В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка. Причем приоритетной признается направленность на индивидуальное развитие личности, талантов, креативности и способностей индивида. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно актуальна данная проблема в процессе обучении иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных языков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся своих собственных речевых продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Тем не менее, по-прежнему действует инерция общего подхода к учебной деятельности учащегося и его самостоятельной работе с позиции учителя. Опора на приоритетную роль преподавателя, преимущественно на его внешнее управляющее воздействие, каким бы совершенным оно ни было, оставляет обучаемого в позиции объекта учебной деятельности, зависимого от преподавателя.
В современной практике преподавания иностранных языков эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов).
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести[2].
Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока - проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Учитель выступает в данной учебной ситуации как инициатор, партнер по выполнению проектного задания. Исходя из опыта работы, для постановки проблемы, стимулирования интереса учащихся учитель может использовать предварительное чтение, просмотр или прослушивание различных аудио- и видеоматериалов, опросники, проблемные задачки. Далее учитель передает инициативу и ответственность за проект учащимся в группе.
Особое внимание следует уделить оценке проекта и его презентации. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты, оценочные шкалы для обсуждения качества, дневник рефлексивной самооценки. Несмотря на то, что по сути проектной технологии учитель не вмешивается в согласованный с учащимися мониторинг и процедуру оценки проекта, тем не менее, учителю целесообразно вести свой дневник наблюдений за работой учащихся и отмечать динамику осуществления проекта. Критерии оценки определяются творческим характером проектной работы и включают такие параметры, как
1) оценка собственно проекта; 2) оценка качества текста; 3) оценка качества презентации; 4) оценка вклада в работу над проектом каждого участника; 5) оценка умения взаимодействовать в группе [1]. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким - либо образом (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад).
Урок - проект “An Ideal Welfare State”.
Предмет: английский язык
Класс: 11-й класс средней школы
Характер проекта: частично исследовательский монопроект с открытой координацией
Дидактическая база урока: иллюстрации, схемы, ватман для практической работы учащихся, учебник English 10-11, Student’s Book под редакцией В.П. Кузовлева, М.: Просвещение, 2003, С. 168 -169.
Техническое оснащение: аудиомагнитофон, аудиозаписи песен на английском языке.
Учебная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико - грамматического материала в новых ситуациях общения; сопутствующая задача - скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.
Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению.
Воспитательная цель: формирование гуманитарного мировоззрения - способности к решению проблем, связанных с выживанием и милосердием, воспитание правового сознания, способности к пониманию чужой точки зрения на социальные проблемы.
Хронокарта урока - проекта:
№ |
Этап проекта |
Время |
I. |
Организационная часть |
5 мин. |
II. |
Warm - up activities |
5 мин. |
III. |
Обозначение проблемы |
10 мин. |
IV. |
Планирование проекта, выбор средств |
10 мин. |
V. |
Выполнение проекта, составление рабочего варианта |
15 мин. |
VI. |
Составление окончательного варианта проекта |
10 мин. |
VII. |
Презентация проекта |
10 мин. |
VIII. |
Оценка проекта |
10 мин. |
IX. |
Подкрепление. Follow - up. |
5 мин. |
Общее время урока: 80 мин.
Ход урока-проекта
Содержание урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методическое обоснование |
I.Организационная часть. | 5 мин. |
I.Приветствует учащихся. | I. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. | С целью: организует и дисциплинирует учащихся, активизи-рует внимание. |
II. Warm - up activities. | 5 мин. |
II.Организует работу учащихся по цепочке. | II. По цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них. | С целью: создает благоприятную обстановку для решения коммуникативных задач. |
III. Обозначение проблемы. | 10 мин. | III.1) - I’m glad, that everybody is fine. You
know, there are people in this country who aren’t well. In fact, they need help. Демонстрирует иллюстрации с изображением категорий граждан, нуж-дающихся в социальной защите. |
III.1) Внимательно слушают учителя, определяют категории граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке государства. | С целью: наглядного обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес. |
III.2) Организует работу учащихся в группах-комитетах, обозначаетпроблему, называет тему проекта. | III. 2) Формируют группы - комитеты для работы над проблемой. | С целью: настраивает на целенаправленную деятельность, организует предстоящую работу. | ||
III. 3) Предлагает придумать название комитета, эмблему, избрать председателя комитета. | III. 3) Распределяют обязанности, приступают к совместному выполнению задания в группах-комитетах | С целью: создает атмосферу креативности, воспитывает культуру общения. | ||
IV. Планирование проекта, выбор средств. | 10 мин. | IV. Предлагает разработать план проектной деятельности каждого комитета, обозначить наиболее важные аспекты. | IV. Работают над планом проекта, обсуждают и оценивают возможные варианты плана, определяют выбор средств. | С целью: мотивирует учебную деятельность учащихся, развивает стремление к исследованию, поиску и отбору необходимой информации |
V. Выполнение, составление рабочего варианта проекта. | 15 мин. | V. 1) Помогает учащимся, сотрудничает с ними | V.1) Работают в группах по разработанному плану, составляют рабочие варианты проекта. | С целью: организует самостоятельную работу учащихся, развивает умение работать в группе. |
V.2) Предлагает заполнить схемы с целью полной реализации проекта. | V.2) Заполняют схемы, обозначают основные аспекты проектной деятельности. | С целью: развивает навыки работы с учебными схемами, опорами. | ||
VI. Составление окончательного варианта проекта. | 10 мин. |
VI. Помогает в корректировании и редактировании, консультирует окончательный вариант проекта | VI. Корректируют, редактируют, оформляют окончательный вариант проекта, готовят проект к презентации. | С целью: развивает креативность, навыки и умения самостоятельной работы. |
VII. Презентация проекта. | 10 мин. | VII. Выполняет определенную ему роль по сценарию презентации. В данном проекте - роль зрителя. | VII. Осуществляют презентацию проекта по заранее намеченному плану. | С целью: контролирует умение владеть лексико-грамматическими умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках. |
VIII. Оценка проекта и его презентации. | 10 мин. | VIII. Участвует в совместной оценке проекта и его презентации. | VIII. Каждый участник
комитета осуществляет самооценку своего участия
в проекте. Возможна эмоциональная оценка (аплодисменты). |
С целью: развивает критическое мышление, воспитывает чувство уважения к чужому мнению, самоуважение. |
IX. Подкрепление ( Follow - up). | 5 мин. |
IX.Предлагает альтернативные виды работы и формы подкрепления: организация выступлений учащихся по проблеме на конференциях, семинарах, разработка учебных пособий по проблеме, создание web-страниц и т.д. | IX. Обсуждают и выбирают формы и виды работы по поддержке проекта. | С целью: воспитывает интерес к самостоятельной творческой деятельности, развивает стратегии иноязычного речевого общения. |
Список литературы:
1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.- М.: АРКТИ, 2002.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.