Экологический проект как способ обеспечения преемственности начальной и средней школы

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Введение.

Проведенный в прошлом году в нашей гимназии проект "Разведка осенних примет" решал несколько основных задач:

- экологическое образование учащихся начальной школы;

- интеграция экологических знаний и повседневного опыта учащихся;

- обеспечение преемственности начальной и средней школ как в учебной, так и в воспитательной сфере.

Данный проект был реализован в игровой форме. Его участниками были вся параллель вторых классов (3 класса), а также творческие коллективы учащихся пятых классов - по 5 человек от каждого из трех классов. Особенностью данного проекта являлось также то, что его можно было  провести в любое время года с внесением необходимых изменений. 

Начало игры.

Игра началась с того, что в каждый второй класс пришел Домовенок, который живет в гимназии, и принес письмо из леса примерно следующего содержания.

Здравствуйте, уважаемые второклассники.

На Заячьей поляне Пестовского леса вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава еще зеленая, а другие - что небо уже серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнется зима, а другие думают, что осень только собирается в наши края.

Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в гимназии и , наверное, сможете определить - наступила ли осень? Говорят, что идет она к нам через ваш город. Расскажите нам , далеко ли она, когда она будет в лесу?

Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки - дело для зайцев очень непростое!

Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.

Пестовский лес

Письма для второклассников были составлены и оформлены творческими коллективами пятиклассников под руководством учителя.

Итак, ребята узнают цель проекта - провести разведку осенних примет.

 Подготовительный этап.

В каждом втором классе (экипаже) была сформирована команда разведчиков: весь класс был разбит на отряды, которые выбирали командира. Каждый отряд придумал свое осеннее название, эмблему и девиз.

План проекта разрабатывался творческими группами пятиклассников под руководством учителя. Они же рисовали маршрутные листы разведки для вторых классов. На картах были отмечены все объекты, выбранные для наблюдения.

Второклассники на этом этапе собирали информацию об осенних приметах и готовились к празднику. Информация сначала собиралась индивидуально, потом после обсуждения в отрядах отбирались лучшие работы и делалась общая коллективная.

 Праздник-конкурс.

Праздник-конкурс состоял из нескольких этапов: приветствие, конкурс стихов, конкурс художников, конкурс "Одень прохожих", "Осенняя мелодия", конкурс домашних заданий.

Приветствие. Каждый отряд представил себя: название, эмблему, девиз, приветствие "Славная осень!".

На конкурсе стихов были рассказаны стихи об осени, в которых звучат осенние приметы.

На конкурсе художников нужно было раскрасить черно-белую картинку, так чтобы получился осенний пейзаж. Эту картинку можно было дополнять своими рисунками и аппликациями из листьев, веточек, травы, мха и прочего.

Конкурс "Одень прохожего" проходил в два этапа. Были поставлены корзины с различной одеждой и аксессуарами (зонтик, лыжи, ласты и прочее). На первом этапе представители отрядов отбирали то, что можно надеть осенью. Потом все складывалось опять в корзины. На втором этапе представитель каждого отряда должен был собраться на осеннюю улицу в одиночку с завязанными глазами. Этот конкурс вызвал наибольшие эмоции.

"Осенняя мелодия" - конкурс, на котором каждый отряд по очереди исполнял песни об осени (по одному куплету), чтобы выяснить, кто больше песен знает.

Конкурс домашних заданий - оценивались оформленные работы предварительного этапа.

Судейство всех конкурсов осуществляло жюри, состоявшее из творческих групп пятиклассников, а также классных руководителей вторых классов.

 Разведка на местности.

Практический этап выполнялся каждым вторым классом по отдельности на уроках окружающего мира. Учащиеся отправились на экскурсию в Пестовский лес.

Первая остановка "Облака" - учащиеся наблюдали небо, форму и скорость движения облаков, измеряли температуру воздуха.

Вторая остановка "Вода" - учащиеся наблюдали цвет воды пруда, измеряли температуру воды.

По результатам наблюдений на первых двух остановках учащимися были выполнены рисунки.

Третья остановка "Дачная" - учащиеся делали смешные поделки из плодов дачных участков: яблок, тыквы и других. В каждом классе была организована выставка.

Четвертая остановка "Городские цветы" - учащиеся собирали цветы и делали из них икебаны.

Пятая остановка "Листопад" - учащиеся собирали осенние листья и делали из них различные аппликации и икебаны.

По окончании разведки все материалы были отражены в страничке летописи экипажа.

Каждый экипаж подготовил сообщения о работе над проектом.

 Подведение итогов.

На подведении итогов присутствовали все вторые и все пятые классы.

Оркомитет пятиклассников рассказал о проекте в целом - чтобы было целостное представление каждого этапа. Каждый экипаж выступил с сообщением о работе над проектом.

Затем было награждение победителей всех конкурсов. Их всего оказалось 52 человека (примерно половина всего количества участников).

В заключение было праздничное чаепитие и концерт (с участием родителей).

Таким образом, данный проект явился как средством повышения уровня экологических знаний учащихся, так и способом знакомства учащихся начальной школы с жизнью среднего звена.