Нетрадиционные средства экологического воспитания и развития творческих способностей школьников на уроках природоведения и русского языка

Разделы: Начальная школа, Экология


“Природу надо беречь, как мы бережем саму жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им”.

П. И. Чайковский.

В условиях бурно развивающейся промышленности на данный момент во всем мире очень остро стоят проблемы охраны окружающей среды. Поэтому, в качестве одной из важнейших педагогических задач сегодня можно выделить задачу экологического воспитания подрастающего поколения. В моей работе описан процесс воспитания младших школьников. Формированию экологической ответственности у детей в большой степени способствует интерес учащихся к родному краю, знания о котором они могут получить на уроках природоведения. Русский язык также играет немаловажную роль в процессе экологического воспитания. Моя работа включает в себя задания, которые могут использоваться на уроках природоведения и русского языка, но при этом имеют одну общую цель – воспитание экологически грамотного поколения.

1. Составление рассказов на тему “Путешествия по временам года нашего края”.

Осенью дети составляют рассказы на осеннюю тематику, зимой описывают зимние картины природы, весной наблюдают и раскрывают взаимосвязь живой и неживой природы с помощью эмоционально-художественных образов.

2. Большое воспитательное значение имеют:

а) беседы по рассказам колымских писателей, например С.М. Олефир “Буюнда – река Оленья”, “Иду по тайге”;
б) беседы с последующим описанием картин колымских художников: В.М. Лядова “Зимняя ночь”, “Снежная сказка”, “Лось на водопое”, Ю.И. Божок “Поздняя осень”, “Весна”, “Лето”; картины Е.В. Милешкина – члена союза художников Российской Федерации и других магаданских живописцев. Эти картины с особым чувством раскрывают красоту родного края, умения художника передать собственную любовь к родной земле.

3. Использование на уроках визуальных средств, дающих информацию о родной природе:

а) “Осенние мотивы Колымы”,
б) “Берег двух океанов”,
в) “Хозяин тайги”,
г) любительские видеосъемки, фотографии,
е) экскурсии в лесопарковой зоне.

4. Включение в план урока тематических бесед, например “Путешествие по осени”.

Примерные вопросы (и ответы) к беседе:

  1. Из какого времени года прибыл наш корабль? (Из лета).
  2. Каким было лето в этом году?
  3. В каком времени года он совершил посадку? (В осени).
  4. Чем запомнилась эта осень?
  5. Наблюдая осеннюю природу, что бы особенного вы о ней сказали, какие личные чувства вы смогли бы передать?

Задача учителя в данном случае вызвать у детей чувство любви к осенней природе.

5. Составление “Сказки о потерявшемся листочке” по заданному началу:

“Жил-был листочек, молодой, зеленый. Но вот однажды пришло лето. Он уже вырос и состарился. Листочек стал терять зеленую свежесть. На его лице появились морщинки. Но однажды осенним утром…”

6. Составление мини-рассказа “Осенний этюд”.

Рассказ такого типа – описание отдельно взятого предмета природы: березки, лиственницы, кустика брусники, шиповника, гриба. Каждый ученик может описать то, что выберет сам, то, что наиболее запомнилось и запало ему в душу в этот период. Мини-сочинения такого типа можно составлять по каждому времени года в отдельности или даже по месяцу.

При описании дети должны обязательно передать свои чувства, создать образ живой природы. Важно научить их сопереживать, радоваться увиденному, услышанному

7. Проведение тематических уроков-игр:

а) “Как размножаются растения”;
б) “Путешествие капельки воды”;
в) “Солнце, воздух, вода – лучшие друзья растений”.

8. Работа со сказками-загадками.

Большое удовлетворение дети получают от работы по составлению сказок-загадок о каком-либо растении или животном. Но предварительно они должны многое узнать об этом объекте природы. Составляя сказку-загадку, учащиеся описывают растение (животное), не называя его. Таким образом, ученик своей сказкой показывает умение не только интересно составить ее (сочинить), но и само знание об описываемом предмете.

Можно дать ученикам предварительный образец, например:

  1. “Угадай, что это?”

а) “Жил-был куст, большой и зеленый, листья его были не широкие, а длинные, в виде иголочек, которые сидели в своих почках-домиках по пять штук. Летом он ярко зеленел, а на ветках были необычные цветы. Через три года на месте этих цветочков созревают душистые коричневые шишечки с питательными орешками. “Когда наступит зима”,- говорит он,- я прижимаю свои ветки к земле: у земли мне теплее, да и снег укрывает меня. Вот так я и зимую в тепле. А весной солнышко пригреет, снег растает, и опять мои веточки поднимаются и тянутся к солнышку, набирают тепло целое лето на будущую зиму”.

Беседа по содержанию:

  1. Кто главный герой сказки-загадки?
  2. Почему стланик прижимается зимой к земле?
  3. К группе каких растений он относится? Почему? (Хвойные).
  4. Чем стланик как хвойное растение отличается от лиственницы? (У стланика в почке 5 длинных хвоинок, а у лиственницы – 20–25 коротких, лиственница на зиму сбрасывает хвою, а стланик – вечно зеленое растение).

б) “А у меня белый ствол с черными пятнами, листья резные, в виде сердечка. В лесу я высокое, стройное дерево, а в тундре выше меня могут быть даже грибы. В одних местах я – кат, в других – каменная, в третьих – дальневосточная. Очень люблю солнечный свет. Кто я?”

После прослушивания сказки ученикам можно предложить ответить на следующие вопросы:

  1. Что это?
  2. По каким признакам вы определили растение?
  3. Какой еще бывает береза? (Карликовая, кустарниковая).
  4. Березовые леса светлые или тенистые?

в) “А меня называют царицей леса Магаданской области. Я хорошо приспособлена к суровым условиям северной природы, переношу сильные морозы. Листья-иголочки по 20–25 штук находятся в почках. Ствол серый и шершавый. Листва осенью опадает и защищает мои корни, расположенные совсем близко к поверхности земли, от морозов. В маленьких шишечках, похожих на серые розочки, созревают мелкие семена с крылышками. Древесина моя очень прочная”.

Угадайте, кто я?

Почему меня назвали лиственницей? (Сброс листвы).

По каким причинам нужно оберегать меня?

Почему мои корни не замерзают?

Своеобразным вариантом работы с такими сказками-загадками может стать игра “Назови, кто я и где меня используют люди”, например:

  1. “Я – дерево. Чаще всего люди используют меня как строительный материал. Моя хвоя содержит витамин “С”, поэтому меня можно использовать и как лекарственное растение” (Лиственница).
  2. “Я – травянистое лекарственное растение. Я цвету зонтиком мелких розовато-белых цветочков, чуть отдающих запахом полыни. Расту на лесных полянах и вдоль обычных дорог. У меня есть одна особенность – необычное название, которое было дано за количество листочков на моем стебле”. (Тысячелетник).
  3. “Я – хвойное кустарниковое растение. В основном расту на Севере. Моя хвоя содержит много ценных витаминов, еще больше их содержится в моих плодах”. (Стланик).

9. Экологический диктант.

Экодиктант применяется на уроках русского языка при изучении темы “Имя существительное”.

Угадайте названия растений и запишите в тетради:

  1. “Мои листочки не знают листопада. К осени на веточках созревает до десяти красных кисловато-сладких, чуть горьковатых ягод. Ягоды и листья полезны. В ягодах содержится много витаминов, а листья используются как лекарственные”. (Брусника).
  2. “Я – растение, которое в нашей области строго охраняется. Летом у меня красивые желтые цветы, листья – зеленовато-коричневатые кожистые. Еще меня называют альпийской розой. Я – лекарственное, вечнозеленое растение”. ( Рододендрон).
  3. “За мое соцветие люди называют меня “дикой рябинкой”. Я расту на лесных полянах и опушках. Очень душиста. Меня боятся насекомые, особенно мухи, а люди ценят за лекарственные качества”. (Пижма).
  4. “Когда созревают мои семена, на меня любят дуть ребята. Легкие парашютики летят по ветру в разные стороны. Через год на их месте приземления, прорастут мои дети, их назовут…” (Одуванчики).
  5. “Мое название легко составить, если взять название у слова поход, корень – от слова дороженька, а суффикс от слова путник”. (Подорожник).
  6. “А мое название упоминает А.С. Пушкин в своем стихотворении “По дороге зимней, скучной…” (Колокольчик).
  7. “Как только пригреет солнышко, появятся на пригорках первые проталины, засветятся здесь мои нежные голубовато-синие фонарики. Я – растение, которое занесено в Красную книгу”. (Прострел или Сон-трава).

10. “Знатоки”.

Игры такого типа могут занимать весь урок и проводиться в качестве внеклассных мероприятий. Они включают в себя несколько заданий различного типа.

  1. Выберите названия растений нашей области
  2. 1 команда

    2 команда

    3 команда

    Ежевика Липа Рододендрон
    Лиственница Тополь Багульник
    Осина Осина Яблоня
    Жимолость Верба Кедр
    Пижма Брусника Рябина
    Ирис Клубника Стланик
    Подорожник Черемуха Иван-чай
    Ива Ромашка Одуванчик
    Прострел Колокольчик Голубика
    Береза Пушица Смородина красная
    Ель Пальма Акация
    Дуб Крыжовник Грушанка
  3. Выпишите названия грибов нашей местности:
  4. Мухомор, бледная поганка, подосиновик, подберезовик, лисички, масленок, груздь сырой, груздь сухой, масленок желтый, дождевик, гриб олений, сыроежка розовая, сыроежка серая, белый гриб, шампиньон.

  5. Игра “Засели свой край животными”.
  6. Учащиеся отмечают знаком “+” обитающих в Магаданской области животных, эти задания могут выполняться по вариантам.

    1-ый вариант

    2-ой вариант

    3-ий вариант

    Белка Медведь бурый Горностай
    Тигр Медведь гималайский Муравей
    Росомаха Дятел Каменный глухарь
    Леопард Пятнистый олень Бабочка
    Песец Северный олень Волк
    Грач Куропатка Лиса
    Морж Тетерев Лось
    Рябчик Хариус Сом
    Заяц Бурундук Щука
    Муха Комар Оса
    Кедровка Шмель Овод
    Соловей Стрекоза Рысь
    Бурундук Глухарь Соболь
    Воробей Норка Колорадский жук
  7. “Кто больше?”
  8. а) звери нашего края:..
    б) птицы нашего края:..
    в) насекомые нашего края:..

    Учащимся предлагается задание, направленное на расширение кругозора. Школьники соревнуются между собой, выигрывает тот, кто больше всех написал названий.

  9. Игра “Найди лишнее” (в ряду).
  10. а) лиственница, можжевельник, осина, сосна, стланик;
    б) брусника, голубика, шиповник, жимолость, смородина;
    в) чайка, глухарь, кедровка, рябчик, куропатка;
    г) гуси, утки, лебеди, дятел, журавль;
    д) белый медведь, снежный баран, каменный глухарь, бурый медведь, северный олень;
    е) пушица, сон-трава, рябина, черемуха, рододендрон, ирис, ромашка;
    ж) береза, осина, тополь, лиственница, чозения;
    з) масленок, подберезовик, груздь, опенок;
    и) груздь, ложный опенок, бледная поганка, мухомор;
    к) ромашка, иван-чай, ирис, сон-трава;
    л) бабочка, стрекоза, жук, ласточка, муравей.

    Рисунок 1

  11. соотнесение слова по схеме:
  12. Напишите существительное, от которого образованы данные прилагательные:
  13. Рисунок 3

  14. Образуйте однокоренные слова по образцу:
  15. Рисунок 4

    Слова: колокол, ягода, дерево, трава.

  16. Состязание “Бей ответом прямо в цель”.
  1. Главный город Колымского края?
  2. Поселок, в котором вы живете?
  3. Самая большая река Магаданской области?
  4. Как называется природная зона, в которой много болот, карликовых берез, ив, мхов, лишайников?
  5. Назовите растение, первая часть названия которого – мужское имя, а вторая- название напитка?
  6. Что характеризует рельеф нашего края?
  7. Какое самое драгоценное полезное ископаемое в Магаданской области?
  8. Назовите полезное ископаемое, используемое здесь как топливо?
  9. Какими тремя существительными можно охарактеризовать Колымскую зиму? (Холод, снег, мороз)
  10. На каких животных запрещена охота?
  11. Перечислите особо охраняющиеся на Колыме растения?
  12. Почему нельзя трогать руками гнезда птиц, их яйца?
  13. Какой вред наносит природе золотодобыча?

а) путем промывки дражным способом? (Нарушает экосистему реки);

б) в карьерах? (Нарушает почвенный слой земли).

  1. Засели каждый дом живой природой:
    Рисунок 5
  1. Правила в лесу.

Правильные правила ученики должны обозначить знаком “+”.

  1. Играй, бегай, развлекайся, пой песни.
  2. Ходи только по тропинкам.
  3. Собирай любимые растения.
  4. Не рви, не ломай растения.
  5. Мусор клади под кусты или в густую траву.
  6. Не жги костров.
  7. Не подходи близко к гнездам, не трогай яйца и птенцов.
  1. “Почемучка”.
  1. Почему нельзя ездить по тундре на вездеходах и тракторах?
  2. Почему охотникам весной запрещено охотиться на дичь – молодняк до одного года?
  3. Почему запрещена весенняя и осенняя охота на всех диких животных?
  4. Почему в нашей области охраняются все животные и растения?