Сравнительный анализ нормативно-правовой базы ДОУ, работающего в инновационном режиме и режиме эксперимента

Разделы: Работа с дошкольниками


Прогрессивные процессы развития, происходящие в нашем государстве за последние годы, не могли не коснуться вопросов образования. Федеральная программа развития образования в России (1995 год) поставила перед нами ряд задач в обновлении образовательной системы, а именно:

  • повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
  • активизация научно-педагогических исследований;
  • увеличение количества и качества научно-методических разработок, создаваемых практиками.

Процессы развития характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков, но процесс этот не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Именно поэтому современные психолого-педагогические требования к управлению образовательным учреждением значительно изменили содержание работы методической службы ДОУ, которая призвана реализовывать свою деятельность по двум равноправным направлениям. Это:

  • организационно-педагогическая работа;
  • научно-методическая работа.

Наиболее подробно остановимся на втором направлении работы методической службы, а именно, научно-методической работе.
Главной целью которой является: создание в ДОУ и обеспечение работы высоко эффективной системы научного обучения педагогических кадров, удовлетворяющей потребностям современных условий.

Что же касается содержания обоих направлений работы методической службы, обратимся к таблице: “Содержание методической работы ДОУ, работающего в режиме развития”.

Научно-методическая

Организационно-педагогическая
Внедрение нового содержания образования дошкольников, форм и методов работы. Оснащение педагогического процесса необходимым наглядно-дидактическим оборудованием и методической литературой.
Внедрение организационно- инновационной и экспериментальной работы в ДОУ. Оснащение педагогического кабинета.
Обучение педагогов работе в новых условиях. Участие в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Создание системы непрерывного образования педагогов. Контроль и анализ выполнения государственного стандарта образования детей дошкольного возраста.
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к повышению профессионального мастерства. Организация, планирование перспективной и текущей курсовой переподготовки педагогов.
Создание мониторинга качества образования. Организация форм взаимодействия (работы) с родителями.
Организация психологического сопровождения педагогического процесса. Проведение Советов педагогов, совещаний при воспитателе-методисте.
Поиск инновационных путей в реализации содержания образования. Работа по подготовке педагогов и ДОУ к предстоящей аттестации.
Организация участия педагогов в обмене, изучении, распространении передового педагогического опыта. Обобщение опыта работы педагогов.
Изучение потребностей педагогов в оказании методической помощи. Организация работы с молодыми специалистами, стажерами.
Организация взаимодействия с различными социальными институтами детства.  

Все виды деятельности воспитателя-методиста, заключенные в разделе “организационно-педагогическая работа”, направлены на то, чтобы ДОУ функционировало, а деятельность по осуществлению научно-методической работы направлена на то, чтобы организовать работу коллектива в новых условиях, в условиях развития ДОУ.

Работая в режиме эксперимента по апробации и внедрению в практику работы с дошкольниками программ дополнительного образования, “Школа Л.Н. Толстого” с 1995 года пришли к выводу, что научно-методическая работа решает ряд важных задач:

  • повышает управленческую культуры руководителей ДОУ;
  • координирует деятельность методической службы по внедрению различных форм методической работы как традиционных, так и не традиционных.

Внедряя в практику работы с детьми новое содержание образования, в нашем ДОУ пришли к выводу, что необходимо повышать уровень профессионального мастерства педагогов. Для достижения данной цели традиционных форм методической работы недостаточно, это связано с различным уровнем профессионального мастерства педагогов.

Для того чтобы выявить уровень профессионального мастерства каждого педагога, определили для себя следующие критерии:

Педагоги–новаторы.

  • Первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что оно уже хорошо, потому, что новое.
  • Способны к решению нестандартных задач.
  • Не только воспринимают, но и осваивают новшество.
  • Активно создают и разрабатывают свои педагогические инновации.
  • Обладают ярко выраженным новаторским духом.
  • Постоянно следят за передовым опытом в области образования.
  • Прогнозируют свою деятельность.

Педагоги–мастера.

  • Первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
  • Первыми подхватывают появившуюся инновацию.
  • Способны видеть ходы и результаты работы.
  • Испытывают потребность в постоянном профессиональном росте.
  • Следят за передовым опытом в области образования.
  • Имеют чувство перспективы.

Педагоги–опытные активные – “двигатели”.

  • Умеренно осуществляют освоение новшества.
  • Не спешат, но в то же время не хотят быть последними.
  • В инновационную деятельность включаются, когда новое воспринято большинством или частью коллег.
  • Охотно знакомятся с передовым педагогическим опытом.
  • Анализируют свою деятельность.

Педагоги–опытные малоактивные – “тормоз”.

  • Предпоследними принимают новшество.
  • Воспринимают инновацию, после того, как к ней в коллективе сформировано общее положительное мнение.
  • Не испытывают тяги к самосовершенствованию.

Педагоги–консерваторы.

  • Не соглашаются и не осознают необходимости осуществления инновационных процессов в дошкольном учреждении.
  • Сильно связаны со старыми традициями.
  • Используют только консервативные формы работы.
  • Не осознают сути инновационных процессов.
  • “Тяжелы на подъем”, а если их и удается “раскачать”, то приверженность определенным идеям “губит” инновацию.

Педагоги–“молодые специалисты”.

  • Имеют определенный “багаж знаний”, но практических умений недостаточно.

Отсюда следует, что научно-методическая работа способствует:

  • дальнейшей дифференциации повышения профессионального образования педагогических кадров на основе диагностики профессиональной компетентности и информационных потребностей и оценки эффективности педагогического труда по конечным результатам.

Научно-методическая работа помогает:

  • ускорению поиска преодоления воспитателем основных проблем;
  • своевременному обеспечению педагогических кадров современной научно-педагогической и научно-методической литературой;
  • дальнейшей интеграции инновационных процессов в различные направления работы ДОУ.

Работая в режиме развития, убедились в том, что для достижения конечного результата, необходимо соблюдать ряд условий, направленных на повышение эффективности методической службы ДОУ:

  • сделать обоснованный выбор модели методической работы, который происходит на основе аналитико-прогностической деятельности (уровня квалификации воспитателей, уровня развития и состояния здоровья детей, контингента родителей в ДОУ по возрастному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания);
  • учитывать изменения в социально-экономической жизни и другие факторы, которые могут повлиять на содержание методической работы в современных условиях: экономический, социокультурный, этнический и экологический;
  • дифференциация методической работы на основе: диагностики педагогических затруднений (диагностических, проектировочно-целевых, организационных, содержательных, коммуникативных, контрольно-оценочных, научно-методических), целевого планирования и организации методической работы, учета типа ДОУ и специфики его местонахождения, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • взаимосвязь и интеграция (всех звеньев и подразделений методической службы, форм и методов методической работы);
  • систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • оптимальное сочетание теоретических и практических форм методической работы;
  • оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития ребенка);
  • своевременное обеспечение методической литературой.

В чем же отличительные особенности опытно-экспериментальной и инновационной деятельности ДОУ? Для этого необходимо внимательно изучить следующую терминологию:

  • новинка – нечто новое (С.И. Ожегов);
  • новизна – нечто новое в чем-нибудь (С.И. Ожегов);
  • новизна – критерий качества информации (результат научных исследований);
  • нововведение – новое правило, вновь установленный порядок (С.И. Ожегов);
  • нововведение (инновация) – целенаправленный процесс создания, распространения, внедрения, использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей;
  • инновация – процесс изменения связанный с созданием признанием или внедрением новых элементов в определенной социальной системе (словарь социально-гуманитарных терминов);
  • инновация – (от англ. Innovation) – нововведение, новация) – это изменения внутри системы, удовлетворяющие течение и результаты учебно-воспитательного процесса;
  • инновация – такое нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных (in-внутри) ресурсов (резервов);
  • эксперимент – попытка сделать, предпринять что-то новое, раннее не испытанное (С.И. Ожегов);
  • эксперимент – исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом, в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик, условий его протекания;
  • эксперимент – метод научного исследования, представляющий создание некоторых искусственных условий и направленный на выявление причин – следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменами (Н.Л. Карпова);
  • эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях;
  • эксперимент – важнейший научный метод, заключающийся в преднамеренном создании определенных условий, с целью изучения хода педагогического процесса и активного влияния на него.

У всех определений есть много общего, а скорее всего это звенья одной цепи:

Новинка - новизна - нововведение (инновация) - эксперимент

В чем же суть инновационных процессов в ДОУ? Какие области деятельности ДОУ они затрагивают?

В управленческой деятельности:

  • изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования;
  • создание единой программы управления;
  • разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, Образовательных программ;
  • внедрение новых форм контроля;
  • делегирование контрольных функций;
  • переход на новый механизм хозяйствования и т.д.

В методической работе:

  • индивидуализация форм методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;
  • создание системы непрерывного образования педагогов;
  • разработка индивидуальных программ творческого развития педагога и т.д.

В содержании образования:

  • внедрение новых программ;
  • разработка индивидуальных программ образования детей в ДОУ;
  • дополнительные образовательные услуги и т.д.

В методах работы с детьми:

  • простейшее экспериментирование и опыты работы детей;
  • моделирование ситуаций;
  • самостоятельный поиск детьми способов решения проблемы и т.д.

В развивающей среде:

  • создание комнаты психологической разгрузки;
  • детских театральных студий и т.д.

Важно помнить! Инновационные процессы могут проникать в различные области деятельности дошкольного учреждения, иметь продолжение, как по горизонтали, так и по вертикали.

Одно условие – какой бы области деятельности ДОУ не касались инновации, все направлено на благо ребенка.