Метод проектов в экологическом воспитании старших дошкольников на материале проекта "Эти удивительные ракушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


104377 Горина Л

“Метод проектов” научно обосновал и разработал американский педагог Джон Дьюи (1859 – 1952).

Этот, популярный в России в 20 годы XX века дидактический метод, неоправданно забыт. Сейчас возрождается в новом содержании. Он предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей:

I этап – педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников;

II этап – педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми (дополняют или изменяют, предлагают новые идеи). План работы.

III этап – реализация проекта (в соответствии с намеченным планом).

Такая организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием из личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе делания.

Джон Дьюи считает, что с помощью “метода проектов” достигается главная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Он доказывал, система знаний должна сложиться в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат собственного опыта действия (делания). Обучение должно иметь форму исследования, экспериментирования, применение уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка, поэтому ее “невозможно выполнять механически, не отбирая материалы для наблюдений”. Это путь развития научного мышления.

Дети учатся принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике, учатся мыслить. Это и есть составляющее интеллектуального развития (развитие способности к дальнейшему образованию).

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

Ученый доказывает, что связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

“Метод проектов” используется в дошкольных учреждениях США, Японии, Германии, Италии. В России педагогика Дж. Дьюи стала известна в 20-е годы XX века. Самым значительным и результативным примером внедрения этих идей в Советскую школу и детский сад бы опыт С.Т.Шацкого.

Цель предлагаемого проекта “Эти удивительные раковины” - создать благоприятные эмоциональные условия для ознакомления с предметным миром природы.

Задачи: развивать познавательный интерес к объектам мира природы. Учить детей находить и видеть необычное, удивительное в окружающей действительности. Развивать творчество, индивидуальные способности ребенка.

ПРОЕКТ “Эти удивительные раковины”
(в рамках программы “Радуга”).

 

  • Вызвать познавательный интерес.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, гуманные чувства, эмпатию.
  • Формировать систему элементарных экологических знаний о моллюсках Волги и других водоемах края (лужанка, катушка, перловица, беззубка, горошины и др.). Роль их в природе и жизни человека.
  • Формировать представления об уникальных обитателях Древнего моря на территории современного Поволжья, палеонтологических заказниках Ундоровских и Сенгилеевских. Воспитание бережного отношения к палеонтологическим объектам.
  • Развивать речь-описание, речь-докозательство.
  • Развивать эстетические чувства, способствовать отражению этих чувств в художественно-творческой деятельности.

I этап. Накопление знаний о раковинах моллюсков.

Цикл наблюдений за голым слизнем (внешний вид, передвижение, наличие глаз, питание).

Сравнение слизня с аквариумной катушкой.

Знакомство с моллюсками Волги и других водоемов края.

Сравнительные наблюдения двух улиток: катушка и прудовик.

Чтение сказки Г.Х.Андерсена “Улитка и роза”.

Чтение книги “Легенды о жемчуге”.

Просмотр видеофильма в 2-х частях “Подводный мир – моллюски” профессора Р.Виноградова.

Рассматривание коллекций “Ракушки”, “Камни - известняки”.

Рассматривание иллюстраций к книге Р.Буруковского “О чем поют ракушки?”.

Рассматривание ископаемых аммонитов и их отпечатков. Знакомство с самым уникальным экспонатом Волжского края – симбирскитесом.

II этап. Практическая деятельность “Таинственные “домики””.

Игра “В прятки”. Подберем фон для ракушки:

– где она будет незаметна;

– на каком фоне она будет необычайно красива.

Составление сериационных рядов: от большого к маленькому; от светлого к темному; одностворчатые – двустворчатые; речные – морские.

Рисование улитки “Моя улитка”.

Заучивание стихов, загадок по теме.

“Лента времени”.

Игра-воображение “На что похоже?”.

Игра – исследование на материале разных раковин:

– рассматривание под лупой трещин, узоров, наростов, количеств завитков;

– опытная деятельность “Определи по весу” (речные – морские).

Рассказы детей о раковинах.

Изготовление раковин аммонитов с использованием цветного пластилина (отпечатки с каменных форм).

Изготовление макета и миниатюр из ракушек.

Изготовление музыкальных инструментов (музыкальные бусы, ракушки-погремушки).

Составление коллекций раковин “Моллюски Самарского края”, “Моллюски Волги”.

Оформление альбома (коллективная работа) “Ты слышишь, улитка?”.

Составление домашней коллекции “Эти удивительные раковины”.

Формирование элементов культуры на основе коллекционирования. Воспитание бережного отношения к природе и музейным ценностям.

III этап: Результат “Удивительное рядом”

Выставка детских коллекций, миниатюр.

Издание альбома “Ты слышишь, улитка?”

Демонстрация моделей одежды (национальные костюмы Чувашии, Мордовии) и художественных промыслов с использованием украшений и фурнитуры из раковин и жемчуга народов Поволжья.

Взаимодействие с семьей:

– посещение выставки симбирцита (оникса) – уникального камня местного происхождения, образовавшегося в раковинах древнейших моллюсков аммонитов;

– уникальный для Волжского края аммонит симбирскитес;

– чтение литературы [1, 2, 3, 4, 5];

– рассматривание альбомов с изображением раковин;

– совместное коллекционирование;

– определение раковин по атласу.

Информация для воспитателей “Живые камни” в руках человека”

Каури (Ципрея) - деньги. Каких только денег не придумали люди за свою историю! Были деньги: золотые, серебряные, медные никелевые, и даже оловянные, из камня, птичьев перьев, копченых циновок, соли. Но даже среди такого огромного разнообразия не последнее место занимают монеты из раковин. Считают даже, что именно они были вообще первыми деньгами. Достаточно сказать, что специалисты-этнографы насчитывают 150 – 200 видов раковин, служивших деньгами. Всеми своими качествами: прочностью, прекрасной естественной полировкой, фарфоровидной внешностью (Ципреи) –   раковины, словно самой природой предназначены для выполнения функции денег. Они не требовали дополнительной обработки. Приоритет в использовании каури в качестве денег принадлежал Китаю (на протяжении 2 тыс. лет), затем в Японии.

Обесцениваясь как деньги, каури, однако переходили в среду художественного промысла – для изготовлений украшений, в частности, сбруи слонов, верблюдов, лошадей и ослов.

Виссон – ткань, получаемая из биссусных нитей моллюска, “волос” раковины. Из него изготавливали ткани и шили одежду (упоминает римский автор Квинт Септимий Флор Тертуллиан).

Затем, когда в Тарантском заливе из-за усиленной добычи количество моллюсков резко уменьшилось, I место по производству и сбыту этой ткани на некоторое время захватили острова Сардиния и Корсика. Из виссона шили камзолы, галстуки, шляпы, чулки, перчатки, платья и даже искусственные волосы. Пара дамских перчаток, говорят, помещалась внутри скорлупы грецкого ореха. Врачи настоятельно рекомендовали носить вещи, изготовленные из чистейшего виссона, без каких-либо примесей, людям, страдающим от ревматизма, подагры, даже простуды. В век, когда не было аспирина, чулки из виссона считались сильнодействующим средством.

Пектен – посуда, медали. В средние века нижняя створка применялась в качестве сосуда для питья. Пешеходы-пилигримы в Палестине перед возвращением домой выходили на берег моря, собирали на песке выброшенные штормом створки гребешка и прикрепляли на свою одежду.

Рапона – краска (Древнего мира). В Древнем Риме женское платье, окрашенное пурпуром, стоило, в переводе на современные деньги, 12 тыс. долларов. Однако, несмотря на дороговизну, пурпур пользовался огромным спросом. Пурпур был достоянием только высшей знати. Смешивая пурпур с порошком из слоновой кости, стали приготовлять косметику (Пример: лак для ногтей), художники из пурпура и мела делали краску. Появились пурпурные чернила, специально для императора. Красили ткани.

Фурнитура - Перламутр крупных перловиц использовался в промышленности: изготавливали пуговицы, нарезали пластинки для украшений аккордеонов.

Музыка - использовалась в качестве сигнальной или боевой трубы. С древнейших времен рыбаки Эгейского моря, когда на море ложился туман, подавали друг другу сигналы (к началу битвы), труба в раковину.

Украшения - Ракушки можно видеть и на современных нарядах свадебных мордовских, удмуртских и женщин.

Отрывок из “Легенды о Минотавре…”

… Минос разгневался на Дедала за то, что тот помог Ариадне. Дедал был вынужден бежать, но как? Он сделал из воска и перьев крылья себе и своему сыну Икару. Когда Минос узнал, что Икар погиб, а Дедал скрылся в Сицилии, во что бы то ни стало, он решил вернуть его (гнев, гневом, а второго такого мастера вряд ли можно найти в тогдашнем мире). Во все концы были разосланы посланцы Миноса. Каждый вез с собою боевой рог (раковина Харония). От имени царя предлагали огромную награду тому, кто ухитрится продеть тонкую нить сквозь все извивы раковины, насквозь. Прельстившись наградой, правитель Сицилии, у которого скрывался Дедал, обратился к нему за советом. И тогда мастер смоделировал лабиринт: взял муравья, привязал к нему тонкую нить и запустил в раковину. Муравей пробежал ее насквозь и протянул за собой нить. Минос сразу догадался, чьих это рук дело и потребовал выдачи мастера…

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
“О чем поют ракушки”
(подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Обобщить представление детей о моллюсках, как обитателях рек и озёр.
  • Учить классифицировать ракушки моллюсков по месту обитания (речные морские), по строению раковин (двухстворчатые, завитые).
  • Воспитывать умение видеть красоту ракушек, наслаждаться ею, выражать свои чувства в речи.
  • Развивать творческое воображение.
  • Прививать интерес к коллекционированию.

Структура и методические приёмы:

Звучит музыка “Шум моря”.

Вы хотите побывать в морском царстве? Давайте заглянем под волну.

Сенсорное исследование раковин.

Открывается голубая вуаль, а там различные ракушки.

Воспитатель вместе с детьми любуется красотой ракушек, отмечает необычность их формы, окраски, рисунка и т.д.

Как по-другому можно назвать ракушку? (Раковина, домик, укрытие, панцирь)

Чей это домик? Кто жил в нём?

Когда раковину можно взять в руки? (Только убедившись, что в ней никто не живет). Правило коллекционера: для живого это важнее!

А вы знаете, что большие раковины называют поющими? Закройте глаза и послушайте, о чем поют ракушки (детям предлагают взять большие раковины и послушать).

Что вы слышите?

Чтение отрывка из стихотворения Р. Сефа “Алло! Это море?”.

Алло!
Это море?
Вы слышите
Черное море меня?
Ракушку я взял
И стою в коридоре,
И очень волнуюсь,
На берег звоня.
Я Вас узнаю
- В этой гулкой
Ракушке,
Я слышу
Хрустящий прибой
На песке.

Сравнение и описание раковин по модели: название (если знаком), величина, форма, окраска, завитки, рисунок. Вы послушали, как замечательно они поют, а теперь возьмите две понравившиеся раковины, посмотрите на них внимательно и расскажите о них, чем они вам понравились.

Путешествие по ленте времени.

Как вы думаете, давно ли они появились на Земле?

Это очень древние животные, которые появились на Земле много-много лет назад. Чтобы вы поняли, как давно это было, отправимся в то далекое время по ленте времени.

(Лента времени разложена по спирали в виде завитков ракушки.)

Дети передвигаются по завиткам ленты от нашего времени до эры появления ракушек.

Затем возвращаются обратно.

А как в наше время люди узнают, что было в те далекие времена?

Знакомство детей с коллекцией аммонитов Ульяновской области.

Отпечатки древних раковин геологи находят недалеко от г. Ульяновска (Ундоры Сенгилей)

Обследование аммонитов.

Какие они были раньше? (Обследование камней, отпечатков раковин.)

Какой рисунок у камней? Проведите пальчиком по рисунку.

Давайте, восстановим древние раковины. Это можно сделать с помощью пластилина.

Из цветного пластилина дети делают слепок древней раковины. Все слепки выкладывают на поднос. И в море все раковины такие разные!

(Воспитатель вносит раковины речных и морских моллюсков.) Давайте посмотрим, как правильно составить коллекцию раковин.

Просмотр части видео фильма “Моллюски” “Коллекции профессора Виноградова”

Составление коллекции раковин. Профессор Виноградов познакомил нас с правилами составления коллекции раковин. А теперь мы с вами составим нашу коллекцию раковин моллюсков:

– речные - морские

– двустворчатые - завитые

Дети самостоятельно определяют названия раковин, раскладывают, приклеивают этикетки.

Незнакомые раковины определяют (доступные) по каталогу-определителю “Моллюски” (ципрея, мурекс, береговая улитка (стромбус), гребешки, винт и др.)

Замечательная у нас получилась коллекция. Вечером вы покажите ее родителям.

Задание: Вы можете собрать собственную коллекцию на берегу рек. Это весьма полезное и увлекательное занятие. Раковины – это уникальный, дидактический, достаточно прочный раздаточный материал для наблюдения, экспериментирования, сравнения, классификации, игры, конструирования и ручного художественного труда. Это удобный счетный материал.

Рекомендации родителям:

Редкие предметы в природе так же пленительно прекрасны, как раковины моллюсков. Ни один скульптор не достигнет сложности форм и рисунков раковин, которые бывают столь малы, что необходимо увеличительное стекло, чтобы оценить всю их красоту.

Ракушки встречаются во всех океанах мира от полярных регионов до тропиков, и редкий пляж обходится без нескольких раковин на границе воды. Поэтому у людей появилась возможность их собирать и составлять интересные коллекции.

Редкие и особенно красивые виды раковин ценятся очень высоко, они использовались как украшения, имели религиозное и ритуальное значение, до сих пор являются важным источником пищи для народов, заменяют деньги.

Коллекционирование раковин даёт возможность изучать виды из разных уголков мира. Но из-за ограниченного количества этих видов на любителях лежит огромная ответственность за сохранение ракушек.

Никогда нельзя забывать, что раковина — это дом живого существа.

Если раковина подобрана на пляже, то, разумеется, моллюск, живший там некогда, её покинул, но если в раковине всё ещё живёт создавший её организм, то коллекционер обязан серьёзно задуматься над тем, кому она нужна больше.

Пусть ваше желание добавить ещё одну раковину к коллекции не станет важнее сохранения жизни существа внутри её.

Советы родителям:

Ракушки можно использовать как материал для конструирования.

Попробуйте выложить из ракушек со своим ребёнком на разных фонах:

рыбку, собачку, черепашку, замок.

Поиграйте в “прятки”. Подберите фон для ракушки:

а) Где будет она незаметна;

б) На каком фоне она необыкновенно красива.

Разложите раковины в ряд:

а) От самой маленькой до самой большой;

б) От светлой до тёмной.

Игра — воображение “На что похоже?”

Обведи пальчиком завитки, посчитай сколько их.

Изготовьте с детьми музыкальные инструменты из ракушек, поиграйте под музыку:

а) Пересыпайте мелкие раковины из ладошки в ладошку;

б) Музыкальные бусы;

с) Погремушки (положите ракушки в железную и пластмассовую баночки и сравните эти звуки).

Литература:

  1. Обитатели прудов и аквариумов: исследуем подводный мир – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.
  2. Буруковский Р. О чем поют ракушки – М., 1998.
  3. Андерсен Г-Х. Сказки: Улитка и роза – М., 1990.
  4. Кочеткова Н.И., Парамонова И.М. Они должны жить. – С-П., 1998.
  5. Харченко В. Слезы моллюска. Ж-л “Химия и жизнь”, № 11, 1979.