Влияние четвертой информационной революции на образовательный и воспитательный процесс в целом.
Вопрос влияния информационных революций на образовательно-воспитательный процесс вообще представляется малоизученным. Между тем их влияние на общество в целом и на образование в частности огромно и его трудно переоценить. Следует напомнить, что таких революций было четыре: изобретение письменности, изобретение книгопечатания, изобретение средств передачи информации (радио, телефона, телевидения) и, наконец, изобретение компьютера. Подробное историческое исследование данных процессов выходит за рамки настоящей работы.
Однако игнорировать их влияние было бы грубой ошибкой. Дело в том, что информационная революция не только дает новые методы представления, накопления, обработки и передачи информации, но и многократно увеличивает количество накапливаемой обществом информации. Соответственно, задачей образовательного учреждения является формирование таких качеств учащихся, которые позволяют им максимально полно реализовать преимущества информационной революции и успешно справиться с возникающими при этом проблемами.
Итак, прежде всего перечислим основные преимущества и проблемы, возникшие в результате четвертой информационной революции, то есть изобретения компьютера, в результате которой стало возможным говорить о создании так называемого информационного общества.
Преимущества.
&150;Потенциальная возможность доступа любого; человека к любой информации.
Большая скорость процессов обмена информацией.
Создание новых методов обработки информации.
Формирование общемирового информационного пространства.
Проблемы.
Невозможность усвоения человеком все возрастающего объема информации традиционными способами.
Проблема поиска нужной информации в увеличившемся объеме информационного пространства.
Проблема оценки качества информации (ее достоверности, точности, полноты, актуальности и т. п.).
Социальные проблемы информационного общества (ответственность за сокрытие и искажение информации, право на информацию, защита информации, этические проблемы).
Необходимость изменения системы внеклассной работы
В связи с этим возникает ряд образовательных и воспитательных проблем.
Формирование психологической, познавательной, методологической, этической готовности учащихся к жизни в информационном обществе.
Закладывание условий для саморазвития личности в условиях информационного общества.
Гармоничное включение новой информационной культуры в традиционную социокультурную образовательную среду.
Почему нельзя ограничиться только классно-урочной деятельностью в этом направлении? Почему возникает настоятельная необходимость реформирования также и системы внеклассной работы?
Традиционная система образования складывалась без учета реалий четвертой информационной революции.
Информационное поле, в котором живет современный человек, является единым и целостным, поэтому деление времени учащегося на "школьное" и "послешкольное" становится все более условным.
Как показывает опыт, справиться с проблемами информационного общества дети и их родители сами в большинстве своем не в состоянии.
Механическое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс не дает практически ничего в смысле решения возникающих проблем.
Почему же следует обратить особое внимание именно на внеклассную работу?
Следует отметить разный уровень информационной культуры детей и их родителей.
Многие из них не в состоянии сформулировать даже свои ожидания от системы образования в данном вопросе.
Для любого учащегося необходим переход от классно-урочной образовательной деятельности к свободной деятельности в личное время. Как уже говорилось, поддержание искусственно созданного разрыва между этими видами деятельности не способствует адаптации учащихся к современным условиям.
Возможности внеклассной работы во многом шире, чем в пределах классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа изначально ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон.
Внедрение новых информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время.
Традиционные формы внеклассной работы.
Рассмотрим сперва традиционные формы организации внеклассной работы, изображенные на рис. 1.
Какие элементы мы можем при этом выделить?
Прежде всего, это различные кружки, то есть объединения учащихся и учителей с общими интересами для занятий каким-либо видом деятельности. Целью привлечения учащихся к кружковой работе является развитие их личности и углубление интересов в какой-либо области. Кружки не ставят своей целью формирование цельной системы знаний в выбранной области и тем более предпрофессиональную подготовку учащихся это является задачей другого вида внеклассной работы всякого рода курсов.
Также в системе внеклассной работы не менее часто используются секции организационная форма, предназначенная для привлечения учащихся к занятиям тем или иным видом спорта. Секции могут ставить своей целью как общее укрепление физического развития учащихся, так и достижение ими конкретных спортивных результатов.
Система самоуправления также является формой преимущественно воспитательной внеклассной работы, предназначенной для самоорганизации учащихся внутри образовательного учреждения. Эта организационная форма также имеет довольно богатую историю своего развития в рамках системы образования и сейчас довольно активно использует новейшие педагогические достижения.
Уже упоминавшиеся курсы предназначены для получения знаний в области, вызывающей интерес учащихся, будь то машинопись или подготовка к поступлению в конкретное высшее учебное заведение.
Факультативы также являются организационной формой для передачи знаний от учителя к ученикам, но не связаны с узкоутилитарными целями и дают более углубленную общую подготовку по отдельным предметам.
Студии являются более поздней организационной формой, предназначенной для получения комплексных знаний в области интересов учащихся, выходящих за рамки общего образования.
При этом можно видеть одновременно формы работы, характерные для разных поколений образовательных технологий. В. В. Гузеев в своей работе [1] рассматривает эти поколения по отношению, в основном, к классной работе, но все его выводы полностью приложимы и к внеклассной работе. Так, к технологиям первого поколения с полным правом можно отнести кружки, спортивные секции, курсы и факультативы. К технологиям второго поколения относятся различные студии музыкальные, театральные и другие. К третьему поколению можно отнести часть систем самоуправления, в частности те из них, которые основаны на принципах ролевой игры.
При этом для традиционной схемы характерны следующие свойства
Разделение образовательной и воспитательной работы.
Отсутствие горизонтальных связей между отдельными частями процесса внеклассной работы.
Нечеткое формирование самой идеи внеклассной работы как единой системы.
Структура внеклассной работы с учетом влияния информационной революции.
Вместо традиционной структуры внеклассной революции предлагается изображенная на рис. 2.
Появились две новые составные части, на первый взгляд необязательные: информационное поле образовательного учреждения и телекоммуникационная проектная деятельность. Что же это такое? Информационное поле образовательного учреждения это полная совокупность информации об этом учреждении, структурированная и хранящаяся таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное ее использование. Телекоммуникационная проектная деятельность есть образовательная технология нового поколения, основные черты которое планируется рассмотреть несколько позднее.
Что изменилось в результате введения этих сторон в процесс организации внеклассной работы?
Внеклассная работа перестала быть независимой частью образовательно-воспитательного процесса.
Произошло усиление горизонтальных связей.
Произошло объединение всех частей образовательно-воспитательного процесса на основе создания единого информационного поля образовательного учреждения.
В качестве метода объединения использована телекоммуникационная проектная деятельность, что позволяет избежать ряда ошибок, широко распространенных при внедрении новых информационных технологий.
Что это дает для организации внеклассной работы?
Формирование единой, целостной системы.
Открытость указанной системы по отношению к другим аналогичным системам.
Гибкость и мобильность этой системы, способность ее адаптации к изменяющимся условиям.
Следует отметить также, каких именно ошибок, возникающих при внедрении новых информационных технологий в образовательный процесс, позволяет избежать данный подход.
При внедрении НИТ часто наблюдается отсутствие системного подхода.
Часто возникает преувеличение роли НИТ, возведение их в ранг цели, а не средства для достижения других поставленных целей. На самом деле технократически-утилитарный подход к образованию является недопустимым.
Часто проявляется преувеличенное отношение к материальному обеспечению ("Дайте мне класс Pentium-4, и я подниму образование на недосягаемую ранее высоту!" Не получится, одних компьютеров совершенно недостаточно, на самом деле наличие суперсовременной вычислительной техники вовсе не является обязательным, хотя и весьма желательно для рассматриваемого в данной работе способа организации внеклассной работы.)
Непродуманность программной и особенно методической поддержки.
Попытки сформировать замкнутую систему без учета перспектив ее дальнейшего развития.
В погоне за новым часто отметаются в сторону традиционные образовательные методики.
В заключение данной статьи хотелось бы сказать о том, почему вообще возможно использовать информационный подход к организации образовательно-воспитательного процесса в качестве основного и фундаментального. Для изучения этого вопроса можно рекомендовать обратиться к первой главе книги [2], хотя эта монография и рассматривает процесс обучения в некотором отрыве от процесса воспитания, что, как говорилось выше, является не вполне корректным, особенно для внеклассной работы.
Литература.
1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание, 1998
2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1997