Цели:
1. Знакомство с произведениями народного искусства. Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой.
2. Формировать умения и навыки простейших приемов рисования хохломской травки.
3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.
Материалы:
Для учителя: изделия хохломы, фотографии, репродукции, методические таблицы, закладки, открытки.
Для учащихся: шаблоны, трафареты, краски, тампоны, вода, тычки.
Ход урока:
1. Оргмомент:
Проверяется все ли правильно расположено на рабочем месте.
2. Тема урока.
– Какие народные промыслы вы уже знаете?
– Сегодня познакомимся поближе с творчеством народных мастеров хохломской росписи.
3. Выставка деревянных изделий (Хохлома).
– Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство. Оно возникло в селе Хохлома много-много лет назад. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли и крупы, обеденные миски, ковши.
– Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?
(Радостное, веселое.)
– Этого и хотели добиться художники.
4. Историческая справка.
– Сейчас ребята расскажут о том, как зарождалось это искусство.
1) Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи Хохломы.
2) В давние времена среди жителей этих деревень было немало беглецов, спасавшихся от гонений за “старую веру”, от произвола царских и церковных властей.
3) Среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров рукописной миниатюры. Они принесли в Заволжье тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, рисунки богатого растительного орнамента.
4) Заволжские мастера хорошо владели токарным ремеслом, знали и бережно хранили рисунки древнего орнамента со знаками языческой символики, среди которых можно видеть рисунок солнца – символ плодородия и цветения природы.
5) Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях Хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.
5. Рассказ учителя.
В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?
(По мере рассказа заготовки прикрепляются на доску.)
- На первом этапе из липы или березы вырезается ножом так называемое “ белье”.
- Выточенные изделия просушивают, затем грунтуют – покрывают жидким слоем местной глины (вапы). Белоснежные до этого изделия становятся похожими на глиняные.
- Изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают
- Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок алюминия втирается тампоном по вапленому грунту. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
- Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Расписываются кисточками, сделанными из хвоста белки. После росписи изделия покрывают лаком и подвергают закалке в электропечах. Под влиянием высокой температуры пленка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевой полуды отливает золотым блеском.
- Вынутые из печи “золотые” изделия удивительно красивы и, по выражению хохломских мастеров, не боятся “ни жару, ни стужу”.
олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.
– И получаются такие замечательные изделия, которые мы видим здесь.
(2 девочки берут в руки деревянные ложки и рассказывают стихи:
– Нынче праздник во дворце,
Гости бьют в ладошки,
Начинается концерт-
Выступают ложки!
– Чоки-чок! Чоки-чок!
Эх, чечетка, гопачок!
Даже у матрешки
Сами пляшут ножки!
7. Роспись заготовки.
- Затонируем заготовки желтым цветом (тампонами).
- Беседа.
– Каким цветом будем расписывать?
– Какие 3 цвета используются в хохломской росписи?
(Красный, желтый, черный, очень редко- зеленый.)
– Художники наблюдают в природе различные формы и переносят их на изделия в стилизованном виде.
(Обращается внимание на иллюстрации.)
– Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Хохломской росписи. Познакомимся поближе с “травяным орнаментом”, или просто “травкой”, а еще с изображением ягод. Травка – это удлиненные , слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше, кустиком. Иногда на веточке изображены листочки и ягодки.
(На доску прикрепляются увеличенные элементы росписи.)
Ягодки (например, рябинку) можно изобразить тычком.
Художники весь узор выполняют кистью, держат ее свободно, всеми пальцами, поворачивая ее.
(Всем учащимся на парты раздаются открытки и закладки с узорами.)
– Найдите травку, ягодки.
– Иногда художники изображают птиц и даже животных.
- Заготовка просохла. Рисуем травку кистью, чередуя произвольно красный и черный цвет.
Физкультминутка.
- Кто сделал, можно внести элементы творчества:
– нарисовать дополнительно к травке листочки, ягодки;
– раскрасить ободочки вверху и внизу изделия;
– можно на свободном месте нарисовать (сразу кистью) еще какой-нибудь элемент росписи.
(На доске – элементы росписи в увеличенном виде.)
- Индивидуальная работа.
(Учитель помогает отдельным учащимся.)
8. Организация выставки.
9. Итог урока.
– С каким народным промыслом познакомились?
– Какой узор учились рисовать?
– Какие краски используют художники в Хохломской росписи?