“Природу надо беречь, как мы бережем саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им”.
П. И. Чайковский.
В условиях бурно развивающейся промышленности на данный момент во всем мире очень остро стоят проблемы охраны окружающей среды. Поэтому, в качестве одной из важнейших педагогических задач сегодня можно выделить задачу экологического воспитания подрастающего поколения. В моей работе описан процесс воспитания младших школьников. Формированию экологической ответственности у детей в большой степени способствует интерес учащихся к родному краю, знания о котором они могут получить на уроках природоведения. Русский язык также играет немаловажную роль в процессе экологического воспитания. Моя работа включает в себя задания, которые могут использоваться на уроках природоведения и русского языка, но при этом имеют одну общую цель – воспитание экологически грамотного поколения.
1. Составление рассказов на тему “Путешествия по временам года нашего края”.
Осенью дети составляют рассказы на осеннюю тематику, зимой описывают зимние картины природы, весной наблюдают и раскрывают взаимосвязь живой и неживой природы с помощью эмоционально-художественных образов.
2. Большое воспитательное значение имеют:
а) беседы по рассказам колымских писателей, например С.М. Олефир “Буюнда – река Оленья”, “Иду по тайге”;
б) беседы с последующим описанием картин колымских художников: В.М. Лядова “Зимняя ночь”, “Снежная сказка”, “Лось на водопое”, Ю.И. Божок “Поздняя осень”, “Весна”, “Лето”; картины Е.В. Милешкина – члена союза художников Российской Федерации и других магаданских живописцев. Эти картины с особым чувством раскрывают красоту родного края, умения художника передать собственную любовь к родной земле.
3. Использование на уроках визуальных средств, дающих информацию о родной природе:
а) “Осенние мотивы Колымы”,
б) “Берег двух океанов”,
в) “Хозяин тайги”,
г) любительские видеосъемки, фотографии,
е) экскурсии в лесопарковой зоне.
4. Включение в план урока тематических бесед, например “Путешествие по осени”.
Примерные вопросы (и ответы) к беседе:
- Из какого времени года прибыл наш корабль? (Из лета).
- Каким было лето в этом году?
- В каком времени года он совершил посадку? (В осени).
- Чем запомнилась эта осень?
- Наблюдая осеннюю природу, что бы особенного вы о ней сказали, какие личные чувства вы смогли бы передать?
Задача учителя в данном случае вызвать у детей чувство любви к осенней природе.
5. Составление “Сказки о потерявшемся листочке” по заданному началу:
“Жил-был листочек, молодой, зеленый. Но вот однажды пришло лето. Он уже вырос и состарился. Листочек стал терять зеленую свежесть. На его лице появились морщинки. Но однажды осенним утром…”
6. Составление мини-рассказа “Осенний этюд”.
Рассказ такого типа – описание отдельно взятого предмета природы: березки, лиственницы, кустика брусники, шиповника, гриба. Каждый ученик может описать то, что выберет сам, то, что наиболее запомнилось и запало ему в душу в этот период. Мини-сочинения такого типа можно составлять по каждому времени года в отдельности или даже по месяцу.
При описании дети должны обязательно передать свои чувства, создать образ живой природы. Важно научить их сопереживать, радоваться увиденному, услышанному
7. Проведение тематических уроков-игр:
а) “Как размножаются растения”;
б) “Путешествие капельки воды”;
в) “Солнце, воздух, вода – лучшие друзья растений”.
8. Работа со сказками-загадками.
Большое удовлетворение дети получают от работы по составлению сказок-загадок о каком-либо растении или животном. Но предварительно они должны многое узнать об этом объекте природы. Составляя сказку-загадку, учащиеся описывают растение (животное), не называя его. Таким образом, ученик своей сказкой показывает умение не только интересно составить ее (сочинить), но и само знание об описываемом предмете.
Можно дать ученикам предварительный образец, например:
- “Угадай, что это?”
а) “Жил-был куст, большой и зеленый, листья его были не широкие, а длинные, в виде иголочек, которые сидели в своих почках-домиках по пять штук. Летом он ярко зеленел, а на ветках были необычные цветы. Через три года на месте этих цветочков созревают душистые коричневые шишечки с питательными орешками. “Когда наступит зима”,- говорит он,- я прижимаю свои ветки к земле: у земли мне теплее, да и снег укрывает меня. Вот так я и зимую в тепле. А весной солнышко пригреет, снег растает, и опять мои веточки поднимаются и тянутся к солнышку, набирают тепло целое лето на будущую зиму”.
Беседа по содержанию:
- Кто главный герой сказки-загадки?
- Почему стланик прижимается зимой к земле?
- К группе каких растений он относится? Почему? (Хвойные).
- Чем стланик как хвойное растение отличается от лиственницы? (У стланика в почке 5 длинных хвоинок, а у лиственницы – 20–25 коротких, лиственница на зиму сбрасывает хвою, а стланик – вечно зеленое растение).
б) “А у меня белый ствол с черными пятнами, листья резные, в виде сердечка. В лесу я высокое, стройное дерево, а в тундре выше меня могут быть даже грибы. В одних местах я – кат, в других – каменная, в третьих – дальневосточная. Очень люблю солнечный свет. Кто я?”
После прослушивания сказки ученикам можно предложить ответить на следующие вопросы:
- Что это?
- По каким признакам вы определили растение?
- Какой еще бывает береза? (Карликовая, кустарниковая).
- Березовые леса светлые или тенистые?
в) “А меня называют царицей леса Магаданской области. Я хорошо приспособлена к суровым условиям северной природы, переношу сильные морозы. Листья-иголочки по 20–25 штук находятся в почках. Ствол серый и шершавый. Листва осенью опадает и защищает мои корни, расположенные совсем близко к поверхности земли, от морозов. В маленьких шишечках, похожих на серые розочки, созревают мелкие семена с крылышками. Древесина моя очень прочная”.
Угадайте, кто я?
Почему меня назвали лиственницей? (Сброс листвы).
По каким причинам нужно оберегать меня?
Почему мои корни не замерзают?
Своеобразным вариантом работы с такими сказками-загадками может стать игра “Назови, кто я и где меня используют люди”, например:
- “Я – дерево. Чаще всего люди используют меня как строительный материал. Моя хвоя содержит витамин “С”, поэтому меня можно использовать и как лекарственное растение” (Лиственница).
- “Я – травянистое лекарственное растение. Я цвету зонтиком мелких розовато-белых цветочков, чуть отдающих запахом полыни. Расту на лесных полянах и вдоль обычных дорог. У меня есть одна особенность – необычное название, которое было дано за количество листочков на моем стебле”. (Тысячелетник).
- “Я – хвойное кустарниковое растение. В основном расту на Севере. Моя хвоя содержит много ценных витаминов, еще больше их содержится в моих плодах”. (Стланик).
9. Экологический диктант.
Экодиктант применяется на уроках русского языка при изучении темы “Имя существительное”.
Угадайте названия растений и запишите в тетради:
- “Мои листочки не знают листопада. К осени на веточках созревает до десяти красных кисловато-сладких, чуть горьковатых ягод. Ягоды и листья полезны. В ягодах содержится много витаминов, а листья используются как лекарственные”. (Брусника).
- “Я – растение, которое в нашей области строго охраняется. Летом у меня красивые желтые цветы, листья – зеленовато-коричневатые кожистые. Еще меня называют альпийской розой. Я – лекарственное, вечнозеленое растение”. ( Рододендрон).
- “За мое соцветие люди называют меня “дикой рябинкой”. Я расту на лесных полянах и опушках. Очень душиста. Меня боятся насекомые, особенно мухи, а люди ценят за лекарственные качества”. (Пижма).
- “Когда созревают мои семена, на меня любят дуть ребята. Легкие парашютики летят по ветру в разные стороны. Через год на их месте приземления, прорастут мои дети, их назовут…” (Одуванчики).
- “Мое название легко составить, если взять название у слова поход, корень – от слова дороженька, а суффикс от слова путник”. (Подорожник).
- “А мое название упоминает А.С. Пушкин в своем стихотворении “По дороге зимней, скучной…” (Колокольчик).
- “Как только пригреет солнышко, появятся на пригорках первые проталины, засветятся здесь мои нежные голубовато-синие фонарики. Я – растение, которое занесено в Красную книгу”. (Прострел или Сон-трава).
10. “Знатоки”.
Игры такого типа могут занимать весь урок и проводиться в качестве внеклассных мероприятий. Они включают в себя несколько заданий различного типа.
- Выберите названия растений нашей области
- Выпишите названия грибов нашей местности:
- Игра “Засели свой край животными”.
- “Кто больше?”
- Игра “Найди лишнее” (в ряду).
- соотнесение слова по схеме:
- Напишите существительное, от которого образованы данные прилагательные:
- Образуйте однокоренные слова по образцу:
- Состязание “Бей ответом прямо в цель”.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
Ежевика | Липа | Рододендрон |
Лиственница | Тополь | Багульник |
Осина | Осина | Яблоня |
Жимолость | Верба | Кедр |
Пижма | Брусника | Рябина |
Ирис | Клубника | Стланик |
Подорожник | Черемуха | Иван-чай |
Ива | Ромашка | Одуванчик |
Прострел | Колокольчик | Голубика |
Береза | Пушица | Смородина красная |
Ель | Пальма | Акация |
Дуб | Крыжовник | Грушанка |
Мухомор, бледная поганка, подосиновик, подберезовик, лисички, масленок, груздь сырой, груздь сухой, масленок желтый, дождевик, гриб олений, сыроежка розовая, сыроежка серая, белый гриб, шампиньон.
Учащиеся отмечают знаком “+” обитающих в Магаданской области животных, эти задания могут выполняться по вариантам.
1-ый вариант |
2-ой вариант |
3-ий вариант |
Белка | Медведь бурый | Горностай |
Тигр | Медведь гималайский | Муравей |
Росомаха | Дятел | Каменный глухарь |
Леопард | Пятнистый олень | Бабочка |
Песец | Северный олень | Волк |
Грач | Куропатка | Лиса |
Морж | Тетерев | Лось |
Рябчик | Хариус | Сом |
Заяц | Бурундук | Щука |
Муха | Комар | Оса |
Кедровка | Шмель | Овод |
Соловей | Стрекоза | Рысь |
Бурундук | Глухарь | Соболь |
Воробей | Норка | Колорадский жук |
а) звери нашего края:..
б) птицы нашего края:..
в) насекомые нашего края:..
Учащимся предлагается задание, направленное на расширение кругозора. Школьники соревнуются между собой, выигрывает тот, кто больше всех написал названий.
а) лиственница, можжевельник, осина,
сосна, стланик;
б) брусника, голубика, шиповник, жимолость,
смородина;
в) чайка, глухарь, кедровка, рябчик, куропатка;
г) гуси, утки, лебеди, дятел, журавль;
д) белый медведь, снежный баран, каменный глухарь,
бурый медведь, северный олень;
е) пушица, сон-трава, рябина, черемуха,
рододендрон, ирис, ромашка;
ж) береза, осина, тополь, лиственница, чозения;
з) масленок, подберезовик, груздь, опенок;
и) груздь, ложный опенок, бледная поганка,
мухомор;
к) ромашка, иван-чай, ирис, сон-трава;
л) бабочка, стрекоза, жук, ласточка, муравей.
Слова: колокол, ягода, дерево, трава.
- Главный город Колымского края?
- Поселок, в котором вы живете?
- Самая большая река Магаданской области?
- Как называется природная зона, в которой много болот, карликовых берез, ив, мхов, лишайников?
- Назовите растение, первая часть названия которого – мужское имя, а вторая- название напитка?
- Что характеризует рельеф нашего края?
- Какое самое драгоценное полезное ископаемое в Магаданской области?
- Назовите полезное ископаемое, используемое здесь как топливо?
- Какими тремя существительными можно охарактеризовать Колымскую зиму? (Холод, снег, мороз)
- На каких животных запрещена охота?
- Перечислите особо охраняющиеся на Колыме растения?
- Почему нельзя трогать руками гнезда птиц, их яйца?
- Какой вред наносит природе золотодобыча?
а) путем промывки дражным способом? (Нарушает экосистему реки);
б) в карьерах? (Нарушает почвенный слой земли).
- Засели каждый дом живой природой:
Правила в лесу.
Правильные правила ученики должны обозначить знаком “+”.
- Играй, бегай, развлекайся, пой песни.
- Ходи только по тропинкам.
- Собирай любимые растения.
- Не рви, не ломай растения.
- Мусор клади под кусты или в густую траву.
- Не жги костров.
- Не подходи близко к гнездам, не трогай яйца и птенцов.
- “Почемучка”.
- Почему нельзя ездить по тундре на вездеходах и тракторах?
- Почему охотникам весной запрещено охотиться на дичь – молодняк до одного года?
- Почему запрещена весенняя и осенняя охота на всех диких животных?
- Почему в нашей области охраняются все животные и растения?