Работа с непроверяемыми написаниями

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Однажды я прочитала в журнале “Начальная школа” за 2000 год статью учителя Л.И. Суховой из Воронежа “Об использовании карточек в работе со словарными словами”. Прием, который использовала учительница, мне показался интересным, и я решила попробовать: результат оказался положительным. У учителей начальной школы достаточно много приемов, данных им традиционной системой, и все они хороши. В своей работе я пользуюсь практически всеми, используя их по мере надобности, и стараюсь придумать что-то свое, новое, чтобы не было скучно и однообразно на уроках русского языка. Поэтому я решила предложить Вашему вниманию некоторые свои наработки. Буду очень рада, если это кому-нибудь поможет в обучении русскому языку.

Работа по теме “Безударные гласные” строится поэтапно от простого к сложному. С одной стороны, мы работаем с безударными гласными, проверяемыми ударением, в группе родственных слов. С другой стороны, - со словами с непроверяемым написанием. Такие слова, как правило, считаются “трудными”. В русской лексике среди написаний, не опирающихся на морфологические соотношения, большинство – это безударные гласные: ребята, девочка, карандаш, коллекция, тетрадь и т.д. Таких написаний 87%. “Трудные” слова довольно часто используются в языке. Работа над ними на уроке должна вестись систематически, упорно и вместе с тем рационально. Практика показывает, что дети плохо усваивают правильное написание “трудных” слов, если они представлены изолировано, без опоры на возможные анализаторы: слух, зрение, руку, память и сознание. Другими словами, знакомя ребенка со словом, нужно постараться вызвать в его сознании яркий образ, логически связать слово с каким-либо предметом, использовать приемы мнемотехники, поговорить об истории возникновения слова, придумать рассказ или сказку, поговорить о заимствовании слов из других языков. Как правило, дети проявляют большой интерес к словам, подобным образом предлагаемые их вниманию, и легче запоминают их.

Работа над словарными словами проводится на каждом уроке. На одном уроке мы знакомимся с новыми словами, записываем их в словарик, проводим графическую работу, запоминаем. На другом – записываем слово без комментария, осуществляем самопроверку, взаимопроверку и проверку учителем. Новое слово представляется через загадку, либо с помощью изображения, либо с помощью словесного рисования.

Учитель Л. И. Сухова из Воронежа предлагает использовать карточки в работе со словарными словами, когда предъявляется не само слово, а выделенная смысловая часть в виде изображения. Например: при знакомстве со словом “пенал”, я показываю детям картинку с морской пеной, мыльной. Спрашиваю:

– Что это?

– Пена.

– Как сделать из морской пены полезный предмет для школьника, в который он смог бы положить ручку, карандаш, резинку?

– Добавить букву “л”.

– Какое получится слово?

– Пенал.

Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнем безударную гласную букву и смысловую часть “пена”, которая нам поможет не забыть, как грамотно писать это слово.

Можно предъявлять все слово через загадку или изображение, затем уже попросить детей отыскать смысловую часть. Дети так увлекаются, что находят порой не одну, а две смысловые части в слове. Таким образом, мы помогаем детям не только запомнить написание слова, но и формируем мыслительные операции. Попутно можно поговорить о лексическом значении слов и выделенных в нем смысловых частей. То есть здесь идет работа по развитию речи. Иногда удобно взять группу слов, логически связать их и составить рассказ. Так я работала со следующими словами: вокзал, касса, билет, пассажир, перрон, поезд, вагон, проводник, багаж. Беседа начинается с истории слова “вокзал”. Оно записывается на доске, от него ставится стрелка. Я обращаюсь к детям:

– Вы собрались отправиться в путешествие на поезде, пришли на вокзал. Что вы должны сделать дальше?

– Пройти в кассу.

– Записываем “вокзал” “касса” ...

– Зачем?

– Для того, чтобы купить билет, – отвечают дети.

И так продолжаем начатую цепочку. После этого никто из детей не сделал ни одной ошибки в словах.

Все предлагаемые слова я записываю на карточках. Они разрезные, складывающиеся (рис. 1). Вначале я прелагаю смысловую часть, другая часть закрыта. После того, как мы выберем всю нужную информацию из слова, мы его открываем, проставляем ударение, запоминаем выделенную безударную гласную, представляем это слово в написанном виде с закрытыми глазами и только после этого переносим слово в тетрадь и проводим графическую работу. Традиционно работаем со словами с сочетаниями -оро-, -оло-, -ара-, -ере-. Выделяем эти сочетания овалом при письме. На уроках даю небольшие задания на классификацию, анализ. Например:

– Cпишите слова с безударной гласной, проверяемой ударением в один столбик, а с непроверяемой – в другой;

–Определите, в каких словах на месте пропуска следует писать буквы А, О, Е, И, Ю, Я;

– В  данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударения. Распределите слова по тематическим группам: “Школа”, “Библиотека”, “Овощи”;

– В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударения. Составьте и запишите предложения с двумя из этих слов.

Мне кажется, что такие приемы помогут не только запомнить трудные слова, но и значительно расширить кругозор детей, увеличить словарный запас.

Набор методических приемов по работе с непроверяемыми написаниями.

  • Выделение смысловой части в словах (использование карточек). СОЛОвей, соЛОВей.
  • Ориентировка на последующее выделение сочетаний -оро-, -оло-, -ара- и т.д.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 1

  • Опора на этимологию слов, например: в переводе с тюркского слово “карандаш” – кара (черный), даш (твердый).
  • Опора на ассоциативное восприятие. Можно группировать слова по употреблению в них только гласных “а” или “о”. Какие предметы похожи на букву “о”? Можно предъявить слово с помощью картинки. (Огурец, горох, яблоко, помидор и т.д.)

– А еще с какими словами дружит буква “о”?

– Облако, окно и т.д.

Или: на доске написано слово “палатка”.

– Какая буква в этом слове похожа на предмет, который называет это слово?

– “А”.

– Выделяем эту букву.

ПАлАткА.

– А еще в каком слове эта буква напоминает строение, похожее на палатку?

ШАлАш.

– А есть ли еще такие слова, в которых используется только гласная “а”?

Баран, барабан и т.д.

  • Составление рассказов, сказок с новыми словами.
  • Выстраивание логических цепочек.

Вокзал касса билет перрон поезд вагон проводник багаж пассажир.

  • Группировка слов по тематическим группам. (Город, школа, овощи и т .д.)
  • Слова с удвоенными согласными. Использовать задания типа: “Сделать салют из слов с удвоенными согласными Л, Н”, “Гирлянды воздушных шариков” и т.д.
  • Творческие задания с отысканием слов на заданный тип непроверяемого написания. Составление собственных диктантов.
  • Вовлечение зрительной, слуховой, речедвигательной памяти, основанной на орфографическом проговаривании.

Написание словарных диктантов и виды заданий.

При написании диктанта дети должны выделять орфограммы. Это способствует развитию орфографической зоркости. Задания, сопровождающие выполнение словарного диктанта, желательно формулировать так, чтобы они совершенствовали орфографическую подготовку детей. Можно давать соревновательные задания: какой ряд лучше справился с работой, какой придумал лучшее продолжение диктанта, какой лучше объяснил написание орфограммы и т.д.

Могут быть дополнительные задания:

  • У каких из написанных слов на конце по 2 орфограммы? (Багаж, камыш, молодежь, мышь, сторож).
  • В каких словах есть орфограммы слабых позиций, которые вы можете проверить по сильной позиции? (Молодежь, сторож, скрипач).
  • В каких словах орфограммы слабых позиций проверяются только по словарю? (Кирпич, багаж, камыш).
  • Можно просить детей произвести проверку или самопроверку с помощью словаря, в целях выработки у детей умения и потребности пользоваться орфографическим словарем.
  • В начале недели я даю детям задание: набрать как можно больше слов с сочетаниями, например, “-оро-”, “-оло-”, “-ча-”, “-ща-”. У кого будет больше слов, и диктант будет составлен правильно, тот диктант мы и напишем. Так можно работать со всеми орфограммами. Всю неделю дети ищут слова в словариках, консультируются, а в конце недели мы подводим итоги.
  • При изучении орфограммы “цы-ци” на уроке обобщения хорошо дать домашнее задание найти спрятанные в сканворде сова с этой орфограммой. Например:
    • Здесь спрятались следующие слова: цитата, цифра, цирюльник, циркуль, панцирь, цинк, цыпленок, циновка, цигарка, цыц, станция. Найди эти слова.
    • На какое правило встретились слова?
    • Какие слова лишние? Почему? Продолжи их список.
    • В каких случаях еще после “ц” пишется “и”?
    • Попробуй составить свой сканворд с такими словами.

Цель этого задания – систематизировать знания. Связанные с этой орфограммой, провести самоанализ и анализ знаний, скорректировать свои знания. Интерес, который дети проявляют при выполнении данного задания способствует лучшему усвоению этой непростой темы.

т

и

ц

р

и

и

ц

а

а

р

к

ц

н

к

т

ц

ф

у

и

ц

н

а

ы

и

л

р

ь

а

л

п

ц

ь

и

ц

п

ё

н

л

ю

н

к

а

к

о

ь

р

о

в

ц

к

и

н

и

ц

г

и

т

с

а

к

р

а

ц

а

н

ц

и

я

ц

ы

  • Такие же задания можно использовать при изучении темы “Категории числа имен существительных”.
    • Найди спрятанные слова: плакса, чернила, щи, сливки, очистки, неряха, умница, сирота, задира, сумерки, разиня, сутки.
    • На какие две группы можно разбить эти существительные?
    • Составь свой сканворд на эту же тему.
    • Придумай свои задания к нему.

в

и

л

с

т

к

и

к

н

я

х

у

с

я

и

е

р

а

з

и

н

ч

и

к

и

а

р

и

о

с

т

с

р

а

д

а

щ

и

у

и

к

а

л

и

н

м

е

р

з

с

а

р

р

о

т

а

к

а

е

и

с

а

ц

п

л

ч

у

м

н

и

Из урока в урок задания по работе со словарным диктантом можно разнообразить. Как действенное средство повышения грамотности и осознанности письма во время словарных диктантов можно использовать комментируемое письмо, т.к. во время комментируемого письма можно производить устный анализ морфем, подбирать проверочные слова и объяснять все возможные виды встречающихся орфограмм.