Введение.
Дошкольный возраст является периодом
овладения социальным пространством
человеческих отношений через общение с близкими
взрослыми, а также через игровые и реальные
отношения со сверстниками.
Дошкольный возраст приносит ребенку новые
принципиальные достижения. В дошкольном
возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей,
овладевая употреблением все большего числа
предметов по их функциональному значению,
испытывая ценностное отношение к окружающему
предметному миру, с изумлением открывает для
себя некоторую относительность постоянства
вещей.
В дошкольном возрасте продолжается активное
овладение собственным телом (координацией
движений и действий, формирований образа тела и
ценностного отношения к нему).
В этот период продолжает бурно развиваться речь,
способность к замещению, к символическим
действиям и использованию знаков,
наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление, воображение и память.
Ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное
воспроизведение. Весь период детства, с трех до
семи лет, просматривается неудержимое,
стремительное развитие психических свойств,
прерывающееся выраженными остановками –
периодами стереотипного воспроизведения
достигнутого. В период дошкольного детства игра
становится ведущим видом деятельности, поэтому
глубокое изучение особенностей развития
внимания игровой деятельности особенно
актуальна.
- Объектом исследования был процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
- Предмет исследования – развитие внимания детей в дошкольном возрасте через дидактическую игру.
- Цель исследования – разработка дидактических игр, направленных на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести теоретический анализ основных положений исследования.
- Провести диагностику уровня развития внимания у детей дошкольного возраста.
- Разработать дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
В работе использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования,
- тестирование,
- эксперимент,
- анализ результатов эксперимента.
Анализ результатов педагогического экспериментов.
Нами был проведен эксперимент, цель которого:
выявить уровень развития внимания у детей
дошкольного возраста.
Базой эксперимента стал МДОУДС № 386 г.
Челябинска.
В эксперименте участвовали дети старшой группы в
количестве 12 человек.
На первом этапе была проведена диагностика
уровня развития внимания. В качестве
диагностического инструментария была выбрана
игра “Найди пару”.
Ребенку предъявляется карточка с изображением
целого ряда однородных предметов, отличающихся
каким-то одним признаком. Среди предметов
имеются два полностью идентичных. Общее
количество предметов: пятнадцать. Предлагается
указать одинаковые предметы.
Оценивание выполнения задания детьми.
- 6-5 баллов – идентичные предметы находит верно, задание выполняет от 1 до 1,5 минуты (В);
- 4-3 балла – допускает ошибки, но замечает их и исправляет за время от 1,5 до 2 минуты (С);
- 2-1 балла – ошибок своих не видит, задание выполняет не верно, за время до 3- х минут (Н)
- 0 баллов – ребенок за 3 минуты не справился с заданием (очень низкий уровень развития).
Анализируя показатели, выяснилось, что в группе
30% детей с высоким уровнем развития внимания, 30%
детей со средним уровнем развития и 30% детей с
низким уровнем развития внимания. Очень низкий
уровень развития внимания не выявлен ни у одного
ребенка.
В результате мы видим, что в данной группе
преобладает средний уровень развития внимания.
Но есть дети, у которых преобладает низкий
уровень развития.
На втором этапе были проведены в течение месяца
занятия, в основе которых лежат дидактические
игры, направленные на развитие внимания. (“Что я
видел”, ”Чего не стало”, ”Наоборот”,
“Запретные движения”, ”Самый внимательный”,
”Лови мяч”, ”Нарисуй, что запомнил”, ”Расставь
значки”, ”Нади два одинаковых”, ”Отыщи числа”.)
Повторная диагностика показала, что уровень
развития произвольного внимания у детей старшей
группы повысился.
По полученным данным была построена диаграмма
изменения уровня развития внимания.
Таким образом, на основании нашего эксперимента
можно сделать вывод:
- Игровая деятельность влияет на развитие внимания у детей дошкольного возраста.
- В игре начинает развивается произвольное внимание
Заключение.
Теоретический анализ источников и результаты
исследования позволили сделать следующие выводы
Внимание играет очень важную роль в познании
окружающей действительности и в практической
деятельности человека. Из всей совокупности
действующих в данный момент на человека
раздражителей наиболее полно и отчетливо
воспринимаются, а также и запоминаются те,
которые привлекают его внимание. Внимание, таким
образом, необходимо во всякой познавательной
деятельности.
Существующие основные свойства внимания,
устойчивость, объем, распределение,
переключение, развивается под влиянием
воспитания.
В дошкольном детстве высокой ступени развития
достигает непроизвольное внимание. Появление
новых интересов, участие в новых видах
деятельности заставляют ребенка сосредоточиться
на таких сторонах деятельностях, которые раньше
оставались им не замеченными.
Если непроизвольное внимание достигает у детей
дошкольного возраста высокой ступени развития,
то внимание произвольное начинает у них только
только формироваться.
Выполняя поручения взрослых, неся некоторые
обязанности в детском саду и дома, принимая
участи в коллективных играх, дошкольник все чаще
сталкивается с такими условиями, где приходится
обращать внимание на то, что необходимо для
осуществления намеченного задания, что
соответствует словесным указаниям взрослого или
требованиям детского коллектива. Таким образом,
новые жизненные условия, организуемые
родителями и воспитателями, приводят к
формированию у детей произвольного внимания.
Обработка данных показывает, что уровень
развития внимания у детей дошкольного возраста
зависит от индивидуальных особенностей детей.
Детям трудно сосредоточится на однообразной и
малопривлекательной для них деятельности, в то
время, как в процессе игры они могут достаточно
долго оставаться внимательными. Используемые на
занятиях элементы игры, продуктивные виды
деятельности позволяют поддерживать внимание
детей на достаточно высоком уровне.
Таким образом, на основании проведенного
эксперимента можно сделать вывод:
- игровая деятельность влияет на развитие внимания у детей дошкольного возраста;
- в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание;