Цели:
- Познакомить учащихся с образованием сложных слов;
- Развивать мышление, внимание, речь учащихся, орфографическую зоркость;
- Воспитывать любовь к малой Родине, познавательный интерес, культуру труда.
Оборудование:
- рисунок сказочного героя,
- игрушка-козуля,
- таблички со словами,
- карта Мурманской области.
Ход урока
1. Орг.момент
– Очень важное качество человека – уметь радоваться успеху других. У нас в гимназии есть ученица Кристина Моните, которая приняла участие в конкурсе стихотворений о Мурманске и, представляете, её стихотворение напечатали в газете “Комсомольская правда”. Я прочту отрывок:
Милый край – родное Заполярье,
Как красив и благороден ты,
Озарённый северным сияньем
В окруженье вечной мерзлоты.
- Красивое стихотворенье? Чтобы научиться писать такие стихи, надо немножко подрасти и многое знать о родном языке.
2. Сообщение цели урока
- Сегодня к нам на урок пришёл этот сказочный герой (рис. 1). Вы его узнали? Это Чакхли – герой саамских сказок. Вы помните по сказке, что Чакхли очень любознательный. Сегодня он поможет нам узнать о новом способе образования слов.
Рис. 1
3. Повторение
- По пути к нам, путешествуя по нашему Заполярью, Чакхли придумал много слов с корнем –снег-. Чакхли очень порадуется, если мы отгадаем эти слова. Давайте попробуем! (Устно дети называют слова, учитель прикрепляет таблички со словами на доску).
снегурочка снежный подснежник снеговик
снежок заснежило снежинка снегирь снеговой
- Что общего у этих слов? (Однокоренные) Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)
- На какие группы можно разделить данные слова? (По частям речи: сущ., прилаг., глагол)
-На какие ещё группы можно разделить слова? (Если затрудняются, вывешиваю схемы)
- Что изображено на схемах? (Части слова)
- Какие слова вы отнесёте к первой схеме? (Слова, состоящие из корня, суффикса и окончания). Ко второй схеме? (Слова, состоящие из корня, приставки, суффикса и окончания).
Работа в тетради:
- Выберите и запишите по 2 слова в два столбика по схемам. (Все работают в тетради, 1 человек – у доски)
снежок заснежило
снежинка подснежник
снегурочка
снежный
снеговой
снегирь
снеговик
Проверка: Какие части слова помогли образовать новые слова в первом столбике? (^)
А здесь? ( ¬ и ^ ).
4. Новый материал
На доске появляется новое слово снегопад.
- Куда отнести это слово? Давайте разбираться.
- Что значит снегопад? (“Идёт снег”). Подберите синоним к слову идет (“падает”)
- Чтобы понять лексическое значение, нам понадобилось 2 слова снег, падает. Выделите в них основы и корни.
- А теперь найдите корни в слове снегопад.
Какое получилось удивительное слово! В нем две основы, и в данном слове основы совпадают с корнями.
- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. Такие слова называют сложными. (Открывается название темы на доске)
- Давайте ещё раз проговорим:
Слово снегопад – сложное. Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню. Соединительная гласная О. Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:
1.Слово -…
2.Оно состоит из…
3.Соединительная гласная…
5. Физминутка.
Имитация движений:
“Кошка – царапуша”
“Олень копытцем бьёт”
“Встаёт северное солнышко”
“Закружились, загудели – в тундру вьюги прилетели”
А теперь тихонько сели…
6. Первичное закрепление.
- Чакхли решил проверить вашу сообразительность, внимание и приготовил вам загадки. Отгадки записываем в тетради через запятую. (По 1 человеку с комментированием у доски, образец дает учитель)
Загадки:
Не пчела, не шмель, а жужжит
Неподвижно крыло, а летит.
(Самолёт)
Падают с ветки золотые монетки.
(Листопад)
Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен… (Мухомор)
- Почему так называется мухомор? Догадайтесь! (Морить мух)
Что общего во всех словах? (Они сложные. Состоят из 2-х основ, основы равны корню, есть соединительная гласная О)
- Что ещё припас нам Чакхли? Ребята, как вы думаете, какое животное больше всего любит сказочный житель тундры? (Оленя). Верно! И вот вам новая загадка:
- Как называют человека, который ухаживает за оленями? Оленевод (Табличка)
- Чем отличается данное слово от предыдущих? (Соединительная гласная Е)
- Кто догадался, почему здесь нужно писать Е, а не О? (Е пишется после мягкого согласного).
7.
Добрыми соседями саамов на Кольской Земле с давних времен были поморы. Почему их так называли? Они жили на берегу Белого и Баренцева морей. (Показать на карте).
Поморы подарили Чакхли козулю (показать) рис. 2, сделанную из соленого ржаного теста. Чакхли расскажет о своей игрушке. А вы послушайте и подумайте, почему поморы берегли козуль? Учитель читает текст:
Рис. 2
Поспел самовар. Испеклись козули.
Козуля – это не только угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определенный смысл. Например, корова – символ плодородия. Олень приносит долголетие и счастье. Нерпа и тюлень – символ успешного рыболовства.* При выборе фигурки учитывается, кому она предназначена, и что человеку лучше пожелать в этот день. К подаренным козулям поморы относятся бережно, порой хранят их рядом с образами.
- Почему поморы бережно хранили подаренных им козуль? (Дарили с душой, думали о человеке, которому делали подарок)
- Почему именно такой рассказ принёс Чакхли? (Там есть сложные слова). Сейчас я прочитаю текст ещё раз, а вы поищите сложные слова, которые здесь встретились. (Учитель читает текст с паузами до знака *; дети выписывают сложные слова с комментированием, потом открываются слова на доске и происходит проверка)
самовар, плодородие, долголетие, рыболовство
- Для самых сообразительных: Назовите слово, где основа совпадает с корнем? (самовар) А в остальных словах основа с корнем не совпадает. Об образовании таких слов мы будем говорить на следующих уроках.
8. Развитие речи
- Как много знаний принёс нам Чакхли! А теперь он хочет проверить, как вы все запомнили. Прочитайте предложение на доске:
Олень приносит долгую, длинную жизнь.
Корова – символ хорошего урожая.
Нерпа и тюлень – символ успешной добычи рыбы, промысла.
- Есть ли здесь сложные слова? (Нет)
Чакхли просит вас заменить в каждом предложении подчеркнутую фразу одним сложным словом. Чакхли подсказывает, кто не догадался, может использовать слова, которые мы только что выписали. Какие предложения у вас получились? (Зачитывают)
Олень приносит долголетие.
Корова – символ плодородия.
Нерпа и тюлень – символ успешного рыболовства.
- Что изменилось в предложениях? (Они стали более краткими). Верно, сложные слова служат для сокращения текста. Использование сложных слов помогает сделать речь более краткой, ёмкой, лаконичной.
9. Игра
- Вы молодцы, справились с таким непростым заданием. Чакхли предлагает вам поиграть. Из основ, совпадающих с корнем, составьте сложные слова и запишите в тетрадь через запятую. Какие гласные вы будете использовать для соединения основ О или Е?
-сам-, -ход-, -верх-, -дым-, -вод-, -лёт-, -пар-, -лаз-, -воз-, -скал-
(самолёт, верхолаз, скалолаз, водолаз, дымоход, пароход, паровоз)
10. Итог
- Что нового узнали на уроке? (Сложные слова) Что вы о них узнали?(Образуются путем сложения 2-х основ, которые соединяются соединительной гласной О или Е)
Молодцы! Чакхли и я благодарим вас за работу на уроке.