Тема: Важнейшие сельскохозяйственные растения.
Цель:
- Обобщить и проверить знания, полученные при изучении данной темы;
- Учить работать с дополнительной литературой, выступать перед аудиторией;
- Прививать интерес к предмету;
- Воспитывать уважение к труду.
Межпредметные связи: история, география, труд.
Оборудование: таблицы “Злаки”, “Паслёновые”, “Бобовые”, хлеб, хлебобулочные изделия, клубни картофеля, томаты, соя, чечевица, тесто дрожжевое и пресное, карта полушарий.
Ход урока:
1. Объявление темы, цели урока.
Сегодня мы проводим заключительный урок по теме “Сельскохозяйственные растения”.
Важнейшие из них мы изучили, читали о них в дополнительной литературе, и сегодня вы продемонстрируете свои знания. Некоторые ребята выступят с сообщениями, а все остальные будут в тетрадях заполнять таблицу, за которую все получат оценку.
Название сообщения | Что нового я узнал | Что я ещё знаю по этой теме | Моё мнение о сообщении |
Знания, полученные при изучении данной темы, пригодятся вам в дальнейшем.
2. Новый материал.
Вводное слово учителя: по сути то, что мы называем цивилизацией, зародилось около 10 тысяч лет назад, когда наши предки овладели искусством эффективно использовать пищевые растения. Начало этому было положено в Месопотамии. Там кочевые охотники обнаружили, что дикие травы со съедобными семенами- примитивные формы пшеницы и ячменя- можно выращивать и получать урожай, вместо того, чтобы собирать их от случая к случаю.
Старейший письменный документ, обнаруженный археологами, обожженная глиняная табличка, на ней специальными символами записаны расчёты по торговле и уплате налогов зерном.
Чтобы узнать тему первого сообщения, ответьте на вопрос: какая хлебная культура самая древняя? (Пшеница).
Запишите в таблице тему первого выступления: “Злаки, дарующие жизнь”.
Выступление учащегося:
Пшеница, рис, кукуруза, рожь, овёс, ячмень, просо, сорго - самую важную роль среди злаков играют зерновые культуры. Их семена занимают самое главное место в рационе человека. Ими также кормят скот и птицу. Из злаков получают разнообразные продукты: крахмал, сахар, патоку, клей и спирт. Все зерновые происходят от дикорастущих злаков, семена которых человек собирал и ел. По некоторым свидетельствам, пшеница и ячмень - древнейшие зерновые культуры; их выращивали, по меньшей мере, за 5 тысяч лет до нашей эры. Кукуруза была введена в культуру на тысячу лет позже.
Рис выращивали в Китае уже в 2400 году до нашей эры.
На протяжении многих веков техника культивирования зерновых совершенствовалась, а сами растения претерпевали серьёзные генетические изменения. Семена дикорастущих злаков держатся на растении непрочно. В природе это помогает растениям распространять свои семена. Для сельского же хозяйства это означает, что множество семян высыплется на землю и урожаю будет нанесён урон. Селекционеры вывели разновидности злаков, расстающихся с семенами не столь легко. Самый яркий пример - кукуруза, початок которой заключён внутри плотной листовой обёртки. [1]
Учитель: назовите виды теста.(Пресное и дрожжевое)
Древние египтяне первыми стали добавлять в тесто дрожжи. Древнегреческий историк удивлённо писал: “Все люди боятся, чтобы пища не загнила, а египтяне замешивают тесто так, чтобы оно подверглось гниению.”
Из каких сортов пшеницы изготавливают макароны? Ответы запишите в тетрадь.
Послушайте следующий вопрос: какое из паслёновых называют “яблоком любви”? Ответ вы узнаете из следующего сообщения: “Смертоносные, но восхитительные паслёны”.
Выступление учащегося:
Когда испанские завоеватели пришли в Мексику в начале шестнадцатого века, они обнаружили, что индейцы выращивают какие-то мелкие мягкие плоды, несколько напоминающие яблоки. Местные жители называли их словом Tomatl, от которого и произошло современное “томат”. Семена этой диковинки испанцы отослали в Европу, но многие годы томаты считались ядовитыми. Томат прозвали “яблоком любви”. Итальянцы первыми (около 1550 года) решились испробовать на себе эти странные плоды. Они нашли их безвредными, и с тех пор томаты стали обычным компонентом итальянской кухни. Однако другие страны осваивали томаты медленнее. На своей усадьбе в Вирджинии томаты выращивал Томас Джефферсон, ему их подавали к столу. Но ещё в начале двадцатого века многие в Северной Америке по-прежнему считали томаты ядовитыми. [1]
Ответьте на загадку:
Ягода вкусна, ягода красна,
Режь да соли, ешь да хвали. (Томат)
Сейчас приготовьтесь слушать следующее сообщение, но сначала отгадайте о каком растении идёт речь: часто это растение называют “зелёной коровой”, так как из его семян делают молоко, простоквашу, творог, сыр, а также масло, заменители какао и шоколада. Назовите это растение. (соя)
Сообщение учащегося
“Бобовые - ценная пищевая культура”:
Горох, бобы, соя, арахис, чечевица- запасы этих богатых белком бобовых найдутся на каждой кухне. В стародавние времена горох использовали не как зелёный овощ, а как зерновое растение: ему давали полностью вызреть, а затем перемалывали в муку и пекли из неё хлеб. Горох родом из Старого света. Большинство же бобовых, выращиваемых нами сейчас, заимствованы от американских индейцев. Соя, модная нынче благодаря тому, что ею можно заменить чуть ли не всё – от мяса и молока, до резины и мыла, – родом с Востока.
Что это за растение?
Даже в день укоса
Кустик ниже проса.
Зато семя одно
Ста просинкам равно. (Бобы)
3. Закрепление.
Сегодня мы услышали много интересного о сельскохозяйственных растениях. Всегда нужно помнить о том, что хлеб на нашем столе – результат труда многих людей: хлеборобов, агрономов, механизаторов, водителей, пекарей, поэтому нужно относиться к нему бережно.
Итог:
Что на уроке было интересным?
Что особенно запомнилось?
Сдайте тетради на проверку. Всем спасибо!
Если есть возможность, урок заканчивается чаепитием.
Тема: Кровеносная система, её строение и функции.
Цель:
- Познакомить учащихся с особенностями строения и функций кровеносной системы животных;
- Продолжить формировать умение сравнивать, делать выводы;
- Учить узнавать кровеносные системы позвоночных животных на таблицах, схемах;
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование: таблицы “Схема кровообращения позвоночных животных”, “Сердце”, пластиковые бутылки, шнуры, изображения рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, млекопитающего и схемы строения сердца позвоночных животных, понятийные карточки (сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желудочек, кровеносная система)
Ход урока:
1. Проверка знаний.
Назовите ткани растительного организма, по которым осуществляется перенос веществ.
С помощью чего происходит транспорт веществ в организме животного?
Из чего состоит кровь?
Какие функции она выполняет?
Какие функции выполняют красные кровяные клетки и белые кровяные клетки?
Какие клетки крови имеют непостоянную форму тела? Почему?
2. Объявление темы, цели урока.
Сегодня на уроке мы изучим строение и функции кровеносной системы животных, изготовим модели кровеносных систем позвоночных животных. На уроке будьте внимательны, работайте активно, старайтесь заработать хорошую оценку.
3. Новый материал.
У многоклеточных животных функцию переноса веществ выполняет кровеносная система. Она состоит из сосудов и сердца.
Запишите в тетрадях схему:
Кровеносная система
Сосуды сердце
Работа с учебником.
Найдите на странице 76 в третьем абзаце названия кровеносных сосудов.
Артерии – кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца.
Вены – кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу.
Капилляры – мельчайшие сосуды, в которых происходит обмен веществами между кровью и тканями.
Работа с таблицей.
Из скольких камер состоит сердце рыбы?
Они называются предсердие и желудочек. Запишите названия частей сердца в тетради и подчеркните карандашом.
У всех позвоночных животных сердце состоит из одинакового количества камер?
Давайте изготовим модели кровеносных систем позвоночных животных из пластиковых бутылок и шнуров: рыбы имеют двухкамерное сердце (предсердие и желудочек) и один круг кровообращения, земноводные – три камеры (два предсердия и один желудочек) и два круга кровообращения, пресмыкающиеся- три камеры (за исключением крокодила) и два круга кровообращения, птицы и млекопитающие – четырёхкамерное сердце (два предсердия и два желудочка) и два круга кровообращения.
Дети готовят модели вместе с учителем в группах, затем ребята объясняют строение своей модели и называют животное, которому она принадлежит.
Игра “Найди пару”
А сейчас мы с вами поиграем. У вас на партах лежат листки с заданием. У одних изображения животных, у других- схема кровеносной системы. Вам нужно к рисунку найти соответствующую схему.
Ребята находят пару, рисунки со схемами вывешивают на доску.
4. Закрепление.
Какова роль кровеносной системы?
Из чего она состоит?
Какие сосуды вы запомнили?
Дайте им определение.
Как называются камеры сердца?
Как изменяется строение сердца от рыб до млекопитающих?
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Список литературы:
1. Азбука природы. – М., Издательский дом “Ридерз Дайджест”, 1997, 336 с.