Урок изобразительного искусства на тему: "Красота в умелых руках"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

1. Знакомство с произведениями народного искусства. Углубление представлений о связи орнаментальной композиции с природой.

2. Формировать умения и навыки простейших приемов рисования хохломской травки.

3. Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.

Материалы:

Для учителя: изделия хохломы, фотографии, репродукции, методические таблицы, закладки, открытки.

Для учащихся: шаблоны, трафареты, краски, тампоны, вода, тычки.

Ход урока:

1. Оргмомент:

Проверяется все ли правильно расположено на рабочем месте.

2. Тема урока.

– Какие народные промыслы вы уже знаете?

– Сегодня познакомимся поближе с творчеством народных мастеров хохломской росписи.

3. Выставка деревянных изделий (Хохлома).

– Вы видите изделия, расписанные ярким нарядным узором. Такие узоры называются Хохломская роспись. Это русское народное искусство. Оно возникло в селе Хохлома много-много лет назад. Сюда свозились на продажу выточенные на токарном станке чаши, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли и крупы, обеденные миски, ковши.

– Какое настроение возникает при рассматривании хохломских изделий?

(Радостное, веселое.)

– Этого и хотели добиться художники.

4. Историческая справка.

– Сейчас ребята расскажут о том, как зарождалось это искусство.

1) Изготовляли деревянную посуду, а затем украшали ее росписью крестьянские мастера из деревень, расположенных вблизи Хохломы.

2) В давние времена среди жителей этих деревень было немало беглецов, спасавшихся от гонений за “старую веру”, от произвола царских и церковных властей.

3) Среди переселенцев было немало иконописцев и мастеров рукописной миниатюры. Они принесли в Заволжье тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма, рисунки богатого растительного орнамента.

4) Заволжские мастера хорошо владели токарным ремеслом, знали и бережно хранили рисунки древнего орнамента со знаками языческой символики, среди которых можно видеть рисунок солнца – символ плодородия и цветения природы.

5) Не смотря на золотой отлив, золото никогда не применялось в росписях Хохломской посуды. Эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.

5. Рассказ учителя.

В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?

(По мере рассказа заготовки прикрепляются на доску.)

  1. На первом этапе из липы или березы вырезается ножом так называемое “ белье”.
  2. Рисунок 1

  3. Выточенные изделия просушивают, затем грунтуют – покрывают жидким слоем местной глины (вапы). Белоснежные до этого изделия становятся похожими на глиняные.
  4. Рисунок 2

  5. Изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают
  6. олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.

  7. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок алюминия втирается тампоном по вапленому грунту. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
  8. Рисунок 3

  9. Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Расписываются кисточками, сделанными из хвоста белки. После росписи изделия покрывают лаком и подвергают закалке в электропечах. Под влиянием высокой температуры пленка лака желтеет, а просвечивающий слой алюминиевой полуды отливает золотым блеском.
  10. Рисунок 4

  11. Вынутые из печи “золотые” изделия удивительно красивы и, по выражению хохломских мастеров, не боятся “ни жару, ни стужу”.

– И получаются такие замечательные изделия, которые мы видим здесь.

(2 девочки берут в руки деревянные ложки и рассказывают стихи:

– Нынче праздник во дворце,

Гости бьют в ладошки,

Начинается концерт-

Выступают ложки!

– Чоки-чок! Чоки-чок!

Эх, чечетка, гопачок!

Даже у матрешки

Сами пляшут ножки!

7. Роспись заготовки.

Рисунок 5

  • Затонируем заготовки желтым цветом (тампонами).
  • Беседа.

– Каким цветом будем расписывать?

– Какие 3 цвета используются в хохломской росписи?

(Красный, желтый, черный, очень редко- зеленый.)

– Художники наблюдают в природе различные формы и переносят их на изделия в стилизованном виде.

(Обращается внимание на иллюстрации.)

– Сегодня вы попробуете превратиться в мастеров Хохломской росписи. Познакомимся поближе с “травяным орнаментом”, или просто “травкой”, а еще с изображением ягод. Травка – это удлиненные , слегка изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше, кустиком. Иногда на веточке изображены листочки и ягодки.

(На доску прикрепляются увеличенные элементы росписи.)

Рисунок 6

Рисунок 7

Ягодки (например, рябинку) можно изобразить тычком.

Художники весь узор выполняют кистью, держат ее свободно, всеми пальцами, поворачивая ее.

(Всем учащимся на парты раздаются открытки и закладки с узорами.)

– Найдите травку, ягодки.

– Иногда художники изображают птиц и даже животных.

  • Заготовка просохла. Рисуем травку кистью, чередуя произвольно красный и черный цвет.

Физкультминутка.

  • Кто сделал, можно внести элементы творчества:

– нарисовать дополнительно к травке листочки, ягодки;

– раскрасить ободочки вверху и внизу изделия;

– можно на свободном месте нарисовать (сразу кистью) еще какой-нибудь элемент росписи.

(На доске – элементы росписи в увеличенном виде.)

  • Индивидуальная работа.

(Учитель помогает отдельным учащимся.)

8. Организация выставки.

9. Итог урока.

– С каким народным промыслом познакомились?

– Какой узор учились рисовать?

– Какие краски используют художники в Хохломской росписи?