Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения – то есть как человек умеет общаться. От этого умения во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.
Но слишком часто и убедительно в настоящее время демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школы, но и профессионалы (ведущие радио- и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т.д.). Да, в наше время общение не стало “удивительной роскошью” нашей жизни: умение говорить, слушать, читать, писать не стало реально действующим инструментом поисков согласия, конструктивных идей, решения вопросов.
А ведь умение договариваться, находить мирный компромисс стоит многого. Обладай мы все умением и желанием договориться, конструктивно обозначить и понять позиции друг друга, кто знает - может быть, не было бы войн, терроризма, “мордобоя” депутатов, бытовых конфликтов, такого количества разводов и проявлений аддиктивного поведения в обществе.
Сегодняшняя мода на дебаты, чрезмерное ими увлечение привело не столько к пониманию, осмыслению каких-то событий в нашей действительности, сколько к популяризации публичных деятелей от властных структур, политики, науки, искусства и иных сфер деятельности. Именно это дало повод Президенту России В.В.Путину в ходе предвыборной кампании публично заявить о “бесплодности такого рода дебатов”.
Однако общение необходимо, пусть и искусственно организованное, но – продуктивное, помогающее взаимопониманию, взаимодействию, взаимовоспитанию, взаимообогащению, взаиморазвитию. Дебаты – это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию социабильности (склонности к завязыванию связей с другими людьми), самопроявления и самоутверждения индивидов, определению собственной роли в решении проблем.
Назначение дебатов: рассмотреть дидактические возможности общения участников образовательного процесса для развития языковой компетентности и коммуникативных способностей.
Тема: Человеку, не владеющему
компетенциями устного и письменного общения,
грозит исключение из общества.
(Из списка ключевых компетенций на семинаре
Совета Европы в рамках проекта “Среднее
образование в Европе”, 1998г)
Ограничения: педагогическая ситуация.
Цели: определение тактики развития языкового общения в ОУ (форм общения, педагогических технологий) как ведущего средства образования.
Организация конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса:
выражение собственного видения проблемы;
определение собственной роли, возможностей и задач участниками образовательного процесса в решении проблемы;
нахождение общих интересов участниками образовательного процесса;
формирование основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Планируемый результат:
На уровне педагога – обозначение подходов и задач к развитию коммуникативных способностей средствами языка;
На уровне обучающихся – формирование представления о возможностях и условиях развития речевой компетентности и коммуникативных способностей; определение собственной роли в решении проблемы;
На уровне родителя – определение собственной возможности и задач участия в развитии речевой компетентности и коммуникативности детей;
На уровне руководителей ОУ – определение задач управленческой деятельности по развитию риторической и коммуникативной компетентности педагогов и формированию основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.
Состав участников: педагоги, администраторы, учащиеся, их родители из общеобразовательных школ района.
Группы взаимодействия и моделируемые социальные роли:
Первая социальная группа – педагоги (сборная команда учителей, педагогов ДО, классных воспитателей и т.п., любых участников дебатов, желающих участвовать в роли педагога);
Вторая социальная группа – родители учащихся (сборная команда родителей, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли родителя);
Третья социальная группа – учащиеся (сборная команда учащихся, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли учащихся);
Четвертая социальная группа – администраторы (сборная команда руководителей школ, заместителей директора, психологов, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли администратора).
Ролевые участники дебатов:
Ведущие
Таймкипер
Менеджеры
Спикеры
Эксперты
Актеры
Регламент:
Представление темы, участников,
правил, регламента - 8 мин.
Экспресс-мнение (заявка позиции участников – 1
человек от группы по 30 сек) - 4 мин.
Педагогическая ситуация №1 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №2 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №3 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Итоговое обсуждение (свободный обмен мнениями) -
10 мин.
Подведение итогов (по 2 мин) - 13 мин.
Итого: 2 астрономических часа - 15 мин.
Правила проведения дебатов:
Диалог образовательного сообщества проводится в 3 этапа.
Первый этап: обозначение позиции (экспресс-мнение).
В сжатой форме высказывается позиция участника дебатов по отношению к тезису-теме дебатов (настолько ли важно в наше время владеть компетенциями устного и письменного общения и настолько ли страшно не владеть). От каждой команды по одному выступающему по 30 сек.
Второй этап: выявление уровня владения технологией общения.
Состоит из трех педагогических
ситуаций, разыгрываемых в игровой форме.
Первая педагогическая ситуация разыгрывается на
уровне учащегося и педагога. В ходе урока
рождается конфликтная ситуация между ребенком и
педагогом. Из данного конфликта ни педагог, ни
учащийся не могут найти выход.
Этот конфликт развивается во второй
педагогической ситуации, которая разыгрывается
на уровне педагога и родителя. Оба участника
общения не нашли разумного выхода из данной
конфликтной ситуации.
Продолжение следует в третьей педагогической
ситуации, участниками которой становятся все
предыдущие действующие лица и директор школы.
Почвой для разговора в данном случае явились не
только устные высказывания участников, но и
поступившие жалобы от родителей и докладные от
учителя на имя директора по поводу конфликта.
Предположительно данная ситуация должна
завершиться каким – то компромиссным решением,
которое удовлетворит всех действующих лиц,
участвующих в конфликте.
Решение каждой ситуации разбито на несколько шагов:
непосредственно показ (просмотр) педагогической ситуации (8 мин);
обсуждение и анализ ситуации в группах по предложенному алгоритму с учетом социальной направленности группы; назначение менеджером команды двух спикеров для представления позиции группы у барьера. Менеджер имеет право выступать в роли спикера;
барьер – восемь участников (по 2 от каждой команды). На выступление каждой команды отводится в целом по 5 мин: 1,5-2 мин – аргументированная речь спикера по анализу педагогической ситуации и 3-3,5 мин – ответы спикеров на вопросы ведущего, спикеров или участников других команд. Право на ответ может передаваться любому, более компетентному члену команды;
заключение и оценка экспертов (3 мин).
Третий этап: итоговое обсуждение.
Проводится ведущим, который вправе
задавать любые вопросы в пределах обозначенной
темы любому участнику дебатов или давать
возможность оппонентам задать вопрос для
уточнения позиций сторон (10 мин).
Эксперты подводят итог последнего этапа и дают
общее заключение по эффективности дебатов в
аспекте поставленных целей и планируемых
результатов (2 мин).
Менеджеры команд подводят итог работы команды в
аспекте значимости темы, а также роли и задач
членов социальной группы (педагог, учащийся,
родитель, руководитель) в решении обозначенной
проблемы (по 2 мин).
Ведущий подводит итог дебатов в целом (3 мин).
В помощь менеджеру:
Алгоритм анализа педагогической ситуации
(проводится только с позиции члена социальной группы; например, учащегося или администратора или родителя или педагога)
Выявите “некорректный” (ошибочно используемый) компонент ценностно-мотивационной составляющей, являющийся предпосылкой превращения педагогической ситуации в конфликтную.
Определите используемые приемы коммуникативной техники, способы взаимодействия педагога (учащегося, родителя, администратора), уровень его речевой компетентности.
Определите возможности субъектов общения. Преобразуйте выявленный негативный компонент в позитивный, позволяющий предотвратить конфликт.
Предложите свой вариант (желаемый) коммуникативного решения данной ситуации, в том числе развития отношений субъектов.
Предложите комплекс эффективных приемов, методов и средств общения в данной ситуации.
Обобщите и обозначьте в своем выступлении - в чем значимость развития речевой компетентности и коммуникативных способностей конкретно для вашей социальной группы. Определите собственную роль в решении проблемы.
В помощь аналитику – эксперту:
Алгоритм экспертизы:
Выступление спикеров команды
Оцениваемые критерии при выступлении:
Ролевое соответствие.
Соответствие теме.
Структурированность выступления.
Доказательность и убедительность, логичность, культура речи.
Грамотность анализа ситуации.
Вариантность выхода из ситуации.
Обозначение собственной позиции и роли в решении проблемы.
Соблюдение регламента выступления.
Уместное цитирование.
Ответы команды на вопросы
Оцениваемые критерии при полемике:
Ролевое соответствие.
Адекватность ответа, соответствие ответа вопросу.
Аргументированность, обоснованность ответа.
Грамотность и культура речи, эмоциональность, свобода речевого общения.
Корректность отвечающих на вопросы.
Выражение собственной позиции.
Постановка командой вопросов
Оцениваемые критерии при полемике:
Ролевое соответствие.
Соответствие теме.
Адресность.
Активность команды.
Качественная характеристика вопросов (грамотно сформулированный, продуктивный, интересный, конструктивный, направленный на попытку понять позицию представителя другой социальной группы).
Корректность задающего вопрос.