I. Повторение изученного.
1. Чистописание.
На доске чертеж.
– Рассмотри чертеж (рис. 1).
– Найди на нем все отрезки и запиши их номера в тетради.
– Найди лучи и запиши их номера на следующей строке.
– Заполни строчки цифрами.
– Как называются те линии, номера которых вы не выписали?
– 5 и 7 – прямые линии;
– 6 – кривая линия.
– Как проверить, прямая или кривая линия?
– Для проверки, прямая это линия или кривая, нужно приложить линейку.
2. На доске запись: 5 7 9 4 6 3 8 2.
– Я показываю число, вы называете следующее (назвать следующее число).
– Как вам удается так быстро выполнять задание?
– Знаем порядок счета.
– Знаем, какое число за ним следует.
– Умеем прибавлять 1.
– Умеем пользоваться числовым рядом и т.д.
– Найди среди этих чисел самое большое и самое маленькое число.
Варианты вопросов учителя:
– Я видела, некоторые из вас смотрели вот сюда (показывает на числовой ряд). Зачем?
– Какое действие вы выполняли, чтобы назвать следующее число? (Действие сложения.)
– И сколько же вы прибавили? (Прибавляли по одному.)
– Почему? (Потому что в числовом ряду каждое следующее число на 1 больше.)
– Сравни эти числа с помощью рисунка.
(Дети рисуют на первой строчке 9 кружков, а на второй 2 кружка.)
Соединяя парами кружки первого и второго ряда, ученики приходят к выводу, что 9 больше 2 на 7 и 2 меньше 9 тоже на 7, так как 7 кружков остались без пары.
В тетради записывают неравенство: 9>2 и 2<9.
3. Использование числового ряда при отсчитывании 1. (Работа строится аналогично и с теми же числами.)
– Можно ли назвать данные числа натуральным рядом чисел?
– Нет, потому что они стоят вперемежку.
– Расположи числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
2 3 4 5 6 7 8 9 9 8 7 6 5 4 3 2
– Что мы с вами получили?
(1 – отрезок натурального ряда чисел, 2 – ряд чисел.)
–Почему первый ряд называется отрезком натурального ряда чисел?
– Первый отрезок начинается с 2 и кончается числом 9.
– Как превратить отрезок натурального ряда чисел в натуральный ряд чисел?
– Перед числом 2 надо написать 1, так как натуральный ряд чисел начинается с 1, и каждое следующее число больше предыдущего на 1. После 9 надо поставить многоточие, которое обозначает, что дальше есть еще числа натурального ряда, но они не записаны.
– На какие геометрические фигуры похожи натуральный ряд и отрезок натурального ряда чисел?
– Натуральный ряд чисел похож на луч, у которого есть начало, но нет конца. Отрезок натурального ряда чисел похож на отрезок. Оба имеют начало и конец.
4. На доске записаны числа по парам:
4 5 1 3 2 6 6 3
– Поставь между числами знаки сравнения:
– Как называются получившиеся выражения?
– Неравенства.
– Сделай рисунок к первому и последнему неравенствам.
(Дети в тетрадях рисуют.)
– Напишите еще несколько неравенств.
(После выполнения задания коллективно проверяется правильность постановки знаков.)
Физкультминутка.
II. Работа над новым материалом.
– На доске написаны числа по парам:
3 4 6 2 5 4 3 9
– Какие задания можно выполнить с этими числами?
– Можно их сравнить.
– Можно нарисовать кружочки и сравнить.
– С некоторыми из них можно составить отрезок натурального ряда чисел.
– Поставь между числами знак "+".
– Что значит запись 3+4 ?
– Эта запись называется сумма.
– Сделайте рисунок и напишите, сколько получилось при сложении?
– Почему между суммой и числом 7 стоит знак равенства?
– Левая часть равна правой части.
Вывод: число 7 – значение суммы 3 + 4.
– Запиши еще четыре суммы и найди их значения, используя палочки.
– Подчеркни суммы чисел синим цветом, значение суммы – красным.
III. Работа по учебнику.
1. Выполняют задание № 79, стр. 34.
Раскрашивают: там, где значение суммы равно 9, – зеленым цветом, там где 6 – черным цветом, 8 – желтым, 7 – серым цветом.
– Какие фигуры животных появились на ваших рисунках?
(Должны появиться фигуры кошки, собаки.)
IV. Закрепление.
1. Сравнение сумм с числами.
6 + 2 8
6 + 2 7
6 + 2 9
– Поставь знаки сравнения. Проверь рисунками.
Учитель предлагает подумать, как сравнить не число с числом, а сумму с числом.
Дети сами догадаются, что нужно найти значение суммы и сравнить с числом.
Важно, чтобы ученики заметили, что слева стоит одна и та же сумма, значит, достаточно найти ее значение один раз.
Найти значение суммы лучше всего, пользуясь натуральным рядом чисел.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 6 + 2 = 8
Значит:
6 + 2 = 8
6 + 2 > 7
6 + 2 < 9
– Как можно еще проверить правильность выполнения задания?
Дети свое решение проверяют с помощью рисунков.
2. Самостоятельная работа.
Даны 3 линейки разной длины: первая имеет 9 делений, вторая –7 делений, третья – 8 делений.
Раскрасить линейки, если зеленая линейка длиннее красной, а красная длиннее желтой.
(Первая – зеленого цвета, вторая – желтого, третья – красного цвета.)
V. Итог урока.
Экспресс–опрос.
В тетради дети записывают ряд чисел от 1 до 7.
Затем учитель читает свои утверждения, а дети под соответствующим номером отмечают свое согласие или несогласие с помощью знаков “+” и “–”.
При чтении утверждений 1–3 учитель указкой показывает записанные на доске числа. Затем он сознательно убирает указку, активизируя детей самостоятельно обращаться к записанному ряду чисел.
Запись на доске:
3 4 5 6 7 8 9
Задания для экспресс–опроса:
1. На доске записан числовой ряд.
2. Числа записаны в порядке убывания.
3. Каждое последующее число больше предыдущего на 1.
4. Перед числом 7 в числовом ряду стоит число 9.
5. Значение суммы чисел 2 и 2 равно 4.
6. Прямая линия не имеет ни начала, ни конца.
7. Этот ряд чисел можно продолжить.
В тетрадях должна быть следующая запись:
1 2 3 4 5 6 7
– – + – + + +
Проверка. Дети в парах обмениваются тетрадями.
Экспресс–опрос позволяет учителю быстро проверить степень усвоения пройденного материала по определенной теме.