ЦЕЛИ:
– создать условия для повторения и систематизации изученного материала по теме "Глагол" (время глагола, спряжение, связь управления, переход одной части речи в другую – образование однокоренных глаголов от имен существительных и имен прилагательных, разбор предложения по членам, образование синонимов и антонимов);
– содействовать развитию продуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
– способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формированию произвольных контролируемых действий, умению взаимодействовать со взрослыми (учитель), одноклассниками.
ХОД УРОКА.
I. ИНСЦЕНИРОВКА. (Грамматическая сказка “Глагол и его друзья” В. Волина Веселая грамматика, издательство “Знание”. Москва, 1995)
Жил – был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую–нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит сидит имя Существительное на камушке и плачет
– Что ты так пригорюнилось?
– Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой пользы не приношу.
– Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.
– Что ты кручинишься. Прилагательное?
– Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.
– Пойдем с нами счастье искать.
Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили их очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились.
С тех пор Глагол работает сказуемым. Он отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что сделают?
Существительное получил сразу две должности, оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением (в зависимости от своих начальников – падежей).
А Прилагательное работает в предложении определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно получше определить какой-нибудь предмет.
С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!
II. Итак, отправляемся в путешествие по волшебной области "Глагол" с друзьями Глагола с Существительным и Прилагательным. При этом нам: пригодятся знания о подлежащем, сказуемом, об однородных слов ax, падежах существительного, времени и спряжении глагола, знание орфограмм.
Когда люди отправляются в путешествие, они определяют маршрут и путешествуют, как правило, группами. Что мы и сделаем. У нас 4 группы, каждая получает по маршрутному листу. За выполнение каждого задания группа получает жетон, за дополнения получает дополнительный жетон. В конце урока подведем итоги. Посмотрим, кто победит. Ну что в путь! (Раздаю маршрутные листы. На доске вынесены слова, словосочетания, предложенные детям в маршрутных листах).
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ I.
1. Расскажите о глаголах настоящего времени. Приведите примеры.
2. ПИСЬМО, КЛЕЙ, РАЗГОВОР.
– Что общего между словами?
– Образовать глаголы 2 лица, единственного лица.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.
– Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
МОРОСИТ С УТРА, СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ОКАЗАТЬ ДОВЕРИЕ.
– Запишите словосочетания. Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать
С ДЕРЕВЬЕВ ОПАДАЮТ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ.
– Объяснить орфограммы.
– Разобрать, предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение,
ЧИНИТ, РАСТАЕТЕ
– Доказать.
6. – Прочитайте.
– Спишите глаголы.
– Определите время глагола.
БЕЛИТЬ, БЕЛЫЙ, БЕЛИЛ, БЕЛИЗНА, БЕЛИТ
7. Записать глаголы с противоположным значением (антонимы).
ПОТЕРЯТЬ –
ОТКРЫТЬ –
ДАТЬ –
КУПИТЬ –
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ II.
1. Расскажите о глаголах прошедшего времени. Привести примеры.
2. КРАСКА, ДУМА, ПАШНЯ.
– Что общего между словами?
– Образовать глаголы 3 лица единственного числа
– Записать в тетрадь.
– Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
ЕЗДИЛ НА ВЕЛОСИПЕ
ПЛЫВЕТ ПОД ВОДОЙ
– Запишите словосочетания. Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
НА ЛЕСНЫХ ПОЛЯНАХ КРАСНЕЮТ РЯБИНЫ.
–Объяснить орфограммы.
–Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
СКИНЕШЬ, КОРМИМ
– Доказать
6. Прочитайте.
– Спишите глаголы.
– Определите время глагола.
ПОМОГАЕШЬ, ПОМОЩНИК, ПОМОЩЬ, ПОМОГАТЬ, ПОМОЖЕТ
7. Записать глаголы с противоположным значением (антонимы).
ГЛАДИТ –
МОЛОДЕЕТ –
ТРУДИТСЯ –
ГОВОРИТ –
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ III.
1. Рассказать о глаголах будущего простого времени. Привести примеры.
2. СТАРИК, ПОМОЩЬ, САД
– Что общего между словами?
– Образовать глаголы 2 лица множественного числа
– Записать в тетрадь.
– Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ЗАСЕЯТЬ ПОЛЕ
КОМАНДОВАТЬ ПАРАДОМ
ДОЙТИ ДО ЦЕЛИ
– Запишите словосочетания, определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
МОКРАЯ ТРАВА БЛЕСТИТ НА СОЛНЦЕ.
– Объяснить орфограммы.
– Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
УСПЕЕШЬ, СПЕШИМ
– Доказать.
6. – Прочитайте
– Спишите глаголы.
– Определите время глагола.
ИГРОК, ИГРАЕМ, ИГРУШКА, ИГРАТЬ, ПОИГРАЛ.
7. Подобрать глаголы близкие по значению (синонимы).
ШАГАЕТ –
ПЛАЧЕТ –
СМОТРИТ –
ПРИКАЗЫВАЕТ –
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ IV.
1. Рассказать о глаголах будущего сложного времени. Привести примеры.
2. УМ, ХОД, ПЛАЧ
– Что общего между словами?
– Образовать глаголы 3 лица, множественного числа.
– Запишите в тетрадь.
– Выделите окончание, определите спряжение.
3. Что общего между словосочетаниями?
ПРИЕХАЛ ИЗ КАЗАНИ, ПРОБЕЖАЛИ ПО АЛЛЕЕ, ПОРУЧИТЬ ТОВАРИЩУ
– Запишите словосочетания
– Определите падеж имен существительных.
4. Прочитать. Списать.
С УТРА ШЕЛ ХОЛОДНЫЙ ДОЖДЬ.
– Объяснить орфограммы.
– Разобрать предложение по членам и по частям речи.
5. Списать глаголы. Определить спряжение.
ВЫМОЕТ, СТРОИШЬ
– Доказать.
6. Прочитайте.
– Спишите глаголы
– Определите время глагола
УДАРИТЬ, УДАРНИК, УДАРИТЕ, УДАРИШЬ, УДАРНЫЙ.
7. Подобрать глаголы близкие по значению (синонимы).
ШУМЕТЬ –
СМЕЯТЬСЯ –
РАЗРУШИТЬ –
СВЕРКАЕТ –
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
– Вам понравился урок?
– Кто доволен своей работой?
– Чья работа вам понравилась больше всего?
– Кто на уроке заслуживает "ОТЛИЧНОЙ" отметки?
– Чья работа на уроке нам помогла достичь цели?