Урок экологии для 2-го класса: "Своеобразие тропического леса"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели:

– формировать знания у учащихся о своеобразии тропического леса: растительном и животном мире;
– развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
– воспитывать бережное отношение к растениям и животным, эстетический вкус.

Оборудование: таблица “Природные зоны”, магнитофон, картины растения и животные тропического леса

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На уроках вы изучали природные зоны России: зону тундры, лесов, пустынь и даже сочинили стихи.

II. Проверка знаний у учащихся.

Для того, чтобы вспомнить эти природные зоны, я приготовила всем задание.

Таблица:

 

Природные зоны

Особенности природных зон

Тундра Очень жарко и сухо. Растёт верблюжья колючка. Обитают верблюды, черепахи.
Лес Зима очень холодная, длится 7-9 месяцев. Лето короткое. Растёт ягель, карликовая берёза. Обитают северные олени, волки.
Пустыня Зима прохладная, лето жаркое. Растут сосна, берёза. Обитают белки, медведи.

– Какой зоне, что соответствует. Расставьте стрелки.

– Итак, на Земле существует тундра, лес, пустыня.

III. Объяснение нового материала.

– Но кроме тундры, леса, пустыни на Земле существуют так называемые тропические леса. Где же они располагаются?
На глобусе средняя линия - экватор делит глобус пополам. Так вот там, где эта линия соприкасается с сушей, там располагаются тропические леса. Посмотрите внимательно на глобус. Сегодня мы узнаем, какая погода в тропическом лесу, что растёт в нём и кого из животных можно встретить в тропическом лесу.

– Все вы знаете строки стихотворения К.И. Чуковского “Телефон”:

…А потом позвонил
Крокодил –
И со слезами просил:
– Мой милый хороший
Пришли мне калоши
И мне, и жене, и Тотоши!

– К нам пришла посылка, на которой три слова: “Тропический лес, Крокодилу”.
И мы с вами отправляемся в мысленное путешествие по тропическому лесу на встречу с адресатом.
Представьте себе, что мы в тропическом лесу, Мы идём день, неделю, а конца тропическому лесу всё нет и нет. Жара, духота! Наденьте кепки.

– Перед нами огромное количество высоких деревьев. Это эвкалипты - самые высокие деревья на Земле. Их высота свыше 100 м, что составляет высоту пяти девятиэтажных домов. Стволы ровные, без ветвей, только на верхушке расположены ветви.

– Где же тут встретить крокодила? Попробуем забраться на вершину этих деревьев. Там можно обнаружить множество птиц, среди них попугаи – клюв крючком, им удобно колоть орехи, семена, расковыривать в стволах деревьев дупла для гнёзд, да ещё и за ветви деревьев целятся.

– Давайте спросим попугая, где живёт крокодил:

Дорогой попугай,
Ты, наверное, знаешь свой край.
И с твоей стороны было б мило
Нам помочь разыскать крокодила!

– Попугай приподнял хохолок. Помолчал. Да вдруг как закричал:

Кр-рр –  крокодилов я тут не встречал!
Нет, постойте, совсем позабыл
Как-то встретился мне крокодил-
Пролетал он по нашему краю,
А куда и откуда не знаю!
До чего ж бестолковая птица!

– Попрощавшись с попугаем, мы спустились с дерева. Тут мы увидели множество растений. Посмотрите! Это лианы, для роста и развития им необходимо опираться на другие растения. Из них плетут канаты, висячие мосты, корзины. Существуют лианы, которые не боятся огня, воды. Растет даже лиана – душитель.

– Что это на стволах деревьев? Папоротники! Это растения, которые растут на деревьях и по форме напоминают птичьи гнезда и рога оленя.

– Самый крупный цветок – раффлезия. Это растение – паразит, не имеющие ни листьев, ни стеблей, а состоит из громадного цветка и корня. Корни раффлезии прикрепляются к корням лианы и питаются за счёт этой лианы. Они обладают специфическим запахом тухлого мяса, он приманивает насекомых для опыления.

– Вот мы немного с вами проголодались. И тут нам встречается банановая роща. Кстати, бананы - это не деревья, а гигантская трава. В банановой роще можно встретить обезьян, шимпанзе, горилл.

– Вдруг всё потемнело, загрохотал гром и начался ливень, с неба обрушились целые водопады. Приготовьте зонтики.

– Ливень кончился так же неожиданно, как и начался, и выглянуло солнце. Оказывается в тропическом лесу почти каждый день идёт дождь, но он быстро заканчивается и опять становится жарко. Наконец лес стал редеть, и появились первые негритянские деревушки. Вот дорога, хорошо утрамбованная. Как вы думаете кем? (Слоном)

– Давайте его спросим про крокодила:

Подожди-ка ты немного,
Ты, наверное,
Весь лес исходил –
Не встречался ль тебе крокодил?
– Я себя старожилом считаю,
А про прокодила,
нет про громадила,
Тьфу, про крокодила,
Ничего я не знаю?

– До свиданья слон! И снова в путь. Вскоре нашу дорогу преградила река. Ребята будем осторожнее, здесь живёт самая крупная змея – Анаконда.

– Ура! Мы нашли крокодила. Наконец позади все мученья, крокодилу вручаем мы ношу.

Глянул он на нас, на калоши
И вздохнул.
“Ваш подарок хорош,
Но, увы, не едим мы калош!”

– Закончилось наше путешествие, мы возвращаемся в класс.

– Сейчас мы немного отдохнём. Встаньте. Мы под музыку будем изображать животных, которых встретили с вами в путешествии (мимикой, жестами) – говорливого попугая, хвастливую обезьяну, сильного слона, грозную анаконду, грустного крокодила.

IV. Закрепление изученного.

– Составим в тетрадях конспект нашего путешествия.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС

Погода

очень жарко,
влажно.

Растения

эвкалипт, лиана, папоротник, раффлезия, бананы

Животные

анаконда, попугай, шимпанзе, горилла, слон, крокодил.

– Почему в тропическом лесу много животных?
– Почему много растений?

– Ребята, давайте поиграем в игру “Нелюбимый зверь”

Дети сидят (стоят) в кругу. Ведущий предлагает детям выбрать несимпатичное им животное. Сначала сидящий в центре круга называет своего зверя: “Мне несимпатичен (я не люблю, мне не нравится) медведь”. А остальные дети в том порядке, как они сидят, передают друг другу мяч с примерно такими словами: “Медведь должен быть тебе симпатичен, потому что:

–  у него красивая мохнатая шуба,
– он хорошо лазит по деревьям,
– у него красивый розовый язык, и др.

Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в центре круга. После игры каждый может нарисовать “своё” животное.

– Ну, а теперь я предлагаю подойти к своим партам. Изобразите, какое у вас сейчас настроение – понравилось вам путешествие или нет.

– Спасибо за урок! До свидания. Мне было приятно путешествовать вместе с вами. Урок окончен.