Урок русского языка по теме: "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить учащихся с образованием сложных слов;
  • Развивать мышление, внимание, речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • Воспитывать любовь к малой Родине, познавательный интерес, культуру труда.

Оборудование:

  • рисунок сказочного героя,
  • игрушка-козуля,
  • таблички со словами,
  • карта Мурманской области.

Ход урока

1. Орг.момент

– Очень важное качество человека – уметь радоваться успеху других. У нас в гимназии есть ученица Кристина Моните, которая приняла участие в конкурсе стихотворений о Мурманске и, представляете, её стихотворение напечатали в газете “Комсомольская правда”. Я прочту отрывок:

Милый край – родное Заполярье,
Как красив и благороден ты,
Озарённый северным сияньем
В окруженье вечной мерзлоты.

- Красивое стихотворенье? Чтобы научиться писать такие стихи, надо немножко подрасти и многое знать о родном языке.

2. Сообщение цели урока

- Сегодня к нам на урок пришёл этот сказочный герой (рис. 1). Вы его узнали? Это Чакхли – герой саамских сказок. Вы помните по сказке, что Чакхли очень любознательный. Сегодня он поможет нам узнать о новом способе образования слов.

Рис. 1

Рис. 1

3. Повторение

- По пути к нам, путешествуя по нашему Заполярью, Чакхли придумал много слов с корнем –снег-. Чакхли очень порадуется, если мы отгадаем эти слова. Давайте попробуем! (Устно дети называют слова, учитель прикрепляет таблички со словами на доску).

снегурочка снежный подснежник снеговик

снежок заснежило снежинка снегирь снеговой

- Что общего у этих слов? (Однокоренные) Почему? (Близкие по значению, одинаковый корень)

- На какие группы можно разделить данные слова? (По частям речи: сущ., прилаг., глагол)

-На какие ещё группы можно разделить слова? (Если затрудняются, вывешиваю схемы)

- Что изображено на схемах? (Части слова)

- Какие слова вы отнесёте к первой схеме? (Слова, состоящие из корня, суффикса и окончания). Ко второй схеме? (Слова, состоящие из корня, приставки, суффикса и окончания).

Работа в тетради:

- Выберите и запишите по 2 слова в два столбика по схемам. (Все работают в тетради, 1 человек – у доски)

снежок заснежило

снежинка подснежник

снегурочка

снежный

снеговой

снегирь

снеговик

Проверка: Какие части слова помогли образовать новые слова в первом столбике? (^)

А здесь? ( ¬ и ^ ).

4. Новый материал

На доске появляется новое слово снегопад.

- Куда отнести это слово? Давайте разбираться.

- Что значит снегопад? (“Идёт снег”). Подберите синоним к слову идет (“падает”)

- Чтобы понять лексическое значение, нам понадобилось 2 слова снег, падает. Выделите в них основы и корни.

- А теперь найдите корни в слове снегопад.

Какое получилось удивительное слово! В нем две основы, и в данном слове основы совпадают с корнями.

- Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. Такие слова называют сложными. (Открывается название темы на доске)

- Давайте ещё раз проговорим:

Слово снегопад – сложное. Оно состоит из 2-х основ. Основы равны корню. Соединительная гласная О. Вывешиваю на доску алгоритм ответа учеников:

1.Слово -…

2.Оно состоит из…

3.Соединительная гласная…

5. Физминутка.

Имитация движений:

“Кошка – царапуша”

“Олень копытцем бьёт”

“Встаёт северное солнышко”

“Закружились, загудели – в тундру вьюги прилетели”

А теперь тихонько сели…

6. Первичное закрепление.

- Чакхли решил проверить вашу сообразительность, внимание и приготовил вам загадки. Отгадки записываем в тетради через запятую. (По 1 человеку с комментированием у доски, образец дает учитель)

Загадки:

Не пчела, не шмель, а жужжит
Неподвижно крыло, а летит.
(Самолёт)

Падают с ветки золотые монетки.
(Листопад)

Хоть заманчив он на вид,
Но, однако, ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен… (Мухомор)

- Почему так называется мухомор? Догадайтесь! (Морить мух)

Что общего во всех словах? (Они сложные. Состоят из 2-х основ, основы равны корню, есть соединительная гласная О)

- Что ещё припас нам Чакхли? Ребята, как вы думаете, какое животное больше всего любит сказочный житель тундры? (Оленя). Верно! И вот вам новая загадка:

- Как называют человека, который ухаживает за оленями? Оленевод (Табличка)

- Чем отличается данное слово от предыдущих? (Соединительная гласная Е)

- Кто догадался, почему здесь нужно писать Е, а не О? (Е пишется после мягкого согласного).

7.

Добрыми соседями саамов на Кольской Земле с давних времен были поморы. Почему их так называли? Они жили на берегу Белого и Баренцева морей. (Показать на карте).

Поморы подарили Чакхли козулю (показать) рис. 2, сделанную из соленого ржаного теста. Чакхли расскажет о своей игрушке. А вы послушайте и подумайте, почему поморы берегли козуль? Учитель читает текст:

Рис. 2

Рис. 2

Поспел самовар. Испеклись козули.

Козуля – это не только угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определенный смысл. Например, корова – символ плодородия. Олень приносит долголетие и счастье. Нерпа и тюлень – символ успешного рыболовства.* При выборе фигурки учитывается, кому она предназначена, и что человеку лучше пожелать в этот день. К подаренным козулям поморы относятся бережно, порой хранят их рядом с образами.

- Почему поморы бережно хранили подаренных им козуль? (Дарили с душой, думали о человеке, которому делали подарок)

- Почему именно такой рассказ принёс Чакхли? (Там есть сложные слова). Сейчас я прочитаю текст ещё раз, а вы поищите сложные слова, которые здесь встретились. (Учитель читает текст с паузами до знака *; дети выписывают сложные слова с комментированием, потом открываются слова на доске и происходит проверка)

самовар, плодородие, долголетие, рыболовство

- Для самых сообразительных: Назовите слово, где основа совпадает с корнем? (самовар) А в остальных словах основа с корнем не совпадает. Об образовании таких слов мы будем говорить на следующих уроках.

8. Развитие речи

- Как много знаний принёс нам Чакхли! А теперь он хочет проверить, как вы все запомнили. Прочитайте предложение на доске:

Олень приносит долгую, длинную жизнь.

Корова – символ хорошего урожая.

Нерпа и тюлень – символ успешной добычи рыбы, промысла.

- Есть ли здесь сложные слова? (Нет)

Чакхли просит вас заменить в каждом предложении подчеркнутую фразу одним сложным словом. Чакхли подсказывает, кто не догадался, может использовать слова, которые мы только что выписали. Какие предложения у вас получились? (Зачитывают)

Олень приносит долголетие.

Корова – символ плодородия.

Нерпа и тюлень – символ успешного рыболовства.

- Что изменилось в предложениях? (Они стали более краткими). Верно, сложные слова служат для сокращения текста. Использование сложных слов помогает сделать речь более краткой, ёмкой, лаконичной.

9. Игра

- Вы молодцы, справились с таким непростым заданием. Чакхли предлагает вам поиграть. Из основ, совпадающих с корнем, составьте сложные слова и запишите в тетрадь через запятую. Какие гласные вы будете использовать для соединения основ О или Е?

-сам-, -ход-, -верх-, -дым-, -вод-, -лёт-, -пар-, -лаз-, -воз-, -скал-

(самолёт, верхолаз, скалолаз, водолаз, дымоход, пароход, паровоз)

10. Итог

- Что нового узнали на уроке? (Сложные слова) Что вы о них узнали?(Образуются путем сложения 2-х основ, которые соединяются соединительной гласной О или Е)

Молодцы! Чакхли и я благодарим вас за работу на уроке.