I. Организационный момент.
Приветствие.
– Прежде чем начать наше занятие давайте, познакомимся: назовите того, кто сидит справа (или слева) от вас.
II. Развитие простанственных представлений.
Игра “Окошки в домике”.
На доске вывешиваются изображения двухэтажных домиков с четырьмя окошками: два - на первом, два – на втором.
– Посмотрите, дети, на этот домик. В нем два
этажа: нижний и верхний. На каждом этаже по два
окошка. Покажите нижние окна.
– Покажите верхние окна.
– А теперь покажите правые окошки.
– Покажите левые окошки.
– Около окошек садятся: мальчик, девочка, бабушка
и дедушка.
В прорези окошек вставляются фигурки.
– Кто сидит около верхнего правого окошка?...
Около верхнего левого окошка?… Около нижнего
правого окошка?… Около нижнего левого окошка?
– Запомните, кто где сидит?
– Где сидит девочка?... мальчик?... бабушка?...
дедушка?
– Пошли гулять бабушка с дедушкой, мальчик с
девочкой.
Фигуры убираются.
– А потом они пришли с прогулки и сели около своих окошек.
Фигуры вставляются по-другому.
– Скажите, правильно они сели? (Нет.)
– А как правильно? Где сидела девочка?
После ответа фигурка вставляется в прорезь.
– Где сидела бабушка? Где сидел мальчик? Где сидел дедушка?
После каждого ответа вставляется фигурка.
III. Отгадывание загадок.
Детям предлагается отгадать следующие загадки:
Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу. (Дятел)
Маленький мальчишка в пиджаке
По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей)
В каждом слове – отгадке определяется первый звук, который соотносится с буквой. Буквы записываются на доске мелом различного цвета.
– Сегодня мы будем учиться различать рукописные буквы д и в.
На доске вывешиваются рисунки дятла и воробья.
– Посмотрите на рисунок с изображением дятла.
Какая буква видна на рисунке? (д)
– А теперь посмотрите на рисунок воробья. Какая
буква видна на этом рисунке? (в)
IV. Письмо в воздухе рукописных букв в и д.
V. Зрительный анализ букв в и д.
– Посмотрите на букву в. Из каких элементов
состоит эта буква? (Петля и полуовал.)
– Где расположена петля по отношению к
полуовалу? (Вверху и слева.)
– Посмотрите на букву д.Из каких элементов
она состоит? (Из петли и полуовала.)
– Буква д тоже состоит из петли и полуовала,
как и буква в. Но где расположена петля по
отношению к полуовалу в букве д? (Внизу и
справа.)
– Значит, чем же похожи буквы в и д? (Они
состоят из петли и полуовала.)
– Чем различаются эти буквы? (В букве в петля
сверху и слева, а в букве д петля снизу и справа.)
VI. Конструирование букв из элементов.
Детям даны части букв (петля и полуовал).
– Что за буква: петля внизу и справа? Составьте
из элементов.
– Что за буква: петля вверху и слева? Составьте из
элементов.
VII. Придумывание имен.
– Назовите имена, которые пишутся с буквы В, затем имена, которые пишутся с буквы Д.
VIII. Вписывание пропущенных букв в и д.
На доске и на карточках в следующих словах вставить пропущенные буквы:
..аленки, кро..ать, пру..ы , холо..а, о..у..анчик, поли..ает, за..о..ы, пого..а, за..о..ная, по..о..ок.
IX. Игра “Что лишнее?”
а) На доске картинки: огурец, апельсин, помидор, свекла, репа.
– Какая картинка лишняя? (Апельсин)
– Как можно назвать одним словом остальные картинки? (Овощи)
На доске и в тетрадях записывается графический анализ слова овощи. Выделяется звук в в слове, записывается буква в в графической схеме. ___|_в_|___
б) На доске картинки: сковорода, шкаф, чайник, стакан, кастрюля.
– Какая картинка лишняя? (Шкаф)
– Почему? Как можно назвать одним словом остальные картинки? (Посуда)
Проводится звуковой анализ слова, составляется графическая схема слова. В схеме записывается буква д.
__|___|_д_
X. Разгадывание ребусов.
После разгадывания ребусов слова записываются в тетрадях, дети подчеркивают буквы в, д карандашами разного цвета. (Слива, ваза, сова, дрова)
XI. Разгадывание кроссворда.
– Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Чтобы заполнить клеточки кроссворда, надо отгадать загадки.
1. Она идет среди лесов, полей,
А люди все идут по ней. (Дорога)
– Сколько звуков в слове дорога? (Шесть)
– Какой по счету звук д? Запишем это слово в вертикальный столбик кроссворда.
1. Кругла, а не месяц,
Желта, а ни масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Дыня)
Слово дыня вписывается в клеточки кроссворда.
2. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк)
Слово волк анализируется с точки зрения его звуковой структуры и вписывается в клеточки кроссворда.
3. Без головы, а в шляпке
Одна нога и то без сапога. (Гвоздь)
– Сколько звуков в слове гвоздь? (Пять)
– Какой по счету звук в? В конце этого
слова слышится ть, а пишется дь.
Можно проверить словом гвозди.
– В этом слове 5 звуков, а сколько букв? (Шесть)
– Куда мы впишем это слово?
4. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
Проводится звуковой анализ слова гнездо. Слово вписывается в клеточки кроссворда.
XII. Добавление пропущенных букв в предложения.
..оло..я заби..ает г..оз..и. Папа принес холо..ную ..о..у в ..е..ре. ..ети пла..ают в пру..у. По..ул холо..ный ..етер. В огоро..е ..ыросли поми..оры и тык..а. По.. ..ере..ом ..ыросла тра..а. ..аша нарисо..ала ..ом ц..етным каран..ашом.
Дети вписывают пропущенные буквы в, д и подчеркивают их карандашами разного цвета.
XIII. Итоги урока.
– Вам понравился урок?
– Что нового узнали?
– Чему научились на уроке?