Конспект урока по предмету: "Мир вокруг нас" Плешакова А.А. Тема: "Обобщающий урок — КВН по разделу "Природа", 2-й класс (1—4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока: обобщить знания учащихся о живой и неживой природе, о животных, растениях; формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картина “Лес”, карточки с заданиями, 3 письма, “экологические знаки”, Правила друзей природы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на листок бумажный
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

II.

Сегодня у нас необычный урок, урок – КВН. Сначала разгадайте кроссворд. “рис.1”

кроссворд

(Учащиеся читают по вертикали название раздела “Природа”).

1.

Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос тянет.
(Мороз)

2.

Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох.
(Град)

3.

Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце)

4.

Меня пьют,
Меня льют,
Всем я нужна.
Кто я такая?
(Вода)

5.

Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застала.
(Облако)

Мы собрались, чтобы проверить знания по разделу “Природа”. Соревноваться будут три команды.

III. Приветствие. (Проверка домашнего задания)

Каждая команда должна была придумать себе название, нарисовать эмблему. Представить (обыграть) название. Слово для приветствия предоставляется по очереди каждой команде. Жюри оценивает конкурс.

IV. Разминка.

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию. Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

– Что делает зимой ежик? (Спит)
– Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка)
– Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз)
– Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)
– У каких деревьев осенью листья красные? (У клена и рябины)
– Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница)
– Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как не умеет говорить)
– От чего утка плавает? (От берега)

А сейчас мы с вами побываем … А вот где? Вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Учитель вывешивает на доску картину, на которой изображен лес:

  • Как сказать одним словом, что изображено на картине?
  • Что растет в лесу?

V. Следующий конкурс называется “Какие бывают растения”.

1 команда. – На какие группы делятся все растения?

Задание. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения:

дуб деревья
ромашка
осина
береза кустарники
сосна
клевер
рябина травы

2 команда – На какие группы делятся растения по виду листвы?

(Хвойные и лиственные)

Задание. Обведи на рисунке лиственные деревья зеленым карандашом, а хвойные – синим “рис.2”.

рисунок 2

3 команда – Как называется растения, специально выращиваемые человеком?

(Культурные)

– А какие еще бывают растения? (Дикорастущие)

Задание. Отметь знаком “+”, к какой группе относится каждое из этих растений.

 

Дикорастущие растения

Культурные растения

Одуванчик    
Морковь    
Апельсин    
Рогоз    
Астра    
Репейник    
Берёза    

(Команды выполняют задания. Можно включить фонограмму.)

Продолжаем путешествие по лесу.

– Кто живет в лесу, радует нас весной своими трелями?

– Ребята, на наш адрес пришло 3 письма. Угадайте, кто их писал?

VI. “Почтовый ящик”.

Учитель читает описание для каждой команды.

Описание первое.

“У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко–желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?” (Синица)

Описание второе.

“Меня называют “смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда–сюда, вверх– вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?” (Поползень)

Описание третье.

“Я зверь небольшой, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады бросаюсь молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я ее не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям”. (Кошка)

– Какое слово лишнее? Почему?

– Как можно назвать животных, которые живут в лесу? (Дикие)

VII. “Загадочные животные”

Расшифруйте названия животных и распределите их по группам.

Задание для 1 команды:

Льдоша соль вайруем
(Ответ: лошадь, лось, муравей)

Задание для 2 команды:

Зока бакоса баобчак
(Ответ: коза, собака, бабочка)

Задание для 3 команды:

Девьдем кабел шауткял
(Ответ: медведь, белка, лягушка.)

VIII. Проблемная ситуация.

Могут ли люди жить без природы?

IX. “Правила друзей природы”.

Мы с вами говорили о том, что охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом?

(Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)

Учитель раздает каждой команде по 2 “экологических знака”. “рис.3” Учащиеся называют правила к каждому знаку и вывешивают их на доску.

рисунок 3

НЕ РАЗОРЯЙТЕ ПТИЧЬИ ГНЁЗДА
НЕ УБИВАЙ ЛЯГУШЕК И ЖАБ
НЕ ЛОВИ БАБОЧЕК, ШМЕЛЕЙ, СТРЕКОЗ И ДРУГИХ НАСЕКОМЫХ
НЕ ЛОМАЙ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ
НЕ ЛОВИ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И НЕ УНОСИ ИХ ДОМОЙ
НЕ РВИ В ПРИРОДЕ ЦВЕТОВ

Можете ли вы предложить свои правила?

(Например: не разорять муравейники, не жечь костры, не шуметь в лесу).

X. Игра “Прилетели птицы”.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что–то другое, то нужно хлопать.

Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(Дети хлопают.)

– Что неправильно? (Мухи)

– А мухи – это кто? (Насекомые)

– Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
(Дети хлопают.)

Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.

Если дети не обращают внимание на куниц, учитель объявляет счет: “Один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы”.

Игра продолжается:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…

Если дети не реагируют на страусов, еще одно штрафное очко. Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
(Дети хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы–сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все мы молодцы!

XI. Подведение итогов.

Награждаются победители.