Сценарий брейнринга "Науки в военном деле".
Цель: Развивать у учащихся интерес к военному делу, к знаниям в разных отраслях науки. Воспитать чувство любви к Родине, гордости за её героическое прошлое.
Участники: учащиеся 10х классов. Состав команды 5 человек.
Правила игры:
победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов; время на обсуждение 1 минута;
о готовности к сигнализируют нажатием кнопки настольных ламп, установленных за каждым столом, где сидит команда;
отвечающего назначает капитан команды;
начало и конец обсуждения вопроса определяется ударом гонга;
если в течение минуты команды не имеют варианта ответа, вопрос с игры снимается;
в случае неполного ответа команды, баллы не присуждаются;
в случае неправильного ответа одной из команд, до истечения одной минуты, представляется возможность ответа другим командам;
фальстартом является нажатие кнопки до начала минуты обсуждения, в том случае команда лишается права ответа на вопрос;
в случае подсказки из зала, вопрос снимается с обсуждения;
суперблиц три вопроса, обсуждение 20 секунд на каждый вопрос;
при неправильном ответе на один из трёх вопросов, суперблиц считается проигранным;
та команда, которая правильно ответила на первый вопрос суперблица, продолжает отвечать на последующие два вопроса и при успешных ответах получает три балла. Остальные команды из раунда суперблица выбывают.
Ведущий игры: преподаватель ОБЖ или старшеклассники. Жюри: преподавателипредметники.
Звучат фанфары. Ведущий объявляет правила игры и членов жюри. Открывается первая страница брейнринга.
1. Русская древняя история.
1й раунд звучит удар гонга (так же в последующих раундах).
Вопрос: О каком событии в русской военной истории говорит дата 8 сентября 1380 года?
Ответ: Победа Дмитрия Донского на Куликовом поле над 150тысячным полчищем Мамая.
2й раунд. Показывается видеофрагмент "Ледового побоища".
Вопрос: Какая битва показана и когда она происходила?
Ответ: Разгром Ливонского ордена 5 апреля 1242 г. дружинами А. Невского.
3й раунд.
Вопрос: Чем памятна дата 1480 г.
Ответ: Свержение татаромонгольского ига.
4й раунд. Блицраунд: Кому принадлежат эти слова?
Вопрос: "Кто с мечом к нам придёт от меча и погибнет."Ответ: А. Невскому.
Вопрос:
"Плох тот солдат, который не мечтает стать
генералом".
Ответ: А. В. Суворову.
Вопрос: "Побеждать не числом, а уменьем"
Ответ: А. В. Суворову.
5й раунд:
Вопрос: Назовите двух выдающихся флотоводцев героев Севастопольской обороны 18541855 гг., которым поставлены памятники в городе русской морской славы Севастополе?Ответ: Адмиралам П. С. Нахимову (18021855 гг.) и В. А. Корнилову (18061854 гг.).
2. История Великой Отечественной Войны.
6й блицраунд:
Вопрос: Кого в годы войны немцы называли "чёрной смертью"?Ответ: Морских пехотинцев.
Вопрос:
Как назывался германский план взятия Москвы?
Ответ: Тайфун.
Вопрос: Захват каких территорий предусматривала фашистская операция
"Эдельвейс"?
Ответ: Захват Кавказа.
7й раунд:
Вопрос: Какая операция ВОВ
началась ночью при свете 200 прожекторов?
Укажите дату этого события?
Ответ: Штурм Берлина ночью 16
апреля 1945 г.
8й раунд: Показывается видеофрагмент без звука "Подписание акта о капитуляции Германии".
Вопрос: Какое событие ВОВ показано в видеофрагменте? Когда это было?
Ответ: Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 мая 1945 г. Г. К. Жуковым.
9й раунд:
Вопрос: Назовите героев Советского
Союза, водрузивших знамя Победы над Рейхстагом? Когда это было?
Ответ: Сержант Михаил Егоров и
младший сержант Мелитон Кантария 30 апреля
1945 г.
Музыкальная пауза
3. Литературная страница
10й раунд:
Вопрос: Назовите произведения А.
С. Пушкина, в котором дано описание
исторического
сражения, произошедшего 27 июня 1709 г.?
Ответ: Поэма "Полтава", в
которой А. С. Пушкин описал разгром шведских
захватчиков
русскими воинами во главе с Петром Т.
11й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:
"Переправа, переправа
Берег левый, берег правый
Снег шершавый, кромка льда...
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода,
Ни приметы, ни следа"
Ответ: Поэма "В. Тёркин" А. Твардовского.
12й раунд:
Вопрос: Назовите произведение и автора:"И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем срой.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой".
Ответ: "Бородино" М. Ю. Лермонтова.
13й раунд:
Вопрос: Какая битва запечатлена в повести Константина Симонова "Дни и ночи"?Ответ: Битва за Москву.
4. Географическая страничка.
14й раунд:
Вопрос: Где высадился англоамериканский десант, открывший второй фронт в Европе в июне 1944 г.Ответ: В Нормандии.
15й раунд:
Вопрос: Известно, что Советская
Армия в ходе II Мировой войны освободила полностью или частично 10 стран Европы и 2 Азии.
Назовите освобождённые Азиатские страны (в прежних границах).
Ответ: Корея и Северный Китай.
16й раунд: Команды получают топографические карты У3437В (Снов).
Вопрос:
Выдержит ли мост через реку Ангару в
квадрате 6511 современный танк? Ответ обоснуйте.
Ответ: Нет, не выдержит, так как этот мост
деревянный, рассчитан на вес 10 тонн, а современный танк весит более 50 тонн.
17й раунд:
Вопрос: Какая зависимость
физической географии положена в основу
принципа работы авиавысотомера?
Ответ: С поднятием вверх на
каждые 10 метров давление атмосферы
понижается на 1 мм ртутного столба.
18й раунд: В бывшем СССР было 13 городовгероев.
Вопрос: Назовите 7 городов
героев России.
Ответ: Ленинград, Волгоград,
Москва, Новороссийск, Тула, Смоленск,
Мурманск.
Музыкальная пауза. Просьба к участникам быть внимательными. Песня "38 узлов" А. Розенбаума.
5. Математическая страница.19й раунд:
Вопрос: Что означает услышанные
вами в песне величины: миля, узел и
кабельтов? Какая между ними зависимость?
Ответ: 1 миля 1852 метра (расстояние); 1 узел 1852 км/час
(мера скорости); скорость 38 узлов
примерно равна 70 км/час; кабельтов равен 185,2
метра, т.е. десятая часть мили. Все эти
величины используются на флоте.
20й раунд:
Вопрос: Как называется основное
оружие солдат и матросов периода революции и
гражданской войны? Каков его калибр?
Вопрос: Винтовкатрёхлинейка
образца 1891 г. конструкции капитана С. И.
Мосина. Её калибр 7,62 мм, т.е. три линии. Старинная
русская мера длины 1 линия = 2,54 мм.
21й раунд
Вопрос: Как называется
прославленная полевая пушка этого периода?
Каков её калибр?
Ответ: Пушка называлась "трёхдюймовка"
изза своего калибра. 1 дюйм = 25,4 мм. 3 дюйма = 76 мм.
6. Физическая страничка.
22й раунд:
Вопрос: Может ли свист пули служить сигналом о её приближении?Ответ: Нет, так как в большинстве случаев, т.е. при стрельбе до 1000 м, скорость пули больше скорости звука.
23й блицраунд:
В период ВОВ для борьбы с танками
использовали ПТРС и ПТРД.
Почему у них такой длинный ствол?
Ответ: Для увеличения
начальной скорости снаряда, дальности,
стрельбы и пробивной способности снаряда.
Вопрос: О чём говорит наличие
газовой камеры у ПТРС?
Ответ: Об автоматической
перезарядке.
Вопрос:
Для чего нужен дульный тормоз?
Ответ: Для уменьшения отдачи.
24й раунд
Вопрос: При каком угле возвышения ствола орудий достигается
наибольшая дальность стрельбы?
Ответ: При угле 45.
25й раунд:
Вопрос: Температура пороховых газов в канале ствола при выстреле достигает 3000. Температура плавления стали 1500. Почему же ствол не расплавляется?Ответ: Взрыв пороха длится всего несколько тысячных долей секунды, поэтому ствол не успевает расплавиться.
7. Химическая страничка.
26й раунд:Вопрос: С какой целью в
зажигательных авиабомбах используют
натрий?
Ответ: С целью затруднить
тушение пожара водой, так как натрий
энергично реагирует с ней, выделяется водород, который при
этом загорается.
27й раунд: Внимание, чёрный ящик.
Вопрос: Шла 1я мировая война.
Одна из сторон впервые применила новое
оружие. Изобретение, которое находится в этом
ящике, спасло жизни многих людей. Назовите, что находится в этом ящике, кем и когда
оно было изобретено?
Ответ: Н. Д. Зелинский в 1915 г. изобрёл противогаз.
28й блицраунд:
Вопрос: Что такое угарный газ?
Ответ: Окись углерода (СО).
Вопрос: Каково общеизвестное название цианистого
водорода?
Ответ: Синильная кислота (НСN)
Вопрос: При поражении каким ОВ нельзя делать
пострадавшему искусственное дыхание?
Ответ: При поражении фосгеном (СОСL).
8. Лингвистическая страница.
29й раунд: Во Второй мировой войне все воюющие стороны пользовались в основном радиосвязью и, естественно, перехватывались переговоры противников. Приходилось переговоры шифровать. Но и к шифрам подбирались ключи. Не поддавались расшифровке только переговоры американской армии, хотя велись, как правило, открытым текстом, без всяких шифров.
Вопрос: Как это американцам удавалось?
Ответ: Просто текст был не
на английском, а на одном из индейских
языков. В армию США в связисты были
мобилизованы практически полностью
мужчины одного из малоизученных индейских
племён.
30й раунд: В старину на Руси пользовались так называемой тарабарской грамотой.
Вопрос: Расшифруйте при помощи тарабарской
грамоты слово ЯЮСХФШВХЫМ.
Ответ: В тарабарской грамоте шифром являлся
алфавит, буквы которого записывались в две
строчки, одна за другой, и взаимозаменялись.
Шифр:
АБВГДЕЖЗИ Й КЛМНОП
РСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Заменяя буквы верхнего ряда на нижние и наоборот, расшифруем слово: ПОБЕДИТЕЛЬ.
Музыкальная пауза.
Подведение итогов брейнринга.