Путешествие в мир природы (внеклассное мероприятие)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Форма проведения: игра-путешествие для учащихся 3–4 классов.

1 этап. Сообщение темы.

– Мы отправимся в мир природы. Вы узнаете много нового, интересного о растениях и животных, побываете на разных планетах, будете участвовать в играх и конкурсах.

– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на планету.

Дети закрывают глаза, учитель включает музыку.

2 этап. Планета растений.

На доске: зелёная планета растений, украшенная цветами.

1. Инсценировка “Лекарственные растения”. Дети одеты в костюмы лекарственных растений.

1 учащийся: ландыш.

– Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.

– Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые помогают при болезни сердца. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

2 учащийся: одуванчик.

– Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Он заметный, золотой, постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

– Корень этого растения возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

3 учащийся: ромашка.

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина? Солнце в небе голубом?

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

– Лекарственная ромашка используется от простуды, кашля.

4 учащийся: подорожник:

– Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок,

Ты на порезанный палец влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк, что отыскалось лекарство

Тут же на тропке у ног.

– Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

5 учащийся: мох.

– Меж клюквы и морошки жилец лесных болот

На кочке мох без ножки, куда ни глянь, растёт.

Он снизу – седоватый, повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты, нарви его скорей.

– Мох сфагнум ещё в 1 мировую войну использовали как заменитель ваты. Он хорошо впитывает кровь, раны скорее заживают.

Вывод: будем бережно относиться к лекарственным растениям!

 2. Спор деревьев (или другая игра: “Узнай дерево по описанию”).

Командир мини-группы выбирает картинку с изображением дерева: дуб, ель, сосна, берёза. Команда должна доказать, что именно это дерево нужнее других.

3. Конкурс весёлых художников.

Нарисовать дерево, цветок с завязанными глазами.

4. Игра “Чудесный мешочек”.

В мешочке лежат различные плоды. Участники на ощупь определяют что это.

5. Конкурс загадок о растениях, подготовленных детьми (викторина).

За участие в играх, конкурсах дети получают картинки цветов, растений.

– Ждёт нас быстрая ракета для полёта на другую планету.

3 этап. Планета животных.

На доске планета с картинками животных.

1. Учёный-зоолог предлагает детям разгадать кроссворд “Рыбы, птицы, звери”.

 2. Жалобы животных или экологический суд.

Жалоба совы.

– Ох, и не любят же меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо?

Учёный показывает картину совы. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полёвок, которые уничтожают тонну зерна в год.

Жалоба жабы.

– Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие отходят в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Учёный показывает картину жабы. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Вывод. Если мы допустим уничтожение, исчезновение даже некоторых животных, то мы подпишем приговор тому, что готовы расстаться с дикой природой. Если это произойдёт, сохранится ли сам человек, если погубит всех живущих вокруг себя?

3. Игра: “Найди животное”.

Банка – кабан. Багаж – жаба. Колосья – лось. Кино – кони. Дудочка – удод. Пион – пони. Зонтик – кот, кит. Салон – слон. Волна – вол. Осада – оса.

4. Игра “Четвёртое – лишнее”.

Капитаны мини-групп получают наборы рисунков, три из которых можно объединить в одну группу по общему признаку, а четвёртый – лишний. Например, птицы: кукушка, дрозд, жаворонок – перелётные, сорока – зимующая.

5. Живая пантомима.

Дети показывают движения животных, по которым нужно узнать животное.

Можно провести как соревнование мини-групп.

6. Знаете ли вы, что…

Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.

Мухи глухие, у них нет вообще слуха.

Пчёлы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

Акула всегда голодна и поэтому глотает, что попало. В желудке акул находили консервные банки, шляпы, кастрюли.

Из всех животных быстрее всех бегает страус. Он может бежать со скоростью 120 км/ч. Самые морозостойкие среди птиц – утки и гуси. Они выносят температуру до – 110 градусов.

Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза. За день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

Почему куры, индейки и др. птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке заменяют птицам зубы, помогают переваривать пищу.

За участие в играх и конкурсах дети получают картинки животных.

4 этап. Красная планета тревоги.

На доске Красная планета.

– К нам поступил тревожный сигнал с Красной планеты. Планета находится в опасности. На ней исчезли все животные и растения. Она превратилась в красный безжизненный шар. Чтобы с нашей планетой не произошло такой катастрофы, давайте откроем Красную книгу.

Дети делают подготовленные дома сообщения о животных и растениях из Красной книги, охраняемых в данной местности. Делают вывод: “ Надо оберегать редкие растения и животных”.

Выставка детских рисунков: “Природа в опасности!” За лучшие работы дети получают улыбки, вырезанные из бумаги.

5 этап. Земля – планета добра и красоты.

На доске – вид Земли из космоса. Наша планета – живая. Она умеет говорить. Учитель включает магнитофонную запись.

– Да, я живая. У меня есть душа. И эта душа болит. И глаза у меня есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой землёй! Меня взрывали и бомбили, меня посыпали ядами. Рубили леса, осушали озёра. Долго я терпела. Я вздыхала и стонала, но люди не слышали моих стонов. И вот я вскричала: “Cпасите меня! Я гибну!”

Учитель: “Как мы ответим Земле?”

Дети читают стихотворение Я. Аким.

– Есть одна планета – сад в этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут в реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету!

Во время чтения стихотворения можно показывать слайды.

6 этап. Подведение итогов.

Учащиеся зачитывают текст решения учеников класса для школьной стенгазеты.

“Нам необходимо сберечь Землю для нас и будущего поколения! Деятельность людей меняет её лик, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений, людей. Нам необходимо задуматься: что же будет дальше? Ведь Земля – наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на Земле должно быть нам родным: и маленький ручеёк, и берёзка у дороги, и синий колокольчик, и трудолюбивый муравей. Надо спасать нашу Землю, помочь ей не погибнуть. Мы в силах это сделать – не уничтожать цветы и деревья, взять под охрану источники, муравейники, сажать деревья, подкармливать птиц. Не дадим обидеть Землю! Спасём её от гибели!”

Дети подписываются под решением, украшают Землю цветами, животными, улыбками, полученными на других планетах.

Кроссворд: “Рыбы, птицы, звери”.

По вертикали:

1. Хищная птица.
2. Сибирский олень с большими рогами.
3. Крупная хищная рыба.
4. Животное, используемое для езды.
5. Бамбуковый медведь.
6. Вид страуса.
7. Аквариумная рыбка.

По горизонтали:

8. Домашнее животное.
9. Пушистый зверёк.
10. Горбатый заяц.

1           4           7
    2   3       5   6    
        8                
                         
                         
9               10        

Ответы:

  1. Ястреб. 2. Марал. 3. Акула. 4. Лошадь. 5. Панда. 6. Нанду. 7. Гурами. 8. Кошка. 9. Белка. 10. Агути.

Список использованной литературы:

[1] Л.И.Грехова “В союзе с природой”. Москва – Ставрополь, 2001, “Илекса”, “Сервисшкола”.
[2] Л.П.Симонова “Ключи от природы, или Этические беседы по экологии”. Москва, 1998, “Агар”, “Мик”.
[3] Журналы “Начальная школа”.
[4] Детские журналы “Весёлые картинки”, “Колокольчик”.