Интегрированный урок математика — труд "Площадь. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед"

Разделы: Начальная школа


(По учебнику урок 21, с. 61-63.)

Тема: Площадь. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед.
(Интегрированный урок математика – труд.)

Цель:

– сформировать представления о прямоугольном параллелепипеде, о его гранях, вершинах и рёбрах, опираясь на модель, изготовленную детьми на уроке;
– актуализировать способность к измерению площади, сравнению и переводу единиц площади; сопоставить понятия периметра и площади прямоугольника;
– тренировать способность к решению алгоритмов;
– тренировать способность к работе с бумагой, ножницами, клеем;
– развивать мыслительные операции, аккуратность, точность и координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Оборудование: у учителя: a карточки № 1 с геометрическими фигурами для каждого:

Рисунок 1.

a карточки № 2 (с/р) для каждого:

Рисунок 2

a эталон к самостоятельной работе (карточка № 2);

a разворот модели прямоугольного параллелепипеда из белой бумаги

(ксерокопия из № 12 на с. 63) для каждого;

a маленький мячик, модель конуса.

у учащихся: учебник;

тетрадь;

ножницы;

клей-карандаш;

чертёжный угольник;

цветные карандаши.

Этапы урока Содержание
1. Самоопределение к деятельности.

– Сегодня у нас необычный урок математики. Какие предметы, лежащие на ваших столах, говорят вам об этом? (Клей, ножницы.)

– На каких уроках мы ими пользуемся? (На уроках труда.)

– Как вы думаете, для чего они нам понадобятся на уроке математики? (…)

– Интересно вам это узнать? Тогда начнём!

– На какую геометрическую фигуру похож ваш клей-карандаш?(На цилиндр.)

– Что я держу в руке? На какую геометрическую фигуру похож этот предмет? (Мячик похож на шар.)

Примечание:показать мячик.

Как называется эта геометрическая фигура? (Конус.)

Примечание:показать модель конуса.

– Каким общим названием можно объединить эти фигуры? (Это объёмные фигуры.)

– Теперь вам легко определить, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Объёмными фигурами.)

– Верно, хочу добавить, что нам предстоит выполнить много интересных и разнообразных заданий. Все они нам знакомы по предыдущим урокам.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– На уроке нам будут помогать… Впрочем, это вы узнаете сами, если выполните первое задание.

Примечание:открыть на доске.

По 1 у доски.

Рисунок 3

– Что нужно сделать в задании? (Решить алгоритм.)

– Выполним это задание. (30, 44, 52, 18, 29, 32.)

– Запишите ответы в тетрадь в порядке убывания. Под числами запишите соответствующие им буквы. Какое слово у вас получилось? ( 52, 44, 32, 30, 29, 18 – друзья.)

– С кем веселее работается, и любое дело спорится? (С друзьями.)

– От кого же мы можем ждать помощи, если нам придётся трудно? (Конечно, от друзей.)

– А когда друзья рядом, ничего не страшно, и вместе мы справимся с любыми трудностями. Итак, примемся за дело!

– Посмотрите на следующее задание. С чем будем работать? (С величинами.)

– Что выражают эти величины? (Значение площади.)

– Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости.)

– Вставьте пропущенные числа.

46 см2 + … см2 = 70 см2

… см2 - 25 см2 = 12 см2

… см2 + 31 см2 = 81 см2

84 см2 - … см2 = 21 см2

(24 см2, 37 см2, 50 см2, 63 см2.)

– Посмотрите на ряд чисел. Что интересного заметили? (Именованные числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 13 см2.)

– Какие ещё единицы площади вы знаете? (Квадратный метр, квадратный дециметр.)

Примечание:

Открыть на доске.

По 1 у доски. Остальные записывают в тетради только ответы.

– Сколько квадратных дециметров в одном квадратном метре?(100.)

– Сколько квадратных сантиметров в одном квадратном дециметре? (Тоже 100.)

– Что нужно сделать в следующем задании? (Сравнить величины.)

– Когда возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– Выполним это задание.

3 дм2 … 40 см2 500 см2 … 5 м2

48 дм2 … 2 м2 8 дм2 … 1000 см2

– Объединив содержание двух предыдущих заданий, попробуйте назвать часть темы сегодняшнего урока. (Площадь. Единицы площади.)

– А теперь – не совсем обычное задание. Назовите и исправьте ошибку в предложении. Будьте очень внимательны.

примечание:открыть на доске.

По 1 у доски с объяснением, остальные в тетрадях.

Открыть на доске часть темы.

а) Длина класса равна 20 килограммам.

б) Высота дома может быть выше 16 квадр. метров.

в) Площадь треугольника равна 58 дециметрам.

г) Масса пакета риса равна 1 килограмму.

д) Периметр прямоугольника равен 64 квадратным сантиметрам.

– Вы молодцы! Я уверена, что вы так же хорошо справитесь со следующим заданием. Прочитайте его на карточках.

– Выполняйте.

– Проверим. Назовите номера прямоугольников в первом задании. (3, 4, 6.)

– Отлично, проверим второе задание. Назовите номера параллелепипедов. (Варианты ответов детей.)

– Сколько в классе мнений? Чем это задание не похоже на предыдущее? (В предыдущем задании надо было отметить прямоугольники (плоские фигуры), а здесь – прямоугольные параллелепипеды (объёмные фигуры).)

Примечание:

раздать карточки с геометрическими фигурами № 1.

Записать варианты ответов на доске.

– Почему мнения разделились? (Забыли, как выглядит прямоугольный параллелепипед, перепутали с другой фигурой...)

– Поставьте цель сегодняшнего урока. (Научиться находить прямоугольный параллелепипед среди других фигур.)

– Назовите часть темы сегодняшнего урока. (Прямоугольный параллелепипед.)

– Как предлагаете действовать, чтобы разобраться в этой теме и достичь цели урока? (Варианты ответов детей.)

– Хорошо. А я хочу предложить вам нечто интересное и необычное…

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

– Я раздам вам листочки с некой фигурой и скажу, что это прямоугольный параллелепипед. Вы мне поверите? Почему? (Узнать его в таком виде трудно, т.к. прямоугольный параллелепипед объёмная фигура, а это – плоская.)

– Что же надо сделать, чтобы эта плоская фигура стала объёмной? (Вырезать её и склеить.)

Примечание:открыть на доске часть темы.

– Как будет называться наша объёмная фигура? (Прямоугольный параллелепипед.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Хорошо, но сначала, давайте поработаем с плоской фигурой, лежащей перед нами.

– Из каких фигур она состоит? (Из прямоугольников.)

– Сколько их? (Их 6.)

– Как доказать, что это прямоугольники? (С помощью чертёжного угольника.)

– Докажем. Объединитесь в группы по 6 человек и проверьте, являются ли эти фигуры прямоугольниками.

– Догадайтесь, почему я просила вас объединиться в группы по 6 человек? (…)

– Верно, вы справитесь с работой быстрее, если распределите в своей группе по 1 прямоугольнику на каждого. Не забывайте, что мы…(друзья) и вместе всё сумеем!

– Итак, являются ли четырёхугольники на вашем чертеже прямоугольниками? (Да, т.к. у них все углы прямые.)

– Очень скоро эти прямоугольники будут называться гранями, а пока запомните, что их 6.

Примечание:раздать карточки с геометрическими фигурами № 1.

– Посмотрите внимательно на все прямоугольники. Что интересного вы замечаете? (На чертеже есть одинаковые прямоугольники: два маленьких, два побольше, два больших.)

Примечание:помочь детям объединиться в группы.

– Закрасьте маленькие прямоугольники жёлтым цветом, прямоугольники побольше – зелёным, большие прямоугольники – голубым.

– Сколько одинаковых прямоугольников у вас получилось? (По 2.)

– Теперь, настало время превращать нашу фигуру в прямоугольный параллелепипед.

– Здесь нам пригодятся наши помощники … (ножницы и клей).

– Прежде, чем взять в руки ножницы, повторим правила пользования ими. (Ножницами надо работать аккуратно: не брать их в руки без надобности, не играть ими, не размахивать, передавать ножницы надо, держа их за рабочую часть, закрытыми, колечками к человеку, которому передаёшь.)

– Для чего нужны эти правила? (Чтобы не пораниться самому и не поранить друг друга.)

– Верно, чтобы наши друзья-помощники не стали нашими врагами, аккуратно берем ножницы и вырезаем нашу фигуру, состоящую из прямоугольников. С одной стороны вырезаем её по пунктирным линиям, которые там обозначены.

– Работая, помните, что вы всегда можете попросить помощи у друзей, если что-то не получается.

– Теперь надо вырезанную нами плоскую фигуру превратить… (в объёмный прямоугольный параллелепипед).

– Что для этого надо сделать? (Надо как-то её согнуть…)

– Да, сгибать будем по сторонам прямоугольников, по границе одного цвета с другим.

– Где будут цветные стороны, внутри или на лицевой стороне? (На лицевой стороне.)

– Для чего нам нужны клапаны? (Они помогут склеить объёмную фигуру.)

– Они будут видны на параллелепипеде? (Нет, их надо спрятать внутрь.)

– Что будем делать дальше? (Намажем клапаны клеем и приклеим к ним совпадающие с ними части фигур так, чтобы клапаны были внутри, а цветные грани параллелепипеда снаружи.)

– Как будем пользоваться клеем? (Намазывать детали надо, расположив их на столе на подложке.)

– Приступайте к работе.

– Итак, мы закончили свою работу. Что нужно сделать теперь? (Убрать своё рабочее место.)

– Даю вам на это 1 минуту.

– Во что мы преобразовали нашу плоскую фигуру, состоящую из прямоугольников? (В прямоугольный параллелепипед.)

– При этом цветные прямоугольники превратились… грани прямоугольного параллелепипеда.)

– Сколько всего граней у прямоугольного параллелепипеда (вспомните работу в группах)? (6 граней.)

– Что представляет собой каждая грань? (Прямоугольник.)

– Где оказались одинаковые грани? (Напротив друг друга.)

– Посмотрите на чертёж на доске. Что означают пунктирные линии на чертеже? (Это значит, что этих линий не видно, они находятся за передней гранью параллелепипеда.)

– Найдите на чертеже ребро. Найдите рёбра на своём параллелепипеде. Где будете их искать? (Это линии, по которым сгибали фигуру; это стороны прямоугольников-граней.)

Чем являются стороны прямоугольников? (Отрезками.)

– Значит и рёбра параллелепипеда… (Тоже отрезки.)

– Посчитайте, сколько рёбер у прямоугольного параллелепипеда? (12 рёбер.)

– Покажите рёбра разной длины. Сколько их? (Три.)

– Они называются длиной, шириной и высотой параллелепипеда.

– Найдите на чертеже и на своих моделях вершины параллелепипеда. Что такое вершина? (Это концы рёбер, точка их пересечения.)

Примечание: открыть на доске чертёж прямоугольного параллелепипеда с выделенными и надписанными гранью, ребром и вершиной (см. рисунок с. 63, № 12).

– Посчитайте, сколько вершин у параллелепипеда. (8 вершин.)

– Итак, повторим всё, что мы узнали о прямоугольном параллелепипеде. (Это объёмная фигура у которой 6 граней, 12 рёбер, 8 вершин. Грани представляют собой прямоугольники, рёбра – отрезки-стороны прямоугольников-граней, вершины – точки пересечения рёбер. Противоположные грани и рёбра равны.)

– Найдите среди окружающих предметов предметы, похожие на прямоугольный параллелепипед.

Примечание: если дети затрудняются с ответом, учитель говорит о вершине сам.

– Отлично! Теперь вы наверняка сможете найти среди других фигур прямоугольные параллелепипеды.

– Хотите попробовать? Пожалуйста!

– Прочитайте задание. Выполняйте.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

– Проверьте. У кого всё верно, поставьте “+”, кто допустил ошибку – “!”.

– У кого возникли затруднения? С чем они были связаны?

– Как вы поступите? (Отработаем в домашней работе эту тему.)

– Как поступят настоящие друзья в этой ситуации? (Помогут тем, у кого возникли трудности.)

– Кому всё удалось?

– Как поступят друзья в этом случае? (Порадуемся вместе с вами.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Примечание:раздать листочки с № 2 с с/р.

Открыть эталон.

– За дружной работой мы забыли о первой части темы сегодняшнего урока. Повторите её. (Площадь. Единицы площади.)

– Выполним № 2 на с. 61 учебника.

– Прочитайте задание.

– Выполним его. Начертим прямоугольник.

– Найдём его площадь. Как это сделать? (Надо разбить прямоугольник на квадраты со стороной 1 см (квадратные сантиметры) и посчитать, сколько квадратных сантиметров поместиться в прямоугольнике.)

– Выполним это задание.

– Площадь прямоугольника равна 15 см?.

– Что показывает площадь? (Сколько места занимает фигура на плоскости.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

– Выполним № 1 на с. 61. Что нужно сделать в этом номере? (Найти периметр четырёхугольника.)

– Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон.)

– Выполним это задание.

Примечание:1 с места с объяснением.

– С какой геометрической фигурой работали на сегодняшнем уроке? (С прямоугольным параллелепипедом.)

– Почему параллелепипед называется прямоугольным? (Его гранями являются прямоугольники.)

– Что ещё нового вы узнали о прямоугольном параллелепипеде? (…)

– Чем необычен был сегодняшний урок? (Мы совместили уроки математики и труда.)

– Что понравилось на уроке?

– Что не понравилось?

Примечание:по 1 с места с объяснением.

– У кого остались затруднения? В чём их причина?

– Кому всё удалось?

8.Рефлексия деятельности.

– Когда человеку легко и приятно работать и не надо бояться трудностей? (Когда рядом друзья, они всегда помогут.)

– Вспомните пословицы о дружбе и взаимопомощи, подтверждающие ваши слова.

Д/з:С. 61, № 3, № 4; с. 62, № 5(а), № 6 (б).

Доп. Запишите и принесите в класс пословицы и поговорки о дружбе и взаимопомощи.