ЦЕЛИ:
создать условия для повторения и систематизации изученного материала по теме "Глагол" (время глагола, спряжение, связь управления, переход одной части речи в другую образование однокоренных глаголов от имен существительных и имен прилагательных, разбор предложения по членам, образование синонимов и антонимов);
содействовать развитию продуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формированию произвольных контролируемых действий, умению взаимодействовать со взрослыми (учитель), одноклассниками.
ХОД УРОКА.
I. ИНСЦЕНИРОВКА. (Грамматическая сказка “Глагол и его друзья” В. Волина Веселая грамматика, издательство “Знание”. Москва, 1995)
Жил был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какуюнибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет
Что ты так пригорюнилось?
Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
Что ты кручинишься. Прилагательное?
Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников падежей).
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
II. Итак, отправляемся в путешествие по волшебной области "Глагол" с друзьями Глагола с Существительным и Прилагательным. При этом нам: пригодятся знания о подлежащем, сказуемом, об однородных слов ax, падежах существительного, времени и спряжении глагола, знание орфограмм.
Когда люди отправляются в путешествие, они определяют маршрут и путешествуют, как правило, группами. Что мы и сделаем. У нас 4 группы, каждая получает по маршрутному листу. За выполнение каждого задания группа получает жетон, за дополнения получает дополнительный жетон. В конце урока подведем итоги. Посмотрим, кто победит. Ну что в путь! (Раздаю маршрутные листы. На доске вынесены слова, словосочетания, предложенные детям в маршрутных листах).
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ I.
1. Расскажите о глаголах настоящего времени. Приведите примеры.
2. ПИСЬМО, КЛЕЙ, РАЗГОВОР.
Что общего между словами?
Образовать глаголы 2 лица, единственного лица.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.
Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
МОРОСИТ С УТРА, СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ОКАЗАТЬ ДОВЕРИЕ.
Запишите словосочетания. Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать
С ДЕРЕВЬЕВ ОПАДАЮТ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ.
Объяснить орфограммы.
Разобрать, предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение,
ЧИНИТ, РАСТАЕТЕ
Доказать.
6. Прочитайте.
Спишите глаголы.
Определите время глагола.
БЕЛИТЬ, БЕЛЫЙ, БЕЛИЛ, БЕЛИЗНА, БЕЛИТ
7. Записать глаголы с противоположным значением (антонимы).
ПОТЕРЯТЬ
ОТКРЫТЬ
ДАТЬ
КУПИТЬ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ II.
1. Расскажите о глаголах прошедшего времени. Привести примеры.
2. КРАСКА, ДУМА, ПАШНЯ.
Что общего между словами?
Образовать глаголы 3 лица единственного числа
Записать в тетрадь.
Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
ЕЗДИЛ НА ВЕЛОСИПЕ
ПЛЫВЕТ ПОД ВОДОЙ
Запишите словосочетания. Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
НА ЛЕСНЫХ ПОЛЯНАХ КРАСНЕЮТ РЯБИНЫ.
Объяснить орфограммы.
Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
СКИНЕШЬ, КОРМИМ
Доказать
6. Прочитайте.
Спишите глаголы.
Определите время глагола.
ПОМОГАЕШЬ, ПОМОЩНИК, ПОМОЩЬ, ПОМОГАТЬ, ПОМОЖЕТ
7. Записать глаголы с противоположным значением (антонимы).
ГЛАДИТ
МОЛОДЕЕТ
ТРУДИТСЯ
ГОВОРИТ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ III.
1. Рассказать о глаголах будущего простого времени. Привести примеры.
2. СТАРИК, ПОМОЩЬ, САД
Что общего между словами?
Образовать глаголы 2 лица множественного числа
Записать в тетрадь.
Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ЗАСЕЯТЬ ПОЛЕ
КОМАНДОВАТЬ ПАРАДОМ
ДОЙТИ ДО ЦЕЛИ
Запишите словосочетания, определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
МОКРАЯ ТРАВА БЛЕСТИТ НА СОЛНЦЕ.
Объяснить орфограммы.
Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
УСПЕЕШЬ, СПЕШИМ
Доказать.
6. Прочитайте
Спишите глаголы.
Определите время глагола.
ИГРОК, ИГРАЕМ, ИГРУШКА, ИГРАТЬ, ПОИГРАЛ.
7. Подобрать глаголы близкие по значению (синонимы).
ШАГАЕТ
ПЛАЧЕТ
СМОТРИТ
ПРИКАЗЫВАЕТ
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ IV.
1. Рассказать о глаголах будущего сложного времени. Привести примеры.
2. УМ, ХОД, ПЛАЧ
Что общего между словами?
Образовать глаголы 3 лица, множественного числа.
Запишите в тетрадь.
Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ПРИЕХАЛ ИЗ КАЗАНИ, ПРОБЕЖАЛИ ПО АЛЛЕЕ, ПОРУЧИТЬ ТОВАРИЩУ
Запишите словосочетания
Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
С УТРА ШЕЛ ХОЛОДНЫЙ ДОЖДЬ.
Объяснить орфограммы.
Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
ВЫМОЕТ, СТРОИШЬ
Доказать.
6. Прочитайте.
Спишите глаголы
Определите время глагола
УДАРИТЬ, УДАРНИК, УДАРИТЕ, УДАРИШЬ, УДАРНЫЙ.
7. Подобрать глаголы близкие по значению (синонимы).
ШУМЕТЬ
СМЕЯТЬСЯ
РАЗРУШИТЬ
СВЕРКАЕТ
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Вам понравился урок?
Кто доволен своей работой?
Чья работа вам понравилась больше всего?
Кто на уроке заслуживает "ОТЛИЧНОЙ" отметки?
Чья работа на уроке нам помогла достичь цели?