Одна из лучших негосударственных школ Москвы – Ломоносовская школа. Она расположена в Западном Административном округе.
В основу учебной программы Ломоносовской школы положены классические традиции российского образования. Обучение опирается на образовательную технологию “Интеллект”, разработанную доктором педагогических наук М. А. Зигановым.
Цель школы – получение учащимися фундаментального образования при развитии интеллектуальных способностей и интереса к дальнейшей учёбе. Обучение сопровождается индивидуальным подходом к каждому обучаемому c учётjv его интересов и возможностей, а также дифференцированным подходом для создания условий изучения различных дисциплин на разном уровне.
Формы работы психологической службы Ломоносовской школы:
- консилиумы (вводный, углубленный, ситуативный);
- посещение уроков
- обсуждение результатов диагностики, рекомендации
- работа с педагогами:
- совместная творческая работа по теме “Психологизация урока” (здоровье сберегающие игровые методики, профилактика усталости, создание комфортной обстановки на уроке, раскрытие индивидуальных особенностей детей)
- проведение занятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния педагогов
- работа с родителями:
“Клуб счастливых родителей”
Консультации
- работа с детьми:
- уроки рефлексии и саморазвития (умение понимать себя и других; занятия во всех параллелях начальной школы)
- индивидуальная и групповая коррекционная работа; акцент на индивидуальный подход – эмоциональные нарушения, сложности поведения и др.
- индивидуальная и групповая диагностика
Мы хотели бы подчеркнуть, что Психологическая служба Ломоносовской школы не делает акцент на каком-либо направлении, для нас важны все виды работ, ведь только развитие всех направлений может способствовать гармоничному развитию личности. Представляем далее работы, которые позволят составить эмоциональное представление о деятельности Психологической службы начальной Ломоносовской школы. Далее мы представим наши творческие работы с разными целями и задачами. Такие как:
- Тренинговое занятие для педагогов “Возрастные особенности дошкольников и первоклассников” (педагог-психолог Козырева Н. Е.)
- Занятия по психологии как средство эмоционального развития дошкольников (психолог Самойлова И. В.)
Тренинговое занятие для педагогов “Возрастные особенности дошкольников и первоклассников”
Актуальность: наличие трудности у педагогов при переходе от работы с учениками 4-х классов к взаимодействию с 5–6 летними детьми.
Цель:
Знакомство педагогов с возрастными особенностями дошкольников и учащихся первых классов
Задачи:
- осознавание различий между дошкольниками и первоклассниками
- снятие эмоционального напряжения, связанного с началом работы с новой возрастной категорией
- рефлексия педагогами своего состояния
- нахождение внутренних ресурсов
Ход занятия
- Введение – слово говорят психологи (раскрывают актуальность данного вопроса для педагогов)
- Работа в круге
- Учителя по кругу говорят о своём состоянии в данный момент и об ассоциациях, связанных с этим состоянием.
- Возрастные особенности детей 5-6 лет и первоклассников (Это информация предоставляется психологами).(См. Приложение 1)
- Выступление педагогов, имеющих опыт работы в подготовительном отделении Ломоносовской школы.
- Группа делится на 2 подгруппы, которые составляют психологи. Им даётся задание: Считаю особенно важным для работы в нулевом классе…. Считаю особенно важным для работы в первом классе…. Группы готовят задание, которое впоследствии озвучивают для всех. Другая группа может согласиться с ними или опровергнуть, предъявив свои аргументы.(См. Приложение 2)
- Группы объединяются в круг? и каждый говорит о своих ресурсах? необходимых ему для успешной работы. Тезисы записываются на ватмане для всех.
- Завершение^ по кругу каждый говорит о своём теперешнем состоянии с помощью ассоциации (При наличии свободного времени, возможно, создание рисунка).
Необходимые материалы: 2 ватмана, фломастеры, листы А4, карандаши цветные, мягкая игрушка, магнитофон.
Приложение 1
Возрастные особенности
ДЕТИ 5-6 ЛЕТ (НУЛЁВКА) |
ДЕТИ 6-7 ЛЕТ (ПЕРВОКЛАССНИКИ) |
Мышление носит наглядно-образный характер (ребёнок в своём воображении действует с реальными предметами). |
Мышление носит наглядно-образный характер(ребёнок в своём воображении действует с реальными предметами), постепенно формируется способность к абстракции. |
Мышление эгоцентрично – ребёнок не может встать на позицию другого. |
Примерно к 7 годам эгоцентризм мышления преодолевается, появление и развитие рефлексии. |
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности |
Внимание непроизвольное, необходима частая смена деятельности |
Высокая утомляемость, ребёнок может быть активно включённым не более 15 минут, необходима смена деятельности. |
|
Память непроизвольна, но возникает способность к произвольному запоминанию |
Память непроизвольна, развивается большая способность к произвольному запоминанию |
Поведение определяется эмоциональным состоянием ребёнка, слабый эмоциональный контроль |
К 7 годам в норме формируется произвольное поведение: способность к эмоциональному контролю, восприятие правил, инструкций и т д. |
Ведущая деятельность – игровая, через игру ребёнок осваивает новые социальные отношения, развитие познавательной деятельности идёт через игру, через игровую деятельность ребёнок осваивает нормы и правила. ИГРА–УЧЁБА |
Ведущая деятельность – учебная, деятельность, направленная на усвоение науки и культуры. Учебная деятельность не дана в готовом виде, а должна быть сформирована.
УЧЁБА-ИГРА |
Также существуют другие типы деятельности: изобразительная, элементарный труд, восприятие сказки. |
|
В большей степени ученики данного возраста являются кинестетиками (т. е. для них важно всё потрогать, проверить сказанное учителем на собственном опыте; важна деятельность, связанная с движением, с телесным контактом). Важны подвижные игры, спортивные соревнования, любят громко кричать. |
|
Сложно регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого. |
Учатся регламентировать свою деятельность, важна роль взрослого. |
Развивается притязание на признание: стремление быть признанным группой сверстников и учителем. |
|
Ребёнок впервые встречается с новыми возможностями: если он получает радость от расширения своих возможностей и способностей, то развивается чувство умелости, компетентности; если он не ощущает гордости за свои успехи, свою работу, то может развиваться чувство неполноценности. |
|
В норме возрастная внутренняя позиция каждого ребёнка “Я - Хороший”. Завышенная самооценка способствует успешному развитию ребёнка, так как является “нормальной” в данном возрасте. |
|
Мелкая моторика находится в состоянии развития |
|
Появление новых правил, норм, обязанностей, нового значимого взрослого, новой деятельности, режима, появление оценки – требует некоторой адаптации ребёнка к ним. |
|
Появляется коллектив, играющий важную роль в развитии ребёнка. Важно отслеживать, какое место ребёнок занимает в нём. Через общение развивается умение находить контакт друг с другом. Через коллектив ребёнок получает возможность реализовать себя. Первоклассник имеет большую готовность к взаимодействию в коллективе. |
|
Отделы мозга, отвечающие за программирование, регуляцию, контроль в этом возрасте, ещё не завершили своего формирования; происходит эндокринный рост, поэтому дети легко отвлекаются, не способны, к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. |
|
Появление кризиса 7 лет |
Приложение 2
- Во время занятий ребёнок встал и пошёл по классу, не реагируя на ваши замечания.
- При расставании с мамой утром ребёнок плачет и не отпускает её.
- Ребёнок пришёл на занятие с игрушками и положил их себе на парту.
- Ребёнок плохо пишет, и родителям не нравятся его работы.