Опыт применения метода проектов в образовательном процессе средней школы (на примере английского языка)

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


В современной педагогике и психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в обучении, воспитании и развитии каждого ребенка. Причем приоритетной признается направленность на индивидуальное развитие личности, талантов, креативности и способностей индивида. Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно актуальна данная проблема в процессе обучении иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных языков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся своих собственных речевых продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Тем не менее, по-прежнему действует инерция общего подхода к учебной деятельности учащегося и его самостоятельной работе с позиции учителя. Опора на приоритетную роль преподавателя, преимущественно на его внешнее управляющее воздействие, каким бы совершенным оно ни было, оставляет обучаемого в позиции объекта учебной деятельности, зависимого от преподавателя.

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов).

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести[2].

Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеклассной работе с учащимися. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Поэтому важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям, формировать умение к проявлению самостоятельности и креативности. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока - проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов. Учитель выступает в данной учебной ситуации как инициатор, партнер по выполнению проектного задания. Исходя из опыта работы, для постановки проблемы, стимулирования интереса учащихся учитель может использовать предварительное чтение, просмотр или прослушивание различных аудио- и видеоматериалов, опросники, проблемные задачки. Далее учитель передает инициативу и ответственность за проект учащимся в группе.

Особое внимание следует уделить оценке проекта и его презентации. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты, оценочные шкалы для обсуждения качества, дневник рефлексивной самооценки. Несмотря на то, что по сути проектной технологии учитель не вмешивается в согласованный с учащимися мониторинг и процедуру оценки проекта, тем не менее, учителю целесообразно вести свой дневник наблюдений за работой учащихся и отмечать динамику осуществления проекта. Критерии оценки определяются творческим характером проектной работы и включают такие параметры, как

1) оценка собственно проекта; 2) оценка качества текста; 3) оценка качества презентации; 4) оценка вклада в работу над проектом каждого участника; 5) оценка умения взаимодействовать в группе [1]. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким - либо образом (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад).

Урок - проект “An Ideal Welfare State”.

Предмет: английский язык

Класс: 11-й класс средней школы

Характер проекта: частично исследовательский монопроект с открытой координацией

Дидактическая база урока: иллюстрации, схемы, ватман для практической работы учащихся, учебник English 10-11, Student’s Book под редакцией В.П. Кузовлева, М.: Просвещение, 2003, С. 168 -169.

Техническое оснащение: аудиомагнитофон, аудиозаписи песен на английском языке.

Учебная цель: развитие речевых умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико - грамматического материала в новых ситуациях общения; сопутствующая задача - скрытый контроль уровня сформированности речевых умений.

Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению.

Воспитательная цель: формирование гуманитарного мировоззрения - способности к решению проблем, связанных с выживанием и милосердием, воспитание правового сознания, способности к пониманию чужой точки зрения на социальные проблемы.

Хронокарта урока - проекта:

Этап проекта

Время

I.

Организационная часть

5 мин.

II.

Warm - up activities

5 мин.

III.

Обозначение проблемы

10 мин.

IV.

Планирование проекта, выбор средств

10 мин.

V.

Выполнение проекта, составление рабочего варианта

15 мин.

VI.

Составление окончательного варианта проекта

10 мин.

VII.

Презентация проекта

10 мин.

VIII.

Оценка проекта

10 мин.

IX.

Подкрепление. Follow - up.

5 мин.

Общее время урока: 80 мин.

Ход урока-проекта

Содержание урока

Время
( мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

I.Организационная часть.

5 мин.

I.Приветствует учащихся. I. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. С целью: организует и дисциплинирует учащихся, активизи-рует внимание.
II. Warm - up activities.

5 мин.

II.Организует работу учащихся по цепочке. II. По цепочке задают друг другу вопросы и отвечают на них. С целью: создает благоприятную обстановку для решения коммуникативных задач.
III. Обозначение проблемы. 10 мин. III.1) - I’m glad, that everybody is fine. You know, there are people in this country who aren’t well. In fact, they need help.

Демонстрирует иллюстрации с изображением категорий граждан, нуж-дающихся в социальной защите.

III.1) Внимательно слушают учителя, определяют категории граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке государства. С целью: наглядного обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, развивает познавательный интерес.
III.2) Организует работу учащихся в группах-комитетах, обозначаетпроблему, называет тему проекта. III. 2) Формируют группы - комитеты для работы над проблемой. С целью: настраивает на целенаправленную деятельность, организует предстоящую работу.
III. 3) Предлагает придумать название комитета, эмблему, избрать председателя комитета. III. 3) Распределяют обязанности, приступают к совместному выполнению задания в группах-комитетах С целью: создает атмосферу креативности, воспитывает культуру общения.
IV. Планирование проекта, выбор средств. 10 мин. IV. Предлагает разработать план проектной деятельности каждого комитета, обозначить наиболее важные аспекты. IV. Работают над планом проекта, обсуждают и оценивают возможные варианты плана, определяют выбор средств. С целью: мотивирует учебную деятельность учащихся, развивает стремление к исследованию, поиску и отбору необходимой информации
V. Выполнение, составление рабочего варианта проекта. 15 мин. V. 1) Помогает учащимся, сотрудничает с ними V.1) Работают в группах по разработанному плану, составляют рабочие варианты проекта. С целью: организует самостоятельную работу учащихся, развивает умение работать в группе.
V.2) Предлагает заполнить схемы с целью полной реализации проекта. V.2) Заполняют схемы, обозначают основные аспекты проектной деятельности. С целью: развивает навыки работы с учебными схемами, опорами.
VI. Составление окончательного варианта проекта.

10 мин.

VI. Помогает в корректировании и редактировании, консультирует окончательный вариант проекта VI. Корректируют, редактируют, оформляют окончательный вариант проекта, готовят проект к презентации. С целью: развивает креативность, навыки и умения самостоятельной работы.
VII. Презентация проекта. 10 мин. VII. Выполняет определенную ему роль по сценарию презентации. В данном проекте - роль зрителя. VII. Осуществляют презентацию проекта по заранее намеченному плану. С целью: контролирует умение владеть лексико-грамматическими умениями и навыками, полученными на предыдущих уроках.
VIII. Оценка проекта и его презентации. 10 мин. VIII. Участвует в совместной оценке проекта и его презентации. VIII. Каждый участник комитета осуществляет самооценку своего участия в проекте.
Возможна эмоциональная оценка (аплодисменты).
С целью: развивает критическое мышление, воспитывает чувство уважения к чужому мнению, самоуважение.
IX. Подкрепление ( Follow - up).

5 мин.

IX.Предлагает альтернативные виды работы и формы подкрепления: организация выступлений учащихся по проблеме на конференциях, семинарах, разработка учебных пособий по проблеме, создание web-страниц и т.д. IX. Обсуждают и выбирают формы и виды работы по поддержке проекта. С целью: воспитывает интерес к самостоятельной творческой деятельности, развивает стратегии иноязычного речевого общения.

Список литературы:

1. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык.- М.: АРКТИ, 2002.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.