Хозяйка Медной горы. (рисунок 4).

(Ученики выполняют задание № 146 на стр. 99. Затем читают вывод на стр. 99). [1]

Учитель: Предлагаю вам пофантазировать. Представьте себе, что героев сказки “Лиса и Журавль” (рисунок 5) пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда у Ежика они вспоминают, как побывали в гостях друг у друга. Прочитаем кто вежливее оценил гостеприимство друг друга.

(Ученики читают текст из упр. № 145) [1]

Учитель: Прочитайте слова Журавля мягко. Пусть Лиса тоже, подражая Журавлю, стремится говорить вежливым тоном.

(Ученики читают текст повторно).

Учитель: Ежик решил помирить Лису и Журавля. Поэтому он сказал: “Вы оба не правы”. А вот что он сказал дальше, придумайте сами и запишите. (стр. 99). [1]

(Заслушиваются ответы учеников).

Учитель: Ребята, ваши ответы мне понравились. Я думаю, если к вам придут гости, то вы будете приветливыми и не повторите ошибок этих героев.

V. Физкультминутка.

(Упражнения на релаксацию)

Учитель: Ребята, давайте из сказок вернемся в нашу жизнь. Выполним упражнение № 144. [1] (Дети читают текст и отвечают на вопросы). Теперь предлагаю следующее задание. Посмотрите на своих друзей и попробуйте дать вежливую оценку их поступкам, внешнему виду. Постарайтесь найти что-то хорошее, достойное, красивое.

(Ответы детей).

Учитель: Я рада, что наш урок прошел с пользой для вас. Вы постарались дать правдивые оценки и не обидели своих друзей.

Ребята, вы недавно были в цирке. Послушайте забавные ответы зрителей о цирковом представлении. Назовите оценочные слова.

“Больше всего мне понравился нос у клоуна. Мне все время хотелось его пощупать”.

“Мне не понравилась гимнастка. Она кружилась наверху, делала вид, что упадет и трепала мне нервы”.

“В цирке мне понравились собачки, клоуны, голуби и голубчики”.

“Мне очень понравились артистки со страусиновыми перьями. Только я не поняла, их им дают или они сами из страусов выдергивают”.

(Ответы детей: “Понравился, не понравилась, понравились, очень понравились”.)

Учитель: На какую оценку артист может обидеться?

Ответы учеников.

Учитель: Выполним задание № 147. [1]

(Читает ученик).

Учитель: — Понравился вам рассказ Насти? Почему?

— Почему сочинение называется “Подарок”?

— Какая она - Линда?

— Какое приключение произошло с Линдой?

— Чтобы вам хотелось узнать о морской свинке?

— Чтобы вы добавили к рассказу?

— Как Настя относится к Линде?

— Дома вы напишите отзыв о сочинении.

VI. Подведение итогов.

Учитель: — Наше занятие завершается. Какой вы можете сделать вывод?

Ответы детей.

(Ученики читают стихотворение)

1. Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

2. Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может вырастил деревце

На земле Кулунды?

3. Может строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом?

4. Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому!

Учитель: — Тогда и я хочу сказать вам на прощанье.

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаемся мы сейчас.

Добрый путь вам! В добрый час!

— Спасибо за ваши ответы.

Литература

  1. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. С - инфо. Баласс .Москва, 2002
  2. Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская, О.В. Марысева. Детская риторика в рассказах и рисунках. 4 класс. Методические рекомендации. С – инфо. Баласс.
  3. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. "Академия развития". 1997