Использование групповых форм обучения математике в СУЗе

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: в условиях жесткой конкуренции между средне специальными учебными заведениями, каждый ССУЗ ищет все новые и новые способы привлечения абитуриентов. Решающим фактором является качество обучения.

Краснодарский монтажный техникум подготавливает высококвалифицированных специалистов. Но сейчас это осуществляется с все большими и большими трудностями. Одной из причин, на мой взгляд, является плохая обученность математике, которая обнаруживается, когда студент подходит к специальным дисциплинам, где уже из объекта изучения, математика становится инструментом изучения другого предмета. И получается, что этим инструментом студент пользоваться не умеет.

Т.е. преподаватели математики столкнулись с ситуацией: у студентов после года обучения математики на 1–м курсе низкий уровень знаний по этому предмету. Причины я вижу в том, что у студентов низкая мотивация изучения математики, а как следствие, низкая активность на занятии, плохая дисциплина и посещаемость. Возникшую проблему можно сформулировать следующим образом: методы, которыми я работаю, не эффективны. Меня не устраивает форма учебной работы студентов на занятии, технология проведения занятия. Проанализировав литературу, я остановилась на технологиях с использованием групповых форм учебной работы по нескольким причинам:

Во-первых, потому, что в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом.

Во-вторых, потому, что, на мой взгляд, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим.

Таким образом, объектом моего исследования является процесс обучения в малых группах. Соответственно, предметом исследования является применение технологии с использованием групповых форм учебной работы в преподавании математики.

Цель – проверить эффективность использования данной технологии в преподавании математики.

Поставленная цель обуславливает следующие задачи: анализ психолого-педагогической литературы; проведение блока занятий по данной технологии; оценка полученных результатов.

Мои ожидания (или гипотезы) можно сформулировать следующим образом: данная технология повысит положительную мотивацию студентов; повысит активность студентов на занятии; улучшит посещаемость; повысит уровень обученности.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; моделирование технологии малых групп в применении к конкретной учебной дисциплине; опытно-экспериментальная проверка эффективности данной технологии; использовались следующие виды психолого-педагогической диагностики: социометрия, анкетирование, тесты, пед. наблюдение, индивидуальная беседа.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась автором исследования на базе группы 00-1Н1-9 (специальность “Налоги и налогообложение”) 1-го курса Краснодарского монтажного техникума с 13.03.01 по 09.04.01.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

В мировой практике используются три основные формы учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная. В настоящее время основной работой на уроке является фронтальная. Эффективность же занятия во многом зависит от оптимального сочетания различных форм учебной работы учащихся.

Обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея относится к 20-м годам ХХ столетия. В то время в Северной Америке, Западной Европе и Советской России создавались, внедрялись и широко использовались первые методы, использующие элементы групповой работы. Но разработки различных технологий обучения в малых группах начались лишь в 1970–е годы, причем, одновременно как в США и Израиле, так и в СССР.

Применительно к групповой форме учебной работы под малой группой нами понимается часть одного ученического коллектива (3-6 чел.), организованная на некоторое ограниченное время (от части урока до нескольких блоков уроков) для осуществления какой-либо совместной учебной деятельности.

Пользуясь терминологией социальной психологии, малую группу в групповой форме учебной работы можно охарактеризовать как естественную организованную, открытую, временную, группу членства, численностью 36 чел. (в табл.1 выделено красным цветом шрифта).

Табл. 1

Факторы

Внешней организации

Внутренней организации естественных групп

Открытости

Продолжительности существования

Значимости группы для индивида

Классификация

Лабораторные

Организованные

Открытые

Стационарные

Группы членства

Естественные

Спонтанные

Закрытые

Временные

Референтные

При формировании групп необходимо учитывать индивидуальные качества учащихся. Особенно важно учитывать межличностные отношения и уровень обученности по данному предмету.

Под групповой работой понимается такая форма проведения занятий, при которой:

а) учащиеся класса разбиваются на группы по 3–6 чел.;
б) внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
в) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное);
г) процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
д) выработанные в группе решения могут выноситься на обсуждение всего класса.

Различные разработанные варианты работы в малых группах можно отнести к трем структурным типам:

Работа – сотрудничество. Поощряется взаимопомощь между членами группы.
Работа – соперничество. Здесь цель каждого – любой ценой опередить товарища в темпе и качестве выполнения задания.
Индивидуальная работа. Предусматривается выполнение учебного задания каждым учеником без ориентации на товарища.

На базе проведенного анализа литературы была создана следующая модель проведения занятий с использованием групповых форм учебной работы.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАБОТ

1. Подготовительные работы.

1.1. Выбор помещения.

Кабинет подбирается с расчетом, что бы в нем можно было двигать столы.

1.2.Формирование малых групп.

Группы формировались по 5–6 чел. с учетом индивидуальных особенностей учащихся: с учетом межличностных отношений, с учетом уровня обученности по предмету (гетерогенные) и с учетом психологической совместимости. Формирование осуществлялось следующим образом:

– был проведен тест на определение темперамента.
– была проведена социометрия. Студенты должны были выбрать из группы по три человека. Критерии выборов (два сильных и один слабый [12]) сформулированы в виде вопросов:

1. Если завтра группу расформировывают, то с кем из группы ты бы хотел остаться?
2. Предстоит работа над докладом, рефератом, сложной задачей, сочинением. С кем из товарищей ты бы хотел выполнять эту работу?
3. Кого из группы ты бы пригласил на свой День Рождения?

В исследованиях И.П. Волкова показана зависимость между учебной деятельностью и структурой взаимоотношений, а именно, что при наличии социометрического лидера отмечается более высокая успеваемость [3]. Поэтому, на шести карточках были сначала написаны фамилии социометрических лидеров и наиболее предпочитаемых в группе. Все они, кроме одного, имели высокий уровень обученности по предмету. К ним на основе социометрических выборов добавлялись остальные члены. Третий критерий учитывался в последнюю очередь. Так же учитывалась психологическая совместимость. Таким образом, было сформировано шесть гетерогенных групп по 5–6 чел.

1.3 Предварительная диагностика.

Была проведена диагностика уровня инициативности на обычных занятиях, уровня положительной мотивации учения, уровня активности на занятиях, уровня стремления к сотрудничеству и др. (см. прил.). Вопросник создан на основе методики “Тренировка самоконтроля студентов” (мотивация) [7].

1.4 Беседа с группой.

Была проведена беседа с коллективом, в которой была вкратце описана технология групповой работы. На основе этого совместно со студентами мы выработали основные правила поведения в группах:

– работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;
– взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
– говорить в полголоса;
– преподавателя подзывать поднятием руки.

1.5 Разработка планов занятий.

Были разработаны предварительные планы занятий, т.к. не исключалось, что в ходе проведения исследования планы могут быть изменены.

1.6 Подготовка раздаточного материала.

Был подготовлен раздаточный материал по теме “Интегральное исчисление”. Задания ориентированны либо на контроль понимания и осмысления нового материала, либо на проверку его усвоения и на закрепление.

2. Проведение занятий с использованием групповых форм учебной работы.

В литературе рекомендуется на первом занятии ограничится теми умениями, которыми ученики уже владеют [9]. Поэтому первое занятие было организовано в виде турнира между группами. Каждая группа получала одно задание, отличное от заданий в других группах. Работа должна бала быть выполнена за определенный промежуток времени. Затем представитель от каждой группы защищал перед коллективом выполненную работу, и, в зависимости от правильности ответа, группа получала определенное количество баллов. Если кто-либо из другой группы мог что-то добавить, то этой группе начислялись дополнительные баллы. Задания подбирались по разным предметам: математике, физике, химии и т.д. Например:

Каждая группа получала карточку с одной буквой. Надо было за 3 мин. придумать математические термины, начинающиеся на эту букву. За каждый термин начислялось по одному баллу, если к тому же группа могла сформулировать и определение, то за него добавлялось еще 3 балла. В том случае, когда группа не могла сформулировать определение, другие группы получали возможность заработать дополнительные 3 балла, сформулировав это определение.

Каждая группа получала карточку с рисунком и сформулированным к этому рисунку вопросом по физике. Через 5 минут необходимо было группой выработать ответ на поставленный вопрос (5 баллов). За дополнения другая группа зарабатывала дополнительные 3 балла.

Задания по химии предполагали применение элементарных знаний по таблице Менделеева.

Таким образом, студенты получили первый опыт совместной работы в малых группах. Это произошло в легкой, игровой форме. Задания были несложные, поэтому каждый член группы мог участвовать в обсуждении и даже защищать результат перед всем коллективом. Так же в каждой группе естественным путем определился лидер. Ребята на опыте убедились, как важно выполнять те элементарные правила, которые мы придумали совместно на предварительной беседе.

В последующих занятиях использовались различные типы работы в малых группах. В основном использовался тип “работа – сотрудничество”. При выполнении тестовых, самостоятельных и контрольных заданий – “индивидуальная работа”. И вообще не использовался тип “работа – соперничество”.

Конечно, каждое занятие было по-своему индивидуально. Шел постоянный поиск, как с моей стороны, так и со стороны всей группы. Были удачи, были и явно провальные моменты. Т. е. шла постоянная рефлексия того, что сделано и делается. Через 2–3 занятия выработался такой сценарий пары, по которому шли практически все остальные занятия. Для наглядности приведем этот сценарий в таблице 2:

Табл. 2

Вид

Деятельности

Примерный хроно-метраж

(Пара длится 80 мин.)

Действия учащихся

Действия преподавателя

1. Закрепление пройденного материала. Обсуждение домашнего задания в малых группах (работа студентов в сотрудничестве)

10–12 мин.

В группах обсуждают домашнее задание, консультируют друг друга, фиксируют непонятные для всей группы вопросы и задания.

Проходит по группам, если необходимо дает консультации по вопросам или заданиям, которые вызвали затруднения у всей группы. Если требует ситуация, дает индивидуальные консультации.

Примерно оценивает процент выполненного домашнего задания, качество усвоения материала. Фиксирует мысленно, какие задания вызвали затруднения у всего коллектива.

2. Закрепление пройденного материала. Обсуждение домашнего задания фронтально.

5–7 мин.

Совместное обсуждение типовых ошибок и трудностей.

Фиксирует внимание всего коллектива на типовых ошибках, допущенных при выполнении домашнего задания, а так же поясняет вопросы и задания, вызвавшие трудности у всех групп.

3. Ознакомление с новым материалом фронтально (лекция, краткое объяснение новой формулы, правила, постановка проблемного задания и т.д.)

20–25 мин.

Конспектируют лекцию. В конце задают вопросы.

У доски объясняет всему коллективу новый материал. Приводит два – три примера решения упражнений на применение этого материала.

4. Закрепление нового материала. Работа учащихся в сотрудничестве.

30–40 мин.

В группах выполняют упражнения из полученных карточек. Помогают друг другу, объясняют непонятные места.

Дает индивидуальные консультации особо нуждающимся в них учащимся. Если вся группа в затруднении, то помогает группе.

5. Закрепление пройденного материала. Обсуждение результатов выполнения заданий фронтально.

5–7 мин.

Группа сообщает о типовых ошибках и встреченных трудностях при выполнении задания.

Поясняет неясные моменты всей группе.

Формулирует цели следующего занятия.

Замечания.

Домашнее задание. На занятиях домашнее задание давалось либо как обычно – в виде отдельных упражнений, либо (зачастую) на дом оставались те упражнения, которые не успевали сделать на занятии, те над которыми надо было подумать и т.д., тем самым стимулировалось выполнение как можно большего количества заданий на уроке. Выполнение или не выполнение домашнего задания не оценивалось. Поэтому, поначалу процент выполнения домашнего задания резко снизился. Но после первой же самостоятельной работы, когда ребята поняли, что у них не хватает навыков решения упражнений, когда им приходилось ждать сильных учеников, что бы те смогли им помочь (работы принимались, когда не менее 70% было сделано), они осознали необходимость выполнения всех задаваемых упражнений. В дальнейшем выполнение или не выполнение домашнего задания так же не оценивалось, но процент его выполнения резко поднялся, даже по сравнению с тем, когда на обычных занятиях за невыполнения домашнего задания ставились двойки.

Упражнения. При подготовке упражнений на закрепление материала учитывалось следующее: первые задания – несложные, позволяющие “набить руку” на новом правиле, формуле и т.д., потом посложнее, возможно с использованием уже пройденного материала, и в тех заданиях, которые останутся на дом включить одно–два задания, которые невозможно решить, зная только тот материал, который прошли, т.е. “упражнения из следующей темы”. Например, сегодня мы учились находить интегралы непосредственным интегрированием, а в домашнем задании “попадался” интеграл, который можно решить только с помощью замены переменной. Это делалось для того, что бы ученики были смотивированы на изучение следующей темы. Т. е. объяснение нового материала было бы ответом на возникший дома у ученика вопрос “а как?”.

Таким образом обеспечивалась “временная непрерывность образования” [10] “Всякая мотивация, направленная на выполнение задач, создает у субъекта состояние напряжения, которое сохраняется до завершения задачи. Поэтому если выполнение задачи прерывается до ее завершения, система напряжения продолжает сохраняться, обслуживая, таким образом, устойчивость относящихся к задаче мнемонических следов” – эффект К. Левина и Б.В. Зейгарник [10].

После проведения занятий с использованием групповых форм учебной работы была проведена диагностика по тем же уровням, по каким была проведена предварительная диагностика (см. прил.).

3. Полученные результаты

Значительно повысилась активность учащихся на занятиях. И по мнению самих учащихся (см. прил. п.13), и исходя из наблюдений. Если в других группах к концу занятий происходил спад активности, то в экспериментальной группе напротив, заключительная часть протекала наиболее интенсивно.

Повысилась мотивация учащихся. Из приложения видно, что ребятам нравилось на занятиях. И не просто нравилось присутствовать, а нравилось работать в малых группах, когда можно получить помощь от товарища, совместно решить пример, получить результат. По их мнению, им было более интересно, чем раньше, более легко, более понятно, хотя тема “Интегральное исчисление” не считается самой легкой в математике. И, как следствие, положительных эмоций стало гораздо больше, чем раньше (прил.).

Повысился уровень обученности. Контрольная работа проводилась другим преподавателем. Такие же контрольные работы были проведены в других параллельных группах, в которых занятия проводились обычным образом. В других группах процент “пятерок”, “четверок” и т.д. остался приблизительно такой же, как и раньше. В экспериментальной группе результаты следующие: резко уменьшилось количество “двоек”, но и уменьшилось количество пятерок. Т. е. повысился уровень обученности у слабых и средних учеников, а сильные не смогли получить свои пятерки. Этот результат говорит о том, что данная технология хорошо подходит к условиям нашего техникума, когда мы в сентябре получаем группы 1-го курса с колоссальным разбросом в уровне обученности математики, физики, русского языка и т.д. Чтобы при этом не проигрывали сильные ученики необходимо найти способ (это может быть темой дальнейших исследований) такой организации работы в малых группах, что бы сильные ученики не только помогали слабым, но и получали дальнейшее развитие своим способностям.

Таким образом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза оправдалась в том, что:

повысилась мотивация студентов;
повысилась активность студентов на занятии;
повысился уровень обученности слабых и средних учеников;

и не оправдалась в том, что

улучшится посещаемость;
повысится уровень обученности сильных учеников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткие выводы по итогам работы.

С 13.03.01 по 09.04.01 в группе 1–го курса Краснодарского монтажного техникума были проведены занятия с использованием групповых форм учебной работы по типу “работа-сотрудничество”. Был разработан примерный сценарий занятия, который включал в себя фронтальную и групповые формы учебной работы .

Перед проведением эксперимента выдвигались следующие гипотезы: данная технология

повысит мотивацию студентов;
повысит активность студентов на занятии;
улучшит посещаемость;
повысит уровень обученности.

Результаты эксперимента оказались следующими:

повысилась мотивация студентов;
повысилась активность студентов на занятии;
повысился уровень обученности слабых и средних учеников;
не повысился уровень обученности сильных учеников;
не улучшилась посещаемость;
повысилась инициативность студентов на занятии;
не изменилось время, затраченное студентами вне занятий на этот предмет;
студенты стали испытывать меньше трудностей, чем в других предметах;
в большей степени действия и поступки студентов определялись тем, что им нравилось на занятиях, было интересно;
значительно возросла потребность и стремление к общению с товарищами;
возросла профессиональная мотивация;
возросло стремление к результату, потребности достижения успеха;
значительно возросло преобладание положительных эмоций;
стало проявляться больше альтруизма;
повысилась мотивация успеха.

На основе этого можно сказать, что основные выдвинутые гипотезы оправдались. Отрицательные явления, возникшие в процессе групповой работы, требуют дополнительных исследований и, вероятно, могут быть преодолены улучшенной организацией педагогического процесса.

Оценка выполнения поставленных целей и задач.

В ходе работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цель – проверить эффективность использования данной технологии в преподавании математики.

Задачи:

анализ психолого-педагогической литературы;
проведение блока занятий по данной технологии;
оценка полученных результатов.

После проведения исследования, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Был проведен блок занятий с использованием групповых форм учебной работы. До и после эксперимента была проведена диагностика (см. прил).

Таким образом, проверена эффективность технологии с использованием групповых форм учебной работы по многим параметрам. Эксперимент показал, что данная технология намного эффективнее в преподавании математики, чем обычные занятия, в которых не применялись групповые формы учебной работы.

Анализ литературы показал, что исследования в области обучения в процессе групповой работы начались довольно давно, но до сих пор носят экспериментальный, поисковый характер и еще не в полной мере внедряются в практику применений.

Была проделана определенная работа с понятием “малая группа”, а именно:

– произведена попытка дать определение малой группе в учебном процессе. Применительно к групповой форме учебной работы под малой группой нами понимается часть одного ученического коллектива (36 чел.), организованная на некоторое ограниченное время (от части урока до нескольких блоков уроков) для осуществления какой-либо совместной учебной деятельности;
– пользуясь терминологией социальной психологии, малая группа в групповой форме учебной работы была охарактеризована как естественная организованная, открытая, временная, группа членства, численностью 36 чел.

Были определены основные признаки групповой работы:

учащиеся класса разбиваются на группы по 36 чел.;
внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное).
процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
выработанные в группе решения могут выноситься на обсуждение всего класса.

А также были выделены три структурных типа различных вариантов работы в малых группах:

Работа – сотрудничество. Поощряется взаимопомощь между членами группы.
Работа – соперничество. Здесь цель каждого – любой ценой опередить товарища в темпе и качестве выполнения задания.
Индивидуальная работа. Предусматривается выполнение учебного задания каждым учеником без ориентации на товарища.

Значимость проведенной работы.

Данная работа носит экспериментальный характер, и конечно требует дальнейших исследований. Результаты и выводы, сделанные в ходе работы могут быть интересны и полезны преподавателям математики и других дисциплин не только нашего техникума, но и других учебных заведений. Т. к. проблемы, обозначенные в начале, являются типичными на сегодняшний день. Применение групповых форм в обучении позволяет решать многие из них. Причем эта технология легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, не очень сложна в организации, дает большие возможности для творчества преподавателя, повышает мотивацию студентов и их активность на занятии, уровень обученности повышается за счет взаимопомощи учащихся, преподаватель может больше времени уделить на индивидуальные консультации. Можно надеется, что данная работа послужит импульсом, толчком тому преподавателю, который также обеспокоен неэффективностью своих занятий, низкой активностью студентов и их слабой мотивацией. Хочется пожелать ему удачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Табл. 3

п/п

СПИСОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО НИМ

Обычные занятия

Занятия в малых группах

1 преобладала

– инициативность(5)

– исполнительность, дисциплинированность (0)

1

3,1

2 затрачивалось времени

– больше, чем на остальные предметы (5)

– меньше (0)

3,1

3,1

3 испытывал

– наименьшие трудности, чем в других предметах (5)

– наибольшие (0)

2,5

3,1

4 мои действия и поступки больше определялись

– тем, что мне нравилось, было интересно (5)

– чувством долга, боязнью неудачи, требованием преподавателя и т.д. (0)

2,2

3,6

5 преобладала

– высокая потребность и стремление к общению с товарищами (5)

– необщительность и склонность к уединению (0)

3,5

4,3

6 занятия

– влияли на развитие моих профессиональных качеств(5)

– не влияли (0)

2,8

3,3

7 преобладало

– стремление к совместным действиям с товарищами, к взаимодействию с ними (5)

– стремление к индивидуальным действиям (0)

3,3

4,5

8 больше проявлялось

– стремление к результату, потребность достижения успеха, даже идя на риск (5)

– осторожность, стремление избежать неудачу, неприятности (0)

2,6

3,1

9 преобладание

– положительных эмоций: оптимизм, жизнерадостность (5)

– отрицательных эмоций: досада на неудачу, плохое настроение, нетерпимость и т.д. (0)

2,8

4,2

10 проявлялось

– больше альтруизма, т.е. действовал ради интересов других (5)

– действовал больше ради своих интересов (0)

1,8

2,5

11 на занятиях было

– наиболее легко, чем на остальных предметах (5)

– менее всего легко (0)

2,7

3,7

12 проявлялось

– больше честолюбия и духа соперничества, стремление утвердить свой авторитет в глазах других (5)

– мало соревновательного духа (0)

2,7

2,9

13 по-моему я достигал

– наибольшего успеха, чем в других предметах (5)

– наименьшего успеха(0)

2,9

3,5

14 проявлялось

– активность на протяжении всего занятия (5)

– пассивность (0)

2,7

3,6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абасов З. Форма обучения – групповая работа // Директор школы. – 1999. – № 5.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2000.
3. Гаськова Н. В. Специфика групповой формы работы в условиях дифференциации обучения. Диссерт. … канд. пед. наук. – М.,1995.
4. Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. – М.,1991.
5. Дьяченко В. К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии № 2–3, 2000.
6. Киричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.– М., 1991.
7. Коссов Б. Б. Личность: Теория, диагностика и развитие. – М., 2000.
8. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. – М., 1975.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.Е. – М., 2000.
10. Остапенко А. А. Непрерывность образования: Теоретические концепции развития системы образования Кубани. – Краснодар, 2001.
11. Реан А. А. Педагогика и психология – СПб.: Питер, 2000.
12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер, 2000.
13. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
14. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.
15. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.
16. Хагуров А. А. Педагогический эксперимент. – Краснодар, 1993.
17. Чередов И. М. Сочетание фронтальной общеклассной, групповой и индивидуализированной форм учебной работы на уроке. – Омск., 1982.
18. Чошанов Малая группа в учебном процессе // Директор школы. – 1999. –  № 4.