Урок математики в 1-м классе по теме: "Сумма"

Разделы: Начальная школа


I. Повторение изученного.

1. Чистописание.

На доске чертеж.

– Рассмотри чертеж (рис. 1).

– Найди на нем все отрезки и запиши их номера в тетради.

– Найди лучи и запиши их номера на следующей строке.

– Заполни строчки цифрами.

– Как называются те линии, номера которых вы не выписали?

– 5 и 7 – прямые линии;

– 6 – кривая линия.

– Как проверить, прямая или кривая линия?

– Для проверки, прямая это линия или кривая, нужно приложить линейку.

 

2. На доске запись: 5   7   9    4   6   3   8   2.

– Я показываю число, вы называете следующее (назвать следующее число).

– Как вам удается так быстро выполнять задание?

– Знаем порядок счета.

– Знаем, какое число за ним следует.

– Умеем прибавлять 1.

– Умеем пользоваться числовым рядом и т.д.

– Найди среди этих чисел самое большое и самое маленькое число.

Варианты вопросов учителя:

– Я видела, некоторые из вас смотрели вот сюда (показывает на числовой ряд). Зачем?

– Какое действие вы выполняли, чтобы назвать следующее число? (Действие сложения.)

– И сколько же вы прибавили? (Прибавляли по одному.)

– Почему? (Потому что в числовом ряду каждое следующее число на 1 больше.)

– Сравни эти числа с помощью рисунка.

(Дети рисуют на первой строчке 9 кружков, а на второй 2 кружка.)

Соединяя парами кружки первого и второго ряда, ученики приходят к выводу, что 9 больше 2 на 7 и 2 меньше 9 тоже на 7, так как 7 кружков остались без пары.

В тетради записывают неравенство: 9>2 и 2<9.

3. Использование числового ряда при отсчитывании 1. (Работа строится аналогично и с теми же числами.)

– Можно ли назвать данные числа натуральным рядом чисел?

– Нет, потому что они стоят вперемежку.

– Расположи числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.

2   3   4   5   6    7   8   9   9   8    7   6   5   4   3    2

– Что мы с вами получили?

(1 – отрезок натурального ряда чисел, 2 – ряд чисел.)

–Почему первый ряд называется отрезком натурального ряда чисел?

– Первый отрезок начинается с 2 и кончается числом 9.

– Как превратить отрезок натурального ряда чисел в натуральный ряд чисел?

– Перед числом 2 надо написать 1, так как натуральный ряд чисел начинается с 1, и каждое следующее число больше предыдущего на 1. После 9 надо поставить многоточие, которое обозначает, что дальше есть еще числа натурального ряда, но они не записаны.

– На какие геометрические фигуры похожи натуральный ряд и отрезок натурального ряда чисел?

– Натуральный ряд чисел похож на луч, у которого есть начало, но нет конца. Отрезок натурального ряда чисел похож на отрезок. Оба имеют начало и конец.

4. На доске записаны числа по парам:

4   5   1   3   2    6   6   3

– Поставь между числами знаки сравнения:

– Как называются получившиеся выражения?

– Неравенства.

– Сделай рисунок к первому и последнему неравенствам.

(Дети в тетрадях рисуют.)

– Напишите еще несколько неравенств.

(После выполнения задания коллективно проверяется правильность постановки знаков.)

Физкультминутка.

II. Работа над новым материалом.

– На доске написаны числа по парам:

3   4   6   2   5    4   3   9

– Какие задания можно выполнить с этими числами?

– Можно их сравнить.

– Можно нарисовать кружочки и сравнить.

– С некоторыми из них можно составить отрезок натурального ряда чисел.

– Поставь между числами знак "+".

– Что значит запись 3+4 ?

– Эта запись называется сумма.

– Сделайте рисунок и напишите, сколько получилось при сложении?

– Почему между суммой и числом 7 стоит знак равенства?

– Левая часть равна правой части.

Вывод: число 7 – значение суммы 3 + 4.

– Запиши еще четыре суммы и найди их значения, используя палочки.

– Подчеркни суммы чисел синим цветом, значение суммы – красным.

III. Работа по учебнику.

1. Выполняют задание № 79, стр. 34.

Раскрашивают: там, где значение суммы равно 9, – зеленым цветом, там где 6 – черным цветом, 8 – желтым, 7 – серым цветом.

– Какие фигуры животных появились на ваших рисунках?

(Должны появиться фигуры кошки, собаки.)

IV. Закрепление.

1. Сравнение сумм с числами.

6 + 2       8

6 + 2       7

6 + 2       9

– Поставь знаки сравнения. Проверь рисунками.

Учитель предлагает подумать, как сравнить не число с числом, а сумму с числом.

Дети сами догадаются, что нужно найти значение суммы и сравнить с числом.

Важно, чтобы ученики заметили, что слева стоит одна и та же сумма, значит, достаточно найти ее значение один раз.

Найти значение суммы лучше всего, пользуясь натуральным рядом чисел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …    6 + 2 = 8

Значит:
6 + 2 = 8

6 + 2 > 7

6 + 2 < 9

– Как можно еще проверить правильность выполнения задания?

Дети свое решение проверяют с помощью рисунков.

2. Самостоятельная работа.

Даны 3 линейки разной длины: первая имеет 9 делений, вторая –7 делений, третья – 8 делений.

Раскрасить линейки, если зеленая линейка длиннее красной, а красная длиннее желтой.

(Первая – зеленого цвета, вторая – желтого, третья – красного цвета.)

V. Итог урока.

Экспресс–опрос.

В тетради дети записывают ряд чисел от 1 до 7.

Затем учитель читает свои утверждения, а дети под соответствующим номером отмечают свое согласие или несогласие с помощью знаков “+” и “–”.

При чтении утверждений 1–3 учитель указкой показывает записанные на доске числа. Затем он сознательно убирает указку, активизируя детей самостоятельно обращаться к записанному ряду чисел.

Запись на доске:

3   4   5   6   7    8   9

Задания для экспресс–опроса:

1. На доске записан числовой ряд.

2. Числа записаны в порядке убывания.

3. Каждое последующее число больше предыдущего на 1.

4. Перед числом 7 в числовом ряду стоит число 9.

5. Значение суммы чисел 2 и 2 равно 4.

6. Прямая линия не имеет ни начала, ни конца.

7. Этот ряд чисел можно продолжить.

В тетрадях должна быть следующая запись:

1 2 3 4 5 6 7

– – + – + + +

Проверка. Дети в парах обмениваются тетрадями.

Экспресс–опрос позволяет учителю быстро проверить степень усвоения пройденного материала по определенной теме.