Деятельностные задачи:
- формировать способность к применению правила умножения круглых чисел, распространив его на более широкую числовую область;
- формировать способность к работе с многозначными числами.
Образовательные:
- повторить нумерацию многозначных чисел;
- закрепить правило умножения на 10 и 100.
Ход урока
Сегодня на уроке мы откроем новое знание, а что нам в этом поможет, узнаем, расшифровав слово:
(у каждого ученика на парте таблица, записать нужные буквы и расшифровать слово)
92.000.000 | 60.000.000 | 78.000.000 | 623.000.000 | 1.194.000.000 | 1.772.000.000 | 4.272.000.000 |
Е 1 млрд. 194 млн. П 92 млн.
У 1 млрд. 194 тыс. Т 1 млрд. 772 млн.
Л 60 млн. А 78 млн.
Н 623 млн. В 7 млн. 8 тыс.
З 4 млн. 272 тыс. Ы 4 млрд. 272 млн.
ПЛАНЕТЫ
Я буду вам рассказывать, а вы, по ходу моего рассказа, записывайте числа столбиком (своеобразный математический диктант).
Все работаем в тетрадях, два человека с обратной стороны доски.
Итак, Солнечную систему образуют Солнце и объекты, которые вращаются вокруг него: каменные и ледяные глыбы, пыль и планеты. Всего их … .
Венера находится достаточно близко от Солнца, поэтому температура на этой планете очень высокая. А сколько градусов - вы узнаете, если 5 сотен уменьшите на 2 десятка. ( …)
Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. В ней поместится, таких планет как Земля, в 10 раз больше, чем 133. (…)
Ближайшая планета к Солнцу – Меркурий. Чтобы узнать, сколько земных суток составляет один год на этой планете, вам необходимо уменьшить 100 на 12. (…)
Солнце – это сгусток горячего газа. В его ядре температура 15 миллионов градусов. Запишите число. (…)
Марс от Земли находится на расстоянии 60 миллионов километров. Запишите число. (…)
(по мере рассказа у детей появляется запись в тетрадях: 9 480 1.330 88 15.000.000 60.000.000)
Проверим ( учащиеся, работавшие у доски, комментируют свои ответы; остальные сравнивают записи в своих тетрадях).
Во второй столбик запишите эти числа в порядке возрастания. (Все работают в тетрадях, один учащийся у магнитной доски).
Взаимопроверка.
В третий столбик запишите результат, увеличив каждое число в 10 раз. (При умножении многозначных чисел у некоторых детей возникает затруднение)
Что надо сделать, чтобы увеличить число в 10 раз?
1) Умножаем, не обращая внимания на нули.
2) Приписываем столько нулей, сколько в обоих множителях.
Как же звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Только что мы вывели правило. Сравним наш вариант с авторским (учебник "Математика”, Петерсон Л.Г., 3 класс, с. 83).
Выполним, комментируя по цепочке, задание № 2 (с. 83).
Вычислите устно: 36 х 10; 56 х 100; 100 х 4; 8 х 1000; 70 х 10; 10000 х 3; 29 х 100; 90 х 100; 10 х 300; 1000 х 64.
Самостоятельно выполните задание в учебнике № 3 (с. 83).
Вычислите произведения и прочитайте полученные числа: 172 х 100; 840 х 1000; 3500 х 10; 2700 х 1000; 100 х 460; 10 х 50000; 58 х 1000; 40200 х 10000.
Взаимопроверка в парах.
Физминутка для глаз.
Люди всегда любовались звёздным небом. Было любопытно, что же там происходит? Люди стали исследовать космическое пространство. Сначала запустили спутники, затем космические корабли с животными, но вот пришло время и в космос полетел человек. Кто был первым человеком, покорившим космическое пространство? (Юрий Алексеевич Гагарин).
На сегодняшний день в космосе побывали уже 242 человека, но всего лишь три государства запускали ракеты со своих космодромов – СССР, Америка и Китай. Чтобы узнать ещё некоторые интересные факты решим задачу.
Прочитаем задачу по схеме. Ответим на вопросы (через 8 лет американцы приземлились на Луну; в 2003 году в космос полетел китаец).
Кстати, интересные данные о покорителях космоса:
страна | СССР | США | Китай |
первый космонавт | Ю. А. Гагарин | Алин Шепард | Ян Ливей |
возраст | в 27 лет | в 38 лет | в 38 лет |
пробыл в космосе | 1 час 48 минут | 15 минут | 21 час |
дата полёта | 12 апреля 1961 года | 5 мая 1961 года | 16 октября 2003 года |
профессия | космонавт | астронавт | тайконавт |
Люди изучают планеты. На некоторых из них они побывали сами, некоторые исследуют с помощью техники, а до некоторых ещё так и не сумели долететь. Это связано с огромными расстояниями.
На доске расстояние от Солнца до планет в километрах:
До Меркурия - 58 млн.
До Венеры - 108 млн.
До Земли - 150 млн.
До Марса - 228 млн.
До Юпитера - 778 млн.
До Сатурна - 1 млрд. 427 млн.
До Урана - 2 млрд.
До Нептуна - 4 млрд. 500 млн.
До Плутона - 7 млрд. 500 млн.
Ваша задача: работая в паре, записать на лучах эти числа.
Какие задания можно выполнить с этими числами? (Сравнить, выполнить математические действия сложения и вычитания, увеличить на 10, 100 и др.)
Учащиеся первого варианта задают задание учащимся второго варианта, затем меняетесь ролями.
Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
Дома найдите информацию о космическом пространстве с многозначными числами.