Тема: В.Бианки “Март”, Ф. Тютчев “Зима недаром злится”.
Задачи: отработка навыков выразительного чтения, работа над развитием связной речи. Формирование эстетического вкуса, воспитание любви к природе.
ХОД УРОКА
I. Подготовка к восприятию новой темы.
ЗАГАДКИ. (Отгадки записываются на доске):
Белая морковка весной растет. (Сосулька)
Он черной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес,
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез. (Снег)После зимы наступает? (Весна)
Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей)
Первый весенний месяц. (Март)
Учитель. Прочитайте еще раз эти слова. Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать произведения?
Дети. О весне!
II. Изучение новой темы.
У. Мы приступаем к изучению новой темы. Называется она “Весна”. Познакомимся с двумя произведениями. Но прежде, чем приступить к одному из них, давайте немного побеседуем об изменениях в природе.
– Как светит солнце? (Ярче чем зимой.
Стало теплее.)
– Что вы можете сказать о снеге? (Потемнел, осел,
побежали ручьи.)
– Каким становится небо? (Высоким, голубым.)
– Как изменились деревья, кустарники? (Набухают
почки.)
– Как изменилось поведение птиц? (Стали веселее
петь.)
У. Мы с вами поговорили о том, какие изменения происходят в природе с приходом марта. Давайте послушаем, как В. Бианки написал об этом удивительном месяце.
Учитель читает текст.
– Как В. Бианки описал изменения,
происходящие в марте?
– Что говорится про солнце?
– Как автор написал о снеге?
– Как ведут себя воробьи? Почему?
– Как наш народ говорит про март?
Д. Март – парник, капельник.
У. Как вы это понимаете?
– Найдите ответы на вопросы в тексте. (Сосульки)
Справка: Древние славяне давали название месяцам в зависимости от климата. Март – березол, т.к. начинают цвести березы, или сухий (в тех местах, где земля высохла).
У. Весна прилетела к нам на
солнечных крыльях…
– Солнце начинает одолевать зиму.
– Как вы понимаете эти обороты?
III. Физкультминутка.
Зазвенели ручьи, (Дети приседают)
Прилетели грачи. (Движения руками вверх, вниз)
В дом свой, улей, пчела
Первый мед принесла. (Повороты влево, вправо)
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Дети маршируют)
IV. Работа над развитием связной речи.
Учитель. В природе весной нередко случается, что перед потеплением зима и весна как бы борются: кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Послушайте его и постарайтесь увидеть в своем воображении, как весна с зимой борются.
Звучит фонограмма.
– Как Весна с Зимой борются?
Чтение стихотворения четверостишиями.
– Почему Зима злится?
– Как вы представляете себе, что Весна “стучится
и гонит Зиму”? Расскажите, сразу ли Зима ушла,
увидев Весну? Прочитайте. Как вела себя Весна?
Обратите внимание на то, что поэт изображает
Весну и Зиму как живые существа.
Слова, которые показывают действия Весны и Зимы:
Весна: стучится, гонит (Зиму), хохочет, шумит, умылася, стала румяней.
Зима: злится, хлопочет, ворчит, взбесилась, пустила.
– Почему же Ф. Тютчев называет Весну “прекрасное дитя”, а Зиму – “злой ведьмой”.
V. Итог урока.
Что больше всего запомнилось на уроке?
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.