Цель:
– актуализировать способность к переводу единиц площади и действий с ними, построению фигур с заданной площадью;
– актуализировать знания о прямоугольнике, квадрате, как частном случае прямоугольника, прямоугольном параллелепипеде;
– тренировать способность к решению текстовых задач, вычитанию и сложению трёхзначных чисел;
– формировать алгоритм рефлексивного мышления;
– развивать способность к адекватному оцениванию.
Оборудование: у учителя: a карточки для каждого и для доски (на А–3):
a 7 карточек из односторонней цветной бумаги, которые прикрепляются магнитами к обозначенным местам на схеме цветной стороной вниз; цвет карточек на конце дорожки соответствует цвету стрелок в начале дорожек (на конце синей дорожки 2 карточки, одна под другой); на карточках:
оранжевая карточка – пустая;
a другой вариант самостоятельной работы с. 59–60 для каждого;
a эталоны к самостоятельной работе с. 59–60 для каждого;
a увеличенная (А-3) ксерокопия прямоугольного параллелепипеда (№ 12, с.63.);
a эталоны к дополнительному заданию (с.60, № 12; с. 63 № 10).
у учащихся: тетрадь;
сборник с/р;
линейка;
цветные карандаши.
Этапы урока | Содержание | Примечания |
1–2. Самоопределение к деятельности, чередующаяся с актуализацией знаний. | – Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хочу вас порадовать: сегодня нас ждёт путешествие да не обычное, а по… посмотрите на доску и скажите сами, где будет проходить наше путешествие? (По лабиринту.) – Путешествуя по лабиринту, мы узнаем, чему будет посвящён сегодняшний урок. – Какие из наших качеств мы возьмём с собой в дорогу? (Целеустремлённость, трудолюбие, внимательность…) – Я желаю вам успеха.
|
Перевернуть карточку. С обратной стороны – она синего цвета, на ней написано задание (см. оборудование.) |
– Что вы видите на карточках? (Пример на вычитание трёхзначных чисел и слоги.) – Я думаю, чтобы понять задание, нужно сначала расшифровать это слово. Оно распалось на части. Соберём его. (Проверка.) – Что же нужно сделать в этом задании? (Решить пример на вычитание в столбик и сделать проверку.) – На своих схемах, в соответствующем квадратике сделайте такую же запись, которую мы открыли. – Выполним задание с синей карточки под № 1: |
1 у доски. | |
_ 273 – Теперь выполним проверку. Как можно это сделать? (Можно сложить части, можно из целого вычесть другую часть.) |
1 у доски. | |
– Закрасим эту дорожку жёлтым цветом. Посмотрим, туда ли мы попали. – Мы пришли правильно, и здесь нас ждут… (геометрические фигуры). – Назовите их. (Квадрат, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед.) – Нарисуйте их на вашем следующем квадратике. – Вспомним, что мы знаем о каждой из этих фигур. Какой четырёхугольник называется прямоугольником? (Прямоугольником называется четырёхугольник, у которого все углы прямые.) – Как доказать, что четырёхугольник является прямоугольником? (С помощью чертёжного угольника надо убедиться, что все углы прямые.) – Что вы знаете о квадрате? (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.) – Следующая фигура, это… (Прямоугольный параллелепипед.) – Чем он отличается от первых двух фигур? (Прямоугольник и квадрат плоские, параллелепипед – объёмная фигура.) – Сколько у параллелепипеда граней (рёбер, вершин)? (6граней, (12 рёбер, 8 вершин).)
– Интересно узнать, куда она нас привела? |
Перевернуть карточку.
Перевернуть карточку. |
|
-Что вы видите? (Это знак площади) – Напишите его в соответствующем квадратике на ваших схемах. – Что такое площадь? (Это величина, которая показывает больше ил меньше места занимает фигура на плоскости.) – Докажите, что площадь это величина. (Её можно измерить, результат выразить числом.)
– Мы пришли к следующему заданию. Посмотрим, что тут.(см?) |
Перевернуть карточку. | |
– Сделайте запись в своих квадратиках. – Что такое квадратный сантиметр? (Единица измерения площади.) – Какие ещё единицы измерения площади вы знаете? (дм?, м?.) – Вспомните соотношение единиц площади. (1дм? = 100см?, 1м? = 100дм?.) – Что мы умеем делать с величинами? (Сравнивать, вкладывать, вычитать.) – При каком условии возможно производить операции с величинами? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.) – Выполним задания, которые связаны с единицами измерения площади. |
Перевернуть карточку. | |
90 см2 = … дм2 7 м2 = … дм2 2 дм2 - 8 см2 (9 дм2, 700 дм2, 192 см2.)
– Двигаемся по ней. Кто ждёт нас в конце пути? (Девочка Задачка.) – Верно, какой же урок математики без задачи? – Запишите в соответствующих квадратиках слово “задача”. Решим её. Путешественники в первый день прошли 7 км, во второй день – на 2 км больше. В первые два дня они прошли на 4 км больше, чем в третий день. Сколько километров прошли путешественники в третий день? /Дети анализируют задачу, составляют план её решения и записывают решение задачи./ – Посмотрите на все карточки, которые мы открыли и скажите, чему посвятим сегодняшний урок. (Выявлению затруднений, выяснению их причин и отработке.) – Но у нас осталась ещё одна дорожка. Давайте пройдём по ней. Закрасьте её. |
Открыть на доске задание. По 1 у доски, остальные выполняют в тетрадях. Перевернуть карточку. |
|
– Посмотрим, что нас ждёт на этой карточке? (Она пустая.) – Когда вы шли по этой дорожке, что вы заметили? Что отличает эту дорожку от остальных? (Она идёт по кругу и пересекает четыре карточки с темами сегодняшнего урока.) – С каким затруднением вы можете встретиться, работая с любой из этих тем? (Трудности при счёте.) – Итак, эта карточка означает… (Вычислительные ошибки.) – Почему дорожка, обозначающая вычислительные ошибки проходит только через четыре темы? (В пятой теме не надо считать, там не может быть вычислительных ошибок.) |
Перевернуть карточку. | |
– Просмотрите всю работу. Кому необходимо что-то выяснить, задайте вопрос на понимание. – Прежде, чем приступить к выполнению с/р, поставьте перед собой цель. (Выполнить работу за отведённое время, выявить причины затруднений, если они остались.) – Выполняйте работу. |
Раздать сборники для с/р.
Пока дети выполняют работу, учитель нумерует темы от 1 до 7 по порядку их открытия. |
|
3. Локализация места затруднения. | – Проверим. Помечаем свои удачи знаком “+”, промахи – знаком “!”. – Зелёной ручкой подчеркните место ошибки и поставьте соответствующий номер. – Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой до выполнения с/р? Докажите. (…) – На какие темы были ошибки? |
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. | – Поднимите руку, у кого ошибок в работе не было. – Расскажите, что будете делать дальше? (Выполнять дополнительное задание.) |
|
– Поднимите руку, у кого ошибок в работе не было. – Расскажите, что будете делать дальше? (Выполнять дополнительное задание.) – Верно. Откройте учебники на с. 60, № 12. Кто успеет, выполните № 10 на с. 63. – Как ещё можно с пользой провести оставшуюся часть урока? (Быть консультантами во время выполнения остальными ребятами второй с/р.) – У кого были ошибки, расскажите план дальнейших действий. (Выявить причину ошибки, повторить соответствующее правило (алгоритм), потренироваться в выполнении подобных заданий.) |
Записать на доске. | |
5. Реализация проекта выхода из затруднения, чередующаяся с обобщением во внешней речи. | -Итак, примемся за работу. – Здесь нам пригодятся те качества, которые мы взяли с собой в дорогу перед началом нашего путешествия. Напомните их. (Трудолюбие, целеустремлённость, внимательность.)
Назовите номер этого задания в работе. (№ 5.) – В чём причина ошибок? ( Забыли уменьшить на 1 разряд, у которого занимали; неправильно выбрали способ проверки вычитания.) /Для отработки решить пример: 984 – 437./
– В чём причина затруднений? (Перепутали (забыли) сколько у прямоугольного параллелепипеда граней, вершин, рёбер.) |
На этом этапе отрабатываются только те задания из с/р, в которых были допущены ошибки. Вычислительные ошибки оговариваются отдельно после отработки всех видов ошибок. 1 у доски. |
– Повторим это. Посмотрите на изображение прямоугольного параллелепипеда. Сколько у него граней (рёбер, вершин)? (Граней 6, рёбер 12, вершин 8.)
– О каком качестве забыли, допустив эту ошибку? (О внимательности.) – Что вы пожелаете себе, когда будете выполнять подобное задание? (Быть внимательными.)
– В чём причина ошибок? (Забыли соотношение единиц площади; условия, при которых возможны действия с величинами.) – Повторим их. (1дм? = 100см?, 1м? = 100дм?.) – При каких условиях возможны действия с величинами? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– У кого возникли затруднения в решении задачи? В чём их причина? (Ошиблись в ходе решения задачи.) /Отработка на той же задаче./
|
Повесить на доску ксерокопию прямоугольного параллелепипеда (№ 12, с.63.) | |
6. С/р с самопроверкой по эталону. |
– Осталось ли ещё что-нибудь непонятным? – Что будем делать дальше? (Выполним задания, подобные тем, в которых возникали затруднения.) – Зачем мы выполняем подобные задания? (Чтобы убедиться, что затруднения преодолены.) – Те, кто выполнил дополнительные задания, могут воспользоваться эталонами для их проверки и помочь остальным ребятам в качестве консультантов. – При отработке затруднений, выполняйте только те задания, в которых были допущены ошибки. – Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Докажите. – Кому не удалось достичь цели, не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность разобраться в непонятых темах и отработать их. – Кто успешно справился с дополнительным заданием? Порадуйте нас своими успехами. |
|
– Те, кто выполнил дополнительные задания, могут воспользоваться эталонами для их проверки и помочь остальным ребятам в качестве консультантов. – При отработке затруднений, выполняйте только те задания, в которых были допущены ошибки. – Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Докажите. – Кому не удалось достичь цели, не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность разобраться в непонятых темах и отработать их. – Кто успешно справился с дополнительным заданием? Порадуйте нас своими успехами. |
Раздать эталоны к доп. заданиям. Раздать другой вариант с/р. Раздать эталоны. |
|
7. Рефлексия деятельности. | – Чему мы посвятили сегодняшний урок? (Выявлению затруднений и их отработке.) – Что помогло нам выяснить, чему будет посвящён урок? (Путешествие по лабиринту.) – Что мы взяли с собой в дорогу? (Качества, которые помогают нам вместе преодолевать трудности: трудолюбие, взаимовыручка, внимательность…) – Пригодились вам эти качества на уроке? Когда? – У кого остались затруднения? В чем их причина? – Как будете действовать? – Кому всё удалось? – Желаю вам, чтобы на этот вопрос поднималось все больше и больше рук. |
|
Д/з |
С. 60, № 10, с. 62, № 6 (а), № 7. |