Порядок больше всего помогает ясному усвоению. (Методика обучения конспектированию)

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Одна из особенностей современного мира — ускорение изменений, стремительный рост знаний. По некоторым данным, объем информации в мире удваивается за каждые 18 месяцев.
Нельзя объять необъятное, и чтобы личность смогла быть успешной в быстро меняющемся мире, она должна уметь выделять главное в любой поступающей информации, систематизировать ее. Навыки, необходимые для успешной работы с информацией, нужно формировать еще в школе.
Учителя истории, географии, биологии, химии и других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что некоторые ученики не справляются с программой из-за своего неумения получать нужную информацию из текста.
Как утверждал Цицерон, “порядок больше всего помогает ясному усвоению”, поэтому важно научить школьников сжимать, уплотнять, схематизировать, обобщать информацию, выявляя “основной смысловой остов” материала. Но для решения этих задач объяснений учителя оказывается абсолютно недостаточно, необходимо формировать перечисленные умения в деятельности, например, используя работу по составлению опорного конспекта к тексту.

Составление опорных конспектов позволяет научить школьников:

  • извлекать информацию из текста, понимать смысл прочитанного;

  • разделять материал на основной, который должен прочно зафиксироваться в долговременной памяти, и второстепенный, без которого можно обойтись;

  • устанавливать взаимосвязь между основными содержательными компонентами материала;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • сжимать информацию, выделяя главное; свертывать информацию;

  • критически оценивать результаты своей работы.

Работа над опорным конспектом позволяет увеличить количество повторений изучаемого материала, сохраняя разнообразие форм и не надоедая с этим материалом ученикам.
В результате информация проходит через сознание ученика несколько раз. Это обеспечивает усвоение не только главного, но и всего программного материала, так как позволяет ученику переосмыслить информацию, полученную из текста, и сделать ее своей интеллектуальной собственностью.

Вашему вниманию предлагается разработанный мной алгоритм проведения занятий по обучению конспектированию, который может быть использован на материале большинства учебных предметов.

Алгоритм проведения занятия по обучению конспектированию

Подготовительный этап

Учитель бегло сообщает новую информацию (кратко материал всей темы или довольно сложный фрагмент материала).

Учащиеся фиксируют информацию на листке V 1/4 страницы любым удобным для себя способом, чтобы по окончании сообщения попытаться как можно более полно воспроизвести полученную информацию.

Создаётся мотивационная установка: научиться кратко записывать главную информацию, т.е. составлять конспект.

Учащиеся знакомятся с требованиями к конспекту и анализируют алгоритм составления конспекта (см. Приложение 1).

1-й этап

Учитель обращает внимание учащихся на первый блок конспекта, размещенного на доске.

Учащиеся

  • выбирают из текста информацию, отражённую в первом блоке;

  • составляют такие вопросы по материалу блока, чтобы слова на доске были ключевыми словами ответов;

  • отвечают на вопросы.

2-й этап

Учитель предлагает учащимся бегло просмотреть текст и найти информацию, которая вошла во второй блок конспекта.

Далее учащимся необходимо найти ошибки (фактические, логические) во втором блоке конспекта и предложить пути их устранения.

3-й этап

Учащиеся

  • выясняют, какая часть информации не вошла в конспект;

  • выделяют в этой части текста главное (имена, даты; ключевые слова главных мыслей; выводы; причинно-следственные связи, закономерности и т.п.);

или

  • выделяют в тексте фразы и слова, которые концентрируют в себе смысловую нагрузку данной части текста.

Учащиеся предлагают способы фиксирования этой информации: слова, схемы; рисунки; условные знаки; логические цепочки…

Возможны следующие варианты работы по составлению третьего блока конспекта:

- Все работают индивидуально. Один ученик выполняет работу на доске, а класс предлагает усовершенствования.
- Класс работает парами или группами; результаты вывешиваются на доске, группы просматривают варианты конспектов других групп, “цепляют” интересные идеи, доводят до совершенства свои конспекты; далее желающие выполняют свой вариант 3-го блока конспекта на доске, класс предлагает усовершенствования.

Далее учитель может предложить свою модель третьего блока конспекта.

Закрепление

Учащиеся переносят в тетрадь конспект. При этом первый блок переписывается с доски в готовом виде, во втором блоке можно предложить учащимся самостоятельно исправить ошибки, а работая с третьим блоком, учащиеся могут записать в тетрадях:

  • свой вариант конспекта;

  • вариант учителя (предварительно удалённый с доски);

  • свой вариант с усовершенствованиями.

Если остаётся время, можно предложить сконструировать к каждому блоку конспекта по 2 репродуктивных вопроса и по 1 вопросу конструктивного или творческого уровня и дать ответы на эти вопросы.

Домашнее задание

Составить как можно больше вопросов к информации, включённой в конспект. Оценку “5” получают 3 человека, у которых список вопросов будет самым длинным, кто отметит все тонкости и самые мелкие подробности текста.

Дальнейшая деятельность

Учитель проверяет вопросы, сконструированные учащимися на уроке, на каждый листочек дописывает свой вопрос.

На следующем уроке:

1) Листочки с вопросами перемешиваются, учащиеся вытягивают листочек, отвечают на вопросы, используя конспект в своей тетради.

2) Листочки возвращают учащимся. Они обмениваются ими и отвечают на вопросы, используя конспект в своей тетради.

Данный алгоритм может быть использован при изучении темы “Электролитическая диссоциация” в курсе химии 9 класса.

Учащимся предлагается текст (см. Приложение 2), итогом работы с которым может стать следующий конспект.

I-й блок конспекта, который называется “Электролитическая диссоциация” представлен на рисунке 1

Рис. 1

Рис. 1

На рисунке 2 можно видеть II-й блок “Механизм электролитической диссоциации веществ с И. связью при растворении” с преднамеренными ошибками.

Рис. 2

Рис. 2

На рисунке 3 этот блок представлен с исправленными ошибками.

Рис. 3

Рис. 3

На рисунке 4 показан один из возможных вариантов конспекта последней части текста (блок № III “Механизм электролитической диссоциации веществ с К.П. связью при растворении”)

Рис. 4

Рис. 4

Приложение 1

Алгоритм составления конспекта

  • Внимательно прочитайте текст.
  • Определите предмет мысли. О ком или о чем говорится в тексте? Что говорится об этом?
  • Отметьте новые слова, имена, даты. Уточните значение непонятных слов.
  • Произведите сортировку материала: выделите главные мысли, определения понятий, выводы и второстепенный материал, без которого можно обойтись.
  • На черновике можно составить план, сделать выписки, записать ключевые слова, можно зафиксировать главные мысли в виде схем, рисунков, знаков (опорных сигналов).
  • При повторном чтении текста обратите внимание на взаимосвязь главных мыслей, на способы их доказательства.
  • Записи старайтесь вести своими словами, не переписывая текст. Стремитесь к краткости.
  • В конспекте можно использовать сокращения. Особенно удобны опорные сигналы, которые легко запоминаются.
  • Не забудьте о логической взаимосвязи отдельных частей конспекта.
  • Запись должна быть компактной (занимать мало места) и в то же время структурированной. Сплошной текст плохо воспринимается и запоминается. Поэтому отступы, пробелы, нумерация, выделение главного подчеркиванием, рамкой или другим цветом сделают ваш конспект более удобным для последующей работы.
  • Закончив конспектирование, прочитайте текст еще раз, при необходимости доработайте конспект.
  • Попробуйте по конспекту восстановить в памяти изученный материал.

Приложение 2

Электролитическая диссоциация

На протяжении всей истории развития химических знаний растворы постоянно служили предметом изучения. Способность растворов многих веществ проводить электрический ток была обнаружена в начале XIX в. Майклом Фарадеем. Позднее изучением электропроводности растворов и объяснением ее причин занимались шведский исследователь Сванте Аррениус, русские ученые Д.И. Менделеев, Д. П. Коновалов, И. А. Каблуков, В. А. Кистяковский и другие.
Вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток, назвали электролитами. Электролитами являются растворимые соли, щелочи и кислоты — вещества с ионными и полярными ковалентными связями.
Растворы сахара, спирта глюкозы и некоторых других веществ с ковалентными неполярными или малополярными связями не проводят электрический ток. Такие вещества называются неэлектролитами.

Почему же растворы электролитов проводят электрический ток?
Вспомним: металлы хорошо проводят электрический ток, потому что в них есть свободные электроны. Если раствор какого-либо вещества проводит электрический ток, это значит, что в растворе имеются заряженные частицы, способные перемещаться. Исследовав явление электропроводности растворов, великий английский ученый М. Фарадей сделал абсолютно верный вывод, что переносчиками тока в растворах являются ионы. Именно Фарадей предложил термин “ионы”, что в переводе с греческого означает “странствующий”. Однако “знаменитая ошибка Фарадея” заключалась в том, что, по его мнению, ионы образуются под действием электрического тока.
Многочисленные опыты и наблюдения, проведенные С. Аррениусом, позволили ему более точно объяснить причины электропроводности растворов электролитов (1887 г). Ионные соединения (соли, щелочи) состоят из ионов, но в твердом виде ток не проводят, так как ионы не могут свободно двигаться. Почему же в растворах электролитов заряженные частицы получают возможность перемещаться? Причиной является распад электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении. Этот процесс получил название электролитическая диссоциация. Получившиеся при этом ионы беспорядочно движутся в различных направлениях. Под действием электрического тока их движение становится направленным: положительно заряженные движутся к отрицательно заряженному катоду (поэтому их назвали катионами), отрицательно заряженные — к аноду (этим ионам дали название анионы).

Но С. Аррениус, который придерживался физической теории растворов, не учитывал взаимодействия электролита с водой и считал, что в растворах находятся свободные ионы. В отличие от него, русские химики И. А. Каблуков и В. А. Кистяковский применили к объяснению электролитической диссоциации химическую теорию Д. И. Менделеева и доказали, что при растворении электролита происходит химическое взаимодействие растворенного вещества с водой, приводящее к образованию гидратов, которые затем диссоциируют на ионы. Эти ученые считали, что в растворах находятся не свободные, не “голые” ионы, а гидратированные, то есть “одетые в шубку” из молекул воды.
Молекулы воды представляют собой диполи (два полюса), так как атомы кислорода и водорода в молекуле воды связаны ковалентной полярной связью, общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома кислорода. Поэтому на нем образуется частичный отрицательный заряд, а на атомах водорода — частичный положительный заряд. Кроме того атомы водорода расположены под углом 104,5о, благодаря чему молекула имеет угловую форму. Молекула воды схематически представлена ниже.

Как правило, легче всего диссоциируют вещества с ионной связью и, соответственно, с ионной кристаллической решеткой. В узлах этой кристаллической решетки находятся противоположно заряженные и притягивающиеся друг к другу ионы — анионы и катионы. При попадании кристалла в растворитель (вода) ионы наружных слоев оказываются окруженными молекулами растворителя. Диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг положительных и отрицательных ионов электролита. Между ионами электролита и диполями воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор. Ионы, окруженные оболочками из молекул воды, называются гидратированными. Образовавшиеся гидратированные ионы свободно перемещаются в растворе, они и являются переносчиками зарядов. Очевидно, что последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей), будет такой:

а) ориентация молекул — диполей воды около ионов кристалла;
б) гидратация (взаимодействие) молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла;
в) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно происходящие процессы можно отразить с помощью уравнения, которое называют уравнением электролитической диссоциации:

NaCl --> Na+ + Cl-

Обычно для простоты рассуждений в этих уравнениях гидратацию не указывают.

В узлах ионных кристаллических решеток находятся ионы. В соединениях с ковалентной полярной связью, к которым относятся кислоты, ионов нет. Следовательно, механизм электролитической диссоциации кислот отличается от рассмотренного выше механизма растворения солей и щелочей в воде.
Вследствие значительной полярности связи H — Cl молекула хлороводорода является диполем. Молекулы воды, также являющиеся диполями, притягиваются к ее концам. Под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи молекул электролита в ионную. Последовательность процессов, происходящих при этом, будет такая:

а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;
б) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита;
в) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную, так как общая электронная пара полностью смещается к атому хлора);
г) распад молекулы электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно процесс диссоциации соляной кислоты можно отразить с помощью следующего уравнения:

HCl --> H+ + Cl-

Если вместо воды используются иные растворители (аммиак, этиловый спирт, серная кислота и т.п.), то процесс образования вокруг ионов оболочек молекул растворителя называется сольватацией, а ионы, окруженные оболочками, — сольватированными.