Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, красивыми, умными, добрыми. Родители прилагают для этого большие усилия. Но успех вряд ли будет достигнут в полной мере, если из комплекса мероприятий, направленных на обретение здоровья и красоты, выпадет работа над хорошей, правильной осанкой.
Осанка ребёнка является динамическим стереотипом и в дошкольном возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека. Слабость мышечного корсета, неправильные порочные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают развитие нарушений осанки.
Приобретённое нарушение осанки начинает проявляться у детей раннего возраста: в ясельном возрасте оно встречается у 2,1% детей, в 4 года – у 15-17%, в 6-7 лет - у каждого третьего ребёнка, а у школьников составляет 67% (по данным Козыревой О.В.). Следует отметить недостаточную диагностику изменений опорно-двигательного аппарата в районных поликлиниках из-за нехватки врачей-ортопедов и низкого уровня диспансерного обследования.
Хотя Программами по физическому воспитанию предусмотрено формирование правильной осанки, не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Упражнения на формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных предпосылок применяются не регулярно и в ограниченном объёме. Отсутствуют рекомендации по профилактике нарушений осанки непосредственно в процессе занятий по физкультуре. В разработанных в данном направлении методиках, эта задача решается за счёт использования дополнительных форм физического воспитания – накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, кабинетах ЛФК, врачебно-физкультурных диспансерах специалистами по ЛФК.
Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушениями ОДА применительно к условиям ДОУ практически нет.
МДОУ № 348 Г.Челябинска осуществляет образовательный процесс по программе "Развитие", разработанной Детским Центром им. Л.А.Венгера, которая предусматривает большое количество интеллектуальных занятий. Дети дошкольного возраста много времени проводят в положении "сидя", что может стать одной из причин нарушений осанки. Поэтому, организовывая процесс физического воспитания, мы учитываем данный фактор и ставим перед собой задачи коррекционно-профилактической работы:
- Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
- Создание и укрепление мышечного корсета и выработка правильного стереотипа осанки (мышечно-суставное чувство правильной осанки).
- Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке путём тренировки конкретных мышечных групп и общеукрепляющих, общеразвивающих упражнений.
- Способствовать тренировке мышц, укреплению связок и суставов, участвующих в нормальной деятельности свода стопы с помощью физических упражнений, закаливающих процедур, приёмов самомассажа.
- Учить снимать имеющееся утомление в отдельных мышечных группах (уменьшать болевой синдром, если таковой имеется) с помощью приёмов самомассажа, упражнений на массажных ковриках, тренажёрах.
Для решения задач коррекционно-профилактической работы в процессе физического воспитания в ДОУ мы используем следующие формы физического воспитания:
Задачи | Формы физического воспитания | Организатор проведения |
---|---|---|
1. Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней. | Ежедневно: УГГ, гимнастика после
дневного сна, физкультминутка (1-2 спец.упр.),
контроль за сохранением правильной осанки в
бытовых и рабочих позах. Физкультурные занятия
(2 раза в неделю), занятия по плаванию |
Воспитатель, инструктор по физкультуре |
2. Гармоничное укрепление мышечного корсета и развитие силовой выносливости мышц. | Физкультурные занятия (2 раза в неделю),
занятия по плаванию (2 раза в неделю). Индивидуальная работа, |
Инструктор по физкультуре, воспитатель |
3. Развитие гибкости | Физкультурные занятия (2 раза в неделю), индивидуальная работа |
Инструктор по физкультуре, воспитатель |
4. Формирование навыка рационального дыхания и совершенствование возможностей дыхательной системы. | Физкультурные занятия (2 раза в неделю) , занятия по плаванию (2 раза в неделю), УГГ, гимнастика после дневного сна, прогулки, дозированный оздоровительный бег, дозированная ходьба, походы. | Инструктор по физкультуре, воспитатель |
5. Нормализация эмоционального статуса. | Психотоническая тренировка (упр. на
расслабление) на физкультурном занятии Психогимнастика (снижение уровня тревожности) |
Инструктор по физкультуре, воспитатель Педагог-психолог |
6. Коррекция функциональных отклонений со стороны ОДА. |
Плавание, дополнительные занятия
корригирующей гимнастикой (2 раза в неделю, одно занятие – в зале, другое занятие – в бассейне), домашние задания (комплекс спец. упр.) |
Инструктор по физкультуре, медсестра, родители |
Для успешного решения задач профилактики нарушений осанки и укрепления навыка правильной осанки на физкультурных занятиях мы придерживаемся следующих правил:
- Каждое занятие начинается и заканчивается упражнениями на формирование навыков правильной осанки и мышечно-двигательного представления о ней.
- Во время выполнения физических упражнений добиваемся от детей сохранения положения правильной осанки.
- Большое внимание уделяется укреплению мышц, участвующих в удержании и сохранении правильной осанки. Применяются силовые упражнения для мышц спины и брюшного пресса, как динамического, так и статического характера.
- Большая часть упражнений силового характера выполняется из положения разгрузки позвоночного столба (лёжа, стоя на четвереньках и т.д.)
- Силовые упражнения сочетаются с упражнениями на гибкость.
- С целью выравнивания сил мышечной тяги, применяются упражнения с гимнастической палкой.
- Предпочтение отдаётся симметричным упражнениям.
- Формированию правильной осанки способствует применение строевых упражнений, но их объём в отдельном занятии ограничивается.
- Для формирования тактильных ощущений правильной осанки применяются упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса) и перед зеркалом.
- Относительно часто используются упражнения на сохранение равновесия. В упражнениях на равновесие на одной ноге строго дозируется нагрузка – на правую и левую ногу она одинакова.
- Упражнения в прыжках чередуются с отдыхом. Прыжки на одной ноге используются в ограниченном объёме, дозировка на каждую ногу – одинакова. При использовании прыжков вначале формируется навык правильного (мягкого) приземления.
- Для предупреждения плоскостопия укрепляются мышцы стоп.
- Для формирования у ребёнка представлений о правильной осанке используется наглядный метод. Показ осуществляется в разных ракурсах, используются наглядные пособия.
- Учитывая возрастные психологические особенности детей, используются образные названия упражнений, сюжеты, применяются подвижные игры с принятием положения правильной осанки.
На каждом занятии по обучению плаванию обязательно применяются несколько специальных упражнений, включая и дыхательные упражнения (3 – 5) для профилактики и коррекции нарушений осанки.
Специальные упражнения в воде
для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки.
- Целью данного упражнения является развитие дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. Количество повторов - 8–10 раз.
- Цель упражнения – освоение свободного лежания на воде в движении. И.П. – присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. Количество повторов – 4-6.
- С помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины. И.П. – лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. "Торпеда" на груди или "торпеда" с доской на груди. Количество повторов – 4-6.
- "Торпеда" на спине, "торпеда" с доской на спине. Цель та же. Количество повторов то же.
- Цель упражнения – совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения. И.П. – лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. Количество повторов по ширине бассейна – 3-4.
- Тоже упражнение из И.П. – лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.
- Упражнение укрепляет мышцы спины, совершенствует работу рук брасом, развивает подвижность плечевого пояса и грудной клетки. И.П. – лёжа на груди. Руки работают брассом, ноги вытянуты, не работают, или работа ног кролем. Не следует при гребке погружать руки слишком глубоко.
- Упражнение даёт тот же эффект, что и предыдущее, а также способствует уменьшению грудного кифоза при круглой спине. Из И.П. лёжа на спине, руки работают брассом, а ноги кролем, подбородок плотно прижат к груди.
- Цель упражнения – коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения.
- То же упражнение из И.П. лёжа на спине.
- Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.
- То же упражнение из И.П. лёжа на спине
- Цель упражнения – тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки. И.П. – лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.
- То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на спине.
- Цель упражнения – укрепление мышц брюшного пресса и ног. И.П. – вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или "велосипед"; работа ног кролем или брассом.
Помимо основных занятий физкультурой и плаванием, которые посещают все дети, мы ввели в практику дополнительные занятия корригирующей гимнастикой и плаванием для детей, имеющих нарушения осанки. Занятия проводятся подгруппами по 4-8 человек. Два раза в неделю по 35-40 мин. Одно занятие проходит в зале, другое занятие – в бассейне.
Подбор корригирующих упражнений, их содержание и направленность, а также формирование подгрупп определяются характером нарушения осанки. Форма спины является определяющим фактором.
Эти занятия обязательно должны подкрепляться выполнением комплекса специальных упражнений в домашних условиях. Поэтому ежемесячно для родителей проводятся консультации о правильном выполнении упражнений и подбор комплекса упражнений для домашних занятий.
Внедрение корригирующей гимнастики и плавания в детском саду очень удобны для ребёнка и для родителей. Одной из причин внедрения таких занятий является занятость родителей, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, удалённость их от места проживания детей.
Плавание является дополнительным фактором, позволяющим разгрузить позвоночник, нормализовать функцию мышц и, тем самым, облегчить коррекцию позвоночника. Коррекционное плавание предусматривает скольжение в горизонтальном положении, погружения в воду, физические упражнения и подвижные игры в бассейне как с опорой, так и без.
Задачи коррекционного плавания:
- Разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
- возможное исправление деформации;
- воспитание правильной осанки;
- улучшение координации движений;
- увеличение силы и тонуса мышц;
- улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- коррекция плоскостопия;
- закаливание;
- эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.
Конспект занятия коррекционным плаванием для детей с нарушениями осанки
(крыловидные лопатки, вялая осанка, ассиметричная осанка).Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Задачи:
- Формирование навыка правильной осанки и мышечно-двигательных представлений о ней.
- Профилактика и коррекция нарушений осанки: укрепление мышечного корсета, самовытяжение позвоночника.
- Обучение элементам техники плавания способом брасс на груди.
Ход занятия:
Подготовительная часть.
На суше
- И.П. – основная стойка. 1- руки в стороны; 2- "стрелочка", встать на носки, руки вверх ладонь на ладонь; 3- руки в стороны; 4- и.п. Количество повторений 4-6 раз. Цель упражнения – самовытяжение позвоночника, сохранение равновесия.
- И.П. – основная стойка. Гребок руками в стиле брасс на четыре счёта. Количество повторов – 4-6 раз.
- И.П. – основная стойка. 1- правую руку в сторону, наклон головы вправо; 2- и.п.; 3- левую руку в сторону, наклон головы влево; 4- и.п.; 5- руки вперёд; 6- наклон головы вперёд; 7- голову прямо; 8- руки вниз. Количество повторов – 3-4 раза. При наклоне в сторону голову кладут на плечо, при наклоне вперёд подбородком тянуться к груди. Цель упражнения: растягивание мышц шеи, вытяжение позвоночника.
- И.П. – сидя, ноги вперёд, упор руками сзади. Выполнять движения стопами – сгибания, разгибания, круговые вращения. Выполнять можно одновременно или попеременно. Цель упражнения: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.
- И.П. – то же. 1- согнуть ноги в коленях; 2- приподнять и выпрямить ноги в стороны; 3- прямые ноги вместе; 4- опустить ноги. Повторить 4-6 раз. При сгибании ног в коленях, колени развести в стороны. Цель упражнения: укрепление мышц брюшного пресса и передней поверхности бедра.
- И.П. – то же. "Складочка". Наклон вперёд, руками тянуться к носкам, колени не сгибать. Повторить 2-3 раза. Цель упражнения: растягивание мышц спины и задней поверхности ног.
- И.П. – лёжа на животе. 1- поднять прямые руки и ноги, прогнуться; 2- развести руки и ноги в стороны; 3- свести; 4- и.п. Цель упражнения: укрепление мышечного корсета.
- Вход в воду скольжением. Построиться у бортика, принять положение правильной осанки.
- Ходьба, высоко поднимая колени, руки на поясе, спина прямая, смотреть вперёд. По ширине бассейна (5 м) повторить 1-2 раза.
- Бег, помогая руками. Или игровое задание "Догони". Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Сильнее отталкиваться руками от воды, сохранять равновесие. Цель упражнения: укрепление мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц приводящих лопатку.
- "Кораблики" – ходьба в полуприседе с удлинённым выдохом в воду (пускать пузыри). Выполнить по ширине бассейна 1 раз. Цель упражнения: совершенствование возможностей дыхательной системы, восстановление после бега.
В воде
- И.П. – стоя, спиной к поручню, руки в стороны, кисти на поручне, держаться. 1- шаг вперёд, прогнуться, кисти скользят по поручню на встречу друг другу, лопатки соединить; 2- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: укрепление мышц удерживающих лопатки сведённые вместе.
- "Лягушка"- прыжки с погружением под воду. Повторить 1-2 раза по ширине бассейна.
- "Дельфины" – прыжки с падением на воду. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна
- И.П. – стоя на дне, руки в стороны ладони ребром. 1-2- руки вперёд равномерно преодолевая сопротивление воды; 3-4- назад. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз, плечи в воде, стоять на одном месте. Темп средний. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
- "Стрела" на груди. Выполнить по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
- И.П. – стоя на дне, ноги шире плеч, руки в стороны, плечи в воде. 1- ладони вверх, руки вверх – хлопок; 2- руки вниз, ладони вниз. Выполнять с полной амплитудой 6-8 раз. Цель упражнения: развитие подвижности и укрепление мышц плечевого пояса и грудной клетки.
- "Стрела" на спине по ширине бассейна 1-2 раза. Удлинённая фаза скольжения. Цель упражнения: самовытяжение, разгрузка позвоночника.
- Скольжение на груди, работа руками способом брасс. Выполнить 3-4 раза по ширине бассейна. Цель упражнения: укрепление грудных мышц, мышц спины и плечевого пояса.
- И.П.- лёжа на груди, руками держась за поручень. Работа ног способом брасс. Можно использовать нарукавники.
- Скольжение на груди. Работа ногами способом брасс. Повторить 3-4 раза по ширине бассейна. Подтягивание и разведение ног выполнять медленно, а разгибание и сведение – быстро. Цель упражнения: укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
- "Буксир" на груди с выдохом в воду. Повторить по 2 раза по ширине бассейна. На дох поднять голову, на выдох опустить в воду и пускать пузыри как можно дольше. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
- И.П. – вис на прямых руках на бортике (спиной к бортику). 1- колени согнуть; 2- поднять прямые ноги; 3 – колени согнуть; 4- и.п. Повторить 6-8 раз. Цель упражнения: самовытяжение позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, ног.
- И.П.- доска прижата к груди. Скольжение на спине с работой ног способом брасс. Грудью и животом стараться касаться доски. Повторить 2-3 раза по ширине бассейна. Цель упражнения; укрепление мышц стопы, голени, приводящих мышц бедра.
Основная часть.
- Подвижная игра. "Кто больше соберёт предметов со дна". Повторить 2-3 раза.
- Игровое задание "Морская звёздочка". Сделать "Звезду" и выполнять движения руками и ногами одновременно в стороны - вместе. Упражнение выполнять до касания ногами дна. На груди - 1 раз. На спине – 1 раз.
- "Насос" по 8-10 раз. Цель упражнения: развитие дыхательной мускулатуры.
- Плыть к выходу по диагонали (10м) способом брасс на груди в спокойном темпе.
- Выход из воды.
- Гигиенические процедуры, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажёрами.
Заключительная часть.