Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


У наших малышей – деятельное, активное, интересное будущее, а чтобы оно было именно таким, от человека потребуются умения и способности, позволяющие легко и быстро воспринимать информацию, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Эти качества закладываются в детстве. Поэтому содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, на отработку умений сравнивать, выделять характерные свойства предметов и обобщать их по определенному признаку, и, наверное, самое главное – получать удовлетворение от верного решения трудной задачи. А кроме этого у взрослых есть простые обязанности – научить ребенка удивляться, созерцать, сочувствовать, созидать. И, конечно же, научить учиться. Лучшее побуждение к учебе – интерес ребенка.

Все мы знаем, что для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать интеллектуальную игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая глобальные задачи: они приобретают новые знания и умения, а это требует волевых и умственных усилий, формирует организованность и самостоятельность, открывает радость познания и творчества. Игра имеет, кроме познавательного, и воспитательный аспект: учит детей сотрудничеству, правилам общения в коллективе, отношению к партнерам по игре.

Занятия и игры, о которых хочу рассказать, проводятся в младших группах детского сада школы “Приоритет”. Задача, стоящая предо мной – научить детей точно и полно воспринимать предметы и их свойства – цвет, форму, расположение в пространстве. Без такого обучения восприятие ребенка долго остается поверхностным, малышу труднее овладевать другими видами деятельности – конструированием, рисованием. У ребенка не будет необходимой основы для общего умственного развития, таким детям сложно усваивать знания и навыки в начальных классах школы. Усвоение сенсорных эталонов – процесс, длящийся несколько лет и включающий постепенный переход ко все более сложным формам восприятия.

Как известно, умения, в том числе и мыслительные, вырабатываются в процессе многократных упражнений. Чтобы сохранить интерес детей к занятиям (игре!), необходимо постоянно менять игровые ситуации и практические задания. Основной методический принцип дидактических игр – их многократное повторение, это - необходимое условие развивающего эффекта. Но тут возникает самый насущный вопрос: во что играть? Проблема интеллектуальных игр для детей самого младшего возраста решается, но медленно, а наши дети растут быстро. Значит, решение берем в свои руки. Накопленный мною в этом направлении опыт отражен в книжках-играх “Для самых-самых маленьких”, выходящих в Издательстве “Карапуз” с 1996 года. А с некоторыми играми, в которые с удовольствием играют не только трехлетки, а даже младшие школьники, я хочу познакомить вас на этих страницах.

Конечно, раннее развивающее обучение не преследует цели искусственного умственного взросления малыша. “Развивалки” в правильных пропорциях смешивают игру и учебно-познавательную деятельность ребенка, повышают его интеллектуальную активность, а значит, подготавливают к успешному преодолению трудностей дальнейшего обучения в школе. Это очень важное состояние для человека, ведь успехи в одном деле дают уверенность и в других делах, способствуют “реализации себя” не только в период обучения, но и вообще в жизни.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10. Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, я называю признаки заветной коробки. Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”. Вариант потруднее – “в синей, но не в маленькой”, “в круглой, но не плоской”. Начиная знакомить малышей с определением места предметов в пространстве, называем расположение коробочки: “слева от большой”, или “между синими коробками”. Коробки можно сложить “башенкой” - в этом случае называем верхнее или нижнее положение, или, например, такой вариант: “выше красной, но ниже синей” и т.д. Условия игры можно усложнять, ориентируясь на опыт и возможности детей в группе.

Очень важно предоставить возможность детям самим спрятать предмет и определить признаки коробки, малыши должны научиться “озвучивать” задачу, что очень непросто маленьким партнерам.

Коробочки могут помочь и при обучении цифрам или буквам – наклеим их на коробочках, и будем называть еще один признак: “в красной коробке с цифрой три”, например. При обучении порядковому счету: “четвертая коробочка слева”, “вторая от окна”…

Малыши и Мышата с удовольствием играют в прятки!

Цель игры: научить называть цвета предметов, сравнивать их по величине, определять пространственное расположение и количество, решать логические задачи, учиться считать, знакомиться с порядковыми числительными.

“Графика на гвоздиках”

Изготовление следующей игры потребует определенных “хозяйственных” навыков. Нам нужны:

– квадратная дощечка из фанеры толщиной 10-15 мм и длиной стороны 15 см. Края дощечки нужно обработать наждачной бумагой, чтобы они стали гладкими;
– гвоздики 16-18 мм, на каждую дощечку необходимо 33 гвоздика;
– цветная (лучше бархатная) бумага насыщенных тонов по размеру дощечки, т.е. квадратной формы 15х15 см;
– клей ПВА;
– “банковские” цветные резинки или разрезанные колечками новые резиновые шарики разных цветов.

Цветную бумагу надо наклеить на дощечку, положить под пресс, дать высохнуть несколько часов, а затем, положив сверху листок 15х15см из тетрадки в клеточку, вбить гвоздики наполовину (высота торчащего гвоздика будет 5-8 мм). Листок в клетку нужен, чтобы не размечать нашу красивую цветную поверхность на дощечке, а листок уже прекрасно разлинован сам. Гвоздики вбиваем по схеме, которая представлена на рис 1.

Рис. 1

Рис. 1

Когда все гвоздики вбиты, срываем листок в клеточку – он уже сделал свою работу и нам больше не нужен.

ВНИМАНИЕ! Играть с нашими гвоздиками, как и работать с ножницами, иголками и т.п. можно только под присмотром взрослых. Дощечку с гвоздиками после занятий убираем в недоступное для детей место.

Сначала, как всегда, знакомимся с предметом игры. Рассматриваем дощечки, трогаем гвоздики пальчиками и ладошкой – “колючие!”. Показываю, как положить дощечку перед собой… И начинается самое интересное!

Если на гвоздики натягивать разноцветные резиновые колечки, можно “рисовать” картинки и узоры. Первые шаги: дети просто учатся “технике” рисования столь необычным способом. Колечки растягиваются нелегко (что очень полезно для пальчиков), гвоздики вбиты еще “просто так”, дети не сразу видят, что они расположены в определенном порядке. И картинки получаются пока очень простые, обычно это “заборчик”, “лучики”, “каляки-маляки”. Но скоро малыши научаться изображать целые картины, фантазировать, строить геометрические фигуры, “писать” резинками буквы и цифры, знакомиться с симметрией. Образцы некоторых картинок представлены на рис 2.

Рис. 2

Рис. 2

Обязательно после завершения работы прошу рассказать о своей картинке. Надо быть готовой к самым неожиданным ответам. В моей практике пятилетним художником была нарисована фантастическая картина: “Женщина, переодевающаяся в кошку”. Вот что открылось моим глазам, когда я спросила о сюжете, спрятанном в разноцветных линиях.

Мультикарты

Для изготовления этой игры необходимо подобрать 60-80 небольших картинок, которые наклеиваются и “ламинируются” скотчем на картонные карточки примерно 3 х 4 см. “Рубашки” карточек – красного, синего, желтого, зеленого и черного цветов. Картинки можно подобрать “тематические” - транспорт, игрушки, фрукты, посуда и т.д. Количество карточек каждого цвета одинаково.

Для игры потребуется кубик, оклеенный с 5-ти сторон кружочками или “кляксами” таких же цветов, что и карточки. Шестая же сторона – с веселым солнышком (или другим символом “везения”).

Количество игроков – от 2-х до 6-ти.

Перед началом игры рассказываем, как она называется, рассматриваем картинки и кубик, называем цвета “клякс” на каждой стороне. Учимся бросать кубик в коробочку, чтобы он не прыгал на пол.

Раскладываем на столе все карточки картинками вниз. По очереди каждый игрок бросает кубик, определяет цвет выпавшей “кляксы”. Ребенок сам выбирает карточку такого же цвета. Называет нарисованную на ней картинку. Каждый играющий выкладывает выбранные карточки перед собой. Если на кубике выпадает “солнышко”, игрок выбирает карточку любого цвета. Правда, иногда малыши бывают против такой неопределенности и просто перебрасывают кубик еще раз. Только со временем, с опытом приходит понимание, что свобода выбора – это замечательно!

Карточки выкладываются перед каждым играющим по заранее оговоренному принципу: для самых маленьких – карточки одного цвета располагаются “этажами” или “вагончиками”, детям постарше можно предложить классифицировать по группам “посуда”, “транспорт” и т.д. В любом случае в этой игре нет проигравших. Победитель – цвет (или картинки “по интересам”). Каждый участник сравнивает (пересчитывает) карточки в каждой группе: “Красных – три, синих – две, желтых – пять. Желтые победили!”. “Опытные” игроки могут ответить на вопросы “на сколько желтых больше, чем красных”.

Цель этой на первый взгляд простой, но очень интересной и полезной игры для самых маленьких – узнавать и называть цвета, выбирать нужные карточки среди множества других, правильно сказать, что нарисовано на выбранных карточках, классифицировать их по цвету (или по другим признакам), сравнивать количество карточек, чтобы найти победителя. Для ребят постарше – учиться считать и сравнивать, выполняя эти действия на практике, отрабатывая навыки сложения и вычитания.

“Рыбалка”

Еще одна игра для тех, кто только начинает знакомиться с цветом, сравнивать количества предметов, играть по определенным правилам, чему тоже надо учиться.

В большой коробке (очень удобны опустевшие конфетные коробки), обклеенной красивой синей бумагой (можно нарисовать водоросли, раковины), “плавают” рыбки двух цветов – красные и желтые, (их надо вырезать из двустороннего картона). Рыбки должны быть одинаковыми по величине, по 15-20 штук каждого цвета. Чтобы внести в нашу игру “элемент неожиданности” добавляем в наш водоем забавные старые башмаки, вырезанные из бумаги нейтрального, например, коричневого, цвета, 10-12 штук. Нам понадобится игральный кубик собственного изготовления (лучше взять готовый деревянный). На одной его стороне – одна красная точка, на второй – две красных, на третьей – одна желтая, на четвертой – две желтых, на пятой – желтая и красная, а на шестой изображен старый башмак. Учимся бросать кубик и определять, что “ловится”, если на кубике выпадает та или иная сторона: количество и цвет точек должны совпадать с количеством и цветом “пойманных” рыбок или (если повезет, конечно) вынимаем старый башмак.

После трех-четырех ходов можно остановиться и подсчитать “улов” у каждого игрока: сколько желтых и красных рыбок, каких больше. В игре не должно быть проигравших, ее цель – развить внимание малыша, научиться считать в пределах десятка, сравнивать количества предметов

Заключение

Предлагаемые игры и задания предполагают совместную деятельность детей со взрослыми. Взрослый вызывает интерес к игре, является руководителем и организатором игрового пространства. Он знакомит с игрой, объясняет правила и следит за их выполнением. В простой, интересной и доступной для малышей форме без назидательности и навязывания воли взрослого, игры приучают детей к организованности и ответственности, вниманию к окружающим. Игра отвечает этим требованиям, если она принимается детьми, становится их игрой. Только если игра интересна и увлекательна, она реализует свой развивающий потенциал.

В заключение я хочу привести слова З.М.Богуславской: “Нужно уместь вовремя удивиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, показать свою заинтересованность интонацией, движением, восхищение игрой и успехами ребенка. Конечно, все это требует от воспитателя артистизма. Но ведь педагогика - это искусство! Только радость от успеха, уверенность, заинтересованность ведут к формированию личности человека”.

Список литературы

  1. Барчан Т.А. Вот какие шарики! – М., ИД “Карапуз”, 1996 г.
  2. Барчан Т.А. Мои игрушки. – М., ИД “Карапуз”, 1997 г.
  3. Барчан Т.А. Раз листочек, два листочек. – М., ИД “Карапуз”, 1997 г.
  4. Барчан Т.А. А где окошки? – М., ИД “Карапуз”, 1998 г.
  5. Барчан Т.А. Геометрическое лото. Классификация. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 1998 г.
  6. Барчан Т.А. Спортивный счет. Сложение, вычитание. Четные и нечетные числа. - М., ИД “Карапуз”, 1999 г.
  7. Барчан Т.А. Всему свое место. Классификация. – М., ИД “Карапуз”, 1999 г.
  8. Барчан Т.А. Птички. Сравнение. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 2000 г.
  9. Барчан Т.А. Воздушные шарики. Цвет, величина, количество. – М., ИД “Карапуз”, 2001 г.
  10. Барчан Т.А. Листочки. Сравнение. Комбинаторика. – М., ИД “Карапуз”, 2001 г.
  11. Барчан Т.А. Игрушечная история. Сенсорное развитие. – М., ИД “Карапуз”, 2002 г.
  12. Барчан Т.А. Дидактика. Дома и гаражи. – М.,ИД “Карапуз”, 2002 г.
  13. Барчан Т.А. Дидактика. Логический поезд. – М., ИД “Карапуз”, 2002г.
  14. Барчан Т.А. Мои мишки и котята. – М., ИД “Карапуз”, 2003 г.