Прогрессивные процессы развития, происходящие в нашем государстве за последние годы, не могли не коснуться вопросов образования. Федеральная программа развития образования в России (1995 год) поставила перед нами ряд задач в обновлении образовательной системы, а именно:
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
- активизация научно-педагогических исследований;
- увеличение количества и качества научно-методических разработок, создаваемых практиками.
Процессы развития характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков, но процесс этот не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Именно поэтому современные психолого-педагогические требования к управлению образовательным учреждением значительно изменили содержание работы методической службы ДОУ, которая призвана реализовывать свою деятельность по двум равноправным направлениям. Это:
- организационно-педагогическая работа;
- научно-методическая работа.
Наиболее подробно остановимся на
втором направлении работы методической службы, а
именно, научно-методической работе.
Главной целью которой является: создание в
ДОУ и обеспечение работы высоко эффективной
системы научного обучения педагогических
кадров, удовлетворяющей потребностям
современных условий.
Что же касается содержания обоих направлений работы методической службы, обратимся к таблице: “Содержание методической работы ДОУ, работающего в режиме развития”.
Научно-методическая |
Организационно-педагогическая |
Внедрение нового содержания образования дошкольников, форм и методов работы. | Оснащение педагогического процесса необходимым наглядно-дидактическим оборудованием и методической литературой. |
Внедрение организационно- инновационной и экспериментальной работы в ДОУ. | Оснащение педагогического кабинета. |
Обучение педагогов работе в новых условиях. | Участие в укреплении материально-технической базы ДОУ. |
Создание системы непрерывного образования педагогов. | Контроль и анализ выполнения государственного стандарта образования детей дошкольного возраста. |
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к повышению профессионального мастерства. | Организация, планирование перспективной и текущей курсовой переподготовки педагогов. |
Создание мониторинга качества образования. | Организация форм взаимодействия (работы) с родителями. |
Организация психологического сопровождения педагогического процесса. | Проведение Советов педагогов, совещаний при воспитателе-методисте. |
Поиск инновационных путей в реализации содержания образования. | Работа по подготовке педагогов и ДОУ к предстоящей аттестации. |
Организация участия педагогов в обмене, изучении, распространении передового педагогического опыта. | Обобщение опыта работы педагогов. |
Изучение потребностей педагогов в оказании методической помощи. | Организация работы с молодыми специалистами, стажерами. |
Организация взаимодействия с различными социальными институтами детства. |
Все виды деятельности воспитателя-методиста, заключенные в разделе “организационно-педагогическая работа”, направлены на то, чтобы ДОУ функционировало, а деятельность по осуществлению научно-методической работы направлена на то, чтобы организовать работу коллектива в новых условиях, в условиях развития ДОУ.
Работая в режиме эксперимента по апробации и внедрению в практику работы с дошкольниками программ дополнительного образования, “Школа Л.Н. Толстого” с 1995 года пришли к выводу, что научно-методическая работа решает ряд важных задач:
- повышает управленческую культуры руководителей ДОУ;
- координирует деятельность методической службы по внедрению различных форм методической работы как традиционных, так и не традиционных.
Внедряя в практику работы с детьми новое содержание образования, в нашем ДОУ пришли к выводу, что необходимо повышать уровень профессионального мастерства педагогов. Для достижения данной цели традиционных форм методической работы недостаточно, это связано с различным уровнем профессионального мастерства педагогов.
Для того чтобы выявить уровень профессионального мастерства каждого педагога, определили для себя следующие критерии:
Педагоги–новаторы.
- Первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что оно уже хорошо, потому, что новое.
- Способны к решению нестандартных задач.
- Не только воспринимают, но и осваивают новшество.
- Активно создают и разрабатывают свои педагогические инновации.
- Обладают ярко выраженным новаторским духом.
- Постоянно следят за передовым опытом в области образования.
- Прогнозируют свою деятельность.
Педагоги–мастера.
- Первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
- Первыми подхватывают появившуюся инновацию.
- Способны видеть ходы и результаты работы.
- Испытывают потребность в постоянном профессиональном росте.
- Следят за передовым опытом в области образования.
- Имеют чувство перспективы.
Педагоги–опытные активные – “двигатели”.
- Умеренно осуществляют освоение новшества.
- Не спешат, но в то же время не хотят быть последними.
- В инновационную деятельность включаются, когда новое воспринято большинством или частью коллег.
- Охотно знакомятся с передовым педагогическим опытом.
- Анализируют свою деятельность.
Педагоги–опытные малоактивные – “тормоз”.
- Предпоследними принимают новшество.
- Воспринимают инновацию, после того, как к ней в коллективе сформировано общее положительное мнение.
- Не испытывают тяги к самосовершенствованию.
Педагоги–консерваторы.
- Не соглашаются и не осознают необходимости осуществления инновационных процессов в дошкольном учреждении.
- Сильно связаны со старыми традициями.
- Используют только консервативные формы работы.
- Не осознают сути инновационных процессов.
- “Тяжелы на подъем”, а если их и удается “раскачать”, то приверженность определенным идеям “губит” инновацию.
Педагоги–“молодые специалисты”.
- Имеют определенный “багаж знаний”, но практических умений недостаточно.
Отсюда следует, что научно-методическая работа способствует:
- дальнейшей дифференциации повышения профессионального образования педагогических кадров на основе диагностики профессиональной компетентности и информационных потребностей и оценки эффективности педагогического труда по конечным результатам.
Научно-методическая работа помогает:
- ускорению поиска преодоления воспитателем основных проблем;
- своевременному обеспечению педагогических кадров современной научно-педагогической и научно-методической литературой;
- дальнейшей интеграции инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.
Работая в режиме развития, убедились в том, что для достижения конечного результата, необходимо соблюдать ряд условий, направленных на повышение эффективности методической службы ДОУ:
- сделать обоснованный выбор модели методической работы, который происходит на основе аналитико-прогностической деятельности (уровня квалификации воспитателей, уровня развития и состояния здоровья детей, контингента родителей в ДОУ по возрастному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания);
- учитывать изменения в социально-экономической жизни и другие факторы, которые могут повлиять на содержание методической работы в современных условиях: экономический, социокультурный, этнический и экологический;
- дифференциация методической работы на основе: диагностики педагогических затруднений (диагностических, проектировочно-целевых, организационных, содержательных, коммуникативных, контрольно-оценочных, научно-методических), целевого планирования и организации методической работы, учета типа ДОУ и специфики его местонахождения, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- взаимосвязь и интеграция (всех звеньев и подразделений методической службы, форм и методов методической работы);
- систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
- оптимальное сочетание теоретических и практических форм методической работы;
- оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития ребенка);
- своевременное обеспечение методической литературой.
В чем же отличительные особенности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ДОУ? Для этого необходимо внимательно изучить следующую терминологию:
- новинка – нечто новое (С.И. Ожегов);
- новизна – нечто новое в чем-нибудь (С.И. Ожегов);
- новизна – критерий качества информации (результат научных исследований);
- нововведение – новое правило, вновь установленный порядок (С.И. Ожегов);
- нововведение (инновация) – целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей;
- инновация – процесс изменения связанный с созданием признанием или внедрением новых элементов в определенной социальной системе (словарь социально-гуманитарных терминов);
- инновация – (от англ. Innovation) – нововведение, новация) – это изменения внутри системы, удовлетворяющие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
- инновация – такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in-внутри) ресурсов (резервов);
- эксперимент – попытка сделать, предпринять что-то новое, раннее не испытанное (С.И. Ожегов);
- эксперимент – исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом, в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик, условий его протекания;
- эксперимент – метод научного исследования, представляющий создание некоторых искусственных условий и направленный на выявление причин – следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменами (Н.Л. Карпова);
- эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях;
- эксперимент – важнейший научный метод, заключающийся в преднамеренном создании определенных условий, с целью изучения хода педагогического процесса и активного влияния на него.
У всех определений есть много общего, а скорее всего это звенья одной цепи:
Новинка - новизна - нововведение (инновация) - эксперимент
В чем же суть инновационных процессов в ДОУ? Какие области деятельности ДОУ они затрагивают?
В управленческой деятельности:
- изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования;
- создание единой программы управления;
- разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, Образовательных программ;
- внедрение новых форм контроля;
- делегирование контрольных функций;
- переход на новый механизм хозяйствования и т.д.
В методической работе:
- индивидуализация форм методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
- создание системы непрерывного образования педагогов;
- разработка индивидуальных программ творческого развития педагога и т.д.
В содержании образования:
- внедрение новых программ;
- разработка индивидуальных программ образования детей в ДОУ;
- дополнительные образовательные услуги и т.д.
В методах работы с детьми:
- простейшее экспериментирование и опыты работы детей;
- моделирование ситуаций;
- самостоятельный поиск детьми способов решения проблемы и т.д.
В развивающей среде:
- создание комнаты психологической разгрузки;
- детских театральных студий и т.д.
Важно помнить! Инновационные процессы могут проникать в различные области деятельности дошкольного учреждения, иметь продолжение, как по горизонтали, так и по вертикали.
Одно условие – какой бы области деятельности ДОУ не касались инновации, все направлено на благо ребенка.