Учебный год позади, дети много трудились, они незаметно повзрослели, всё-таки стали собранней и внимательнее, сдружились.
Пройдено много нового материала, остались в памяти интересные экскурсии в московские музеи, с удовольствием вспоминаются походы в театр, в конце учебного года хочется чего-то особенного, того, чего еще не было. С огромным удовольствием проходит у моих пятиклассников праздник-игра “Охота веселых пиратов”. На нем мне хочется соединить воедино веселье, игру, дружбу и интеллектуальное развитие детей. В своей книге “Психология интеллекта” Жорж Пиаже пишет: “Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействии субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того, чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений.”
Из вышесказанного следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное оружие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержена стрессам, устойчива к психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления. Получить такую личность, и есть высшая цель образования.
Взглянув на фотографии (Рис. 1,2,3) Вы увидите, что игра – это костюмированный праздник. Дети заранее готовят костюмы, объединяются в команды, выбирают капитанов, делают командные эмблемы и готовят приветствия. Дальнейшая командная борьба – это охота и добыча трофеев, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат.
Охота – это различные занимательные задания, добытые трофеи (фигурки зверей – рис.4)– это правильные ответы.
Охота на розового медведя - шарады.
Один редкий медведь – одна шарада.
Я по России протекаю,
Я всем известная река,
Но лишь прибавить букву с краю
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.
Когда мы знаем человека,
Ему слог первый говорим.
Второй – в прудах лягушки
Скажут летом,
А целое мы за столом едим.
Начало – голос птицы,
Конец - на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
Буквы, видно, пошутили
И в посуду превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
Его как память давних ран
На теле носит ветеран,
Наоборот его прочти –
И грянет музыка в пути.
Охота на ежей - пиратская смекалка..
Пираты и разбойники должны быть внимательными и обладать быстрым умом. Проверим!
Один ёж – одна задача.
Сколько будет два плюс два разделить на два?
Один пират написал на бумаге число 86 и говорит своему товарищу: “Не производя никакой записи, увеличь число на 12 и покажи мне ответ”. Настоящий пират подумал и показал ответ. А вы сумеете?
Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько людей и котов направлялось в Москву?
Наш портной где-то утащил кусок сукна в 16 метров. Он каждый день отрезает по два метра и шьет для нас одни брюки. Через сколько дней он отрежет последний кусок и пойдет добывать еще сукна нам на брюки?
Охота на белку – веселая арифметика.
Одна белка – одно задание.
У пиратов и разбойников должен быть зоркий глаз и острый слух. Проверка слуха: возможна замена “е” на “ё” и изменение окончаний в словах.
Что получится, если от слова:
“Череп” отнять “п” и прибавить “муха”?
“Часть” отнять “ь” и прибавить “ушко”?
“Чистый” отнять “ый” и прибавить “о” и “тело”
Охота на зайца – ребусы.
Один заяц – один ребус.
Рисунки 5-11.
Охота на медведей – логические задачи.
Одна задача – один медведь.
Сильвестр и Фредди вышли погулять. Сильвестр спросил Фредди: “”Сколько завтра захватим золотых слитков, как думаешь?” Фредди предположил, что хорошо бы столько: “К наибольшему трехзначному числу прибавить один, уменьшить в два раза и к результату прибавить триста сорок”. Сколько золотых слитков может оказаться у пиратов?
“Сколько страниц в книге, которую ты прочитал?”- спросил Быстрый Гарри своего друга Умного Джо. Джо ответил загадкой: “ Если наибольшее двузначное число разделить на три и к полученному числу прибавить наименьшее трехзначное, то полученное число покажет, сколько страниц в книге”. Сколько страниц в книге?
Охота на волка.
Один волк – четыре вопроса.
Знаете ли вы, каким должен быть настоящий пират или разбойник?
Поиграем в слова – подбери антонимы к именам прилагательным.
Пират должен быть не трусливым, а ...
Разбойник должен быть не слабым, а ...
Пират должен быть не “мягким”, а ...
Разбойник не должен быть глупым, а должен быть ...
Охота на лису – загадки.
Одна лиса – одна загадка.
Над рекой, поперек,
Великан в растяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне.
Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Рыбалка – литературная разминка.
Один ответ – одна рыба.
Как называлось место, куда направились лиса Алиса, кот Базилио и Буратино, чтобы поесть “Три корочки” хлеба?
Кем была крестная сказочной Золушки?
Чем заправляли малыши из Цветочного города свой автомобиль?
Какую посуду перепутали однажды с головным убором?
Кто подарил пушкинскому царю Дадону золотого петушка?
Как звали девочку, сумевшую растопить ледяное сердце?
Назови сказку итальянского писателя, где все герои - фрукты и овощи?
Здесь зашифрованы две рыбки, помощницы сказочных героев:
ЩЗОУЛКОТААЯ
Как звали трех толстяков из повести-сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?
Ограбление банка – всё обо всём.
Один ответ – один золотой.
Назовите все цвета радуги.
Прибор для определения сторон горизонта.
Что будет изображено на картине, если это пейзаж?
Аквариум, акваланг, акварель. Что общего во всех этих словах?
Зачем кошки всё время “умываются”?
В каком месяце встречали Новый Год в Древней Руси?
Какие растения названы именами людей?
Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе – легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.
Заданий много, и для того чтобы охота пиратов проходила динамично, а трофеи добывались в честной борьбе, моими ассистентами становятся родители. Охота проводится одновременно в нескольких классных комнатах. Классные комнаты в нашей школе имеют название, это видно на карте (рис …). Далее я предлагаю Вам варианты заданий и карту одной из команд ( вторая команда охотится в другой последовательности ).
Шестой этап – поиски клада (дополнительная карта, определяющая местонахождение клада).
Найти клад мы пытались уже двумя способами. Возможны два варианта: если на улице солнечная погода, то клад находится вне стен школы, заранее выбирается место на прилежащей к школе территории и там закапывается “сундук”, в котором находятся, например, сувениры для пиратов на память о веселой охоте; второй вариант – без выхода на улицу – клад находится в стенах школы и добраться к нему можно, отыскивая метки-указатели и следуя по ним.
Каждое время года чудесно. Но всё-таки, даже в самом слове – “лето” - таится особая магия: тепло, жаркое солнце, никаких забот – каникулы!
Первая встреча с прошлым.
Образование младшего школьника - это не набор и даже не система отдельных знаний, а обобщенное, целостное представление о мире, о месте в нем общества и человека. В результате учения у ребенка должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные предметные задания занимают свое определенное место. И этот образ мира построен из личностных смыслов.
Знания детей как бы кирпичики, на которых стоит чувство уверенности в себе, на чем и формируется положительная “Я -концепция” ребенка.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся.
Мне бы хотелось остановиться на игровой технологии.
Игра, наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может, например, использоваться в качестве урока закрепления пройденного материала.
Мне хочется представить вам свою работу, проведенную с одним из классов. Это урок-викторина по истории “Города, в которых жили наши предки” после изучения темы “Наши предки в далеком прошлом” по учебнику “Рассказы по родной истории” авторов Ворожайкиной Н.И., Соловьева В.М., Студейкиной М.Т..
Нужен ли исторический материал в начальной школе? Безусловно, да.
Во-первых, история занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества.
Вряд ли можно отрицать колоссальный воспитательный потенциал истории и его значимость для формирования основополагающих человеческих ценностей, было бы странным игнорировать это обстоятельство в практике начальной школы.
Во-вторых, невозможно показать мир, его целостность, многообразие, сложность, его противоречивость без исторических знаний, показать таким, каким сейчас наш мир стал в результате объективного процесса, а фундаментом современной цивилизации являются достижения людей прошлых исторических эпох. История - одна из наук, которая стремится ответить на главные вопросы бытия: кто мы такие, откуда, как и куда идем.
В-третьих, история может эмоционально увлечь, захватить ученика удивительным миром открытий и тайн.
Исторический материал располагает к чувственно-эмоциональному переживанию, и поэтому способствует развитию эмоциональной сферы, формированию чувства радости жизни, позитивного отношения к миру.
Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.
Таким образом, курс истории в начальной школе служит мостиком к обучению в основной школе.
Перейдем к игре-викторине.
Итак, первый этап — подготовительный: это изучение истории древних городов: Киева, Новгорода, Москвы, Владимира. Очень подробно, доступно, интересно материал изложен в параграфах учебника. У ребят есть возможность через художественные иллюстрации, представленные в учебнике, и приемы образного изложения текста мысленно совершить путешествие в далекое прошлое, ощутить колорит давно ушедшей эпохи.
На этом этапе стараюсь, чтобы к процессу обучения было подключено, по возможности, как можно большее количество анализаторов.
Как сделать, чтобы понятие вечевого схода это народное собрание в древнем Новгороде) осталось в головах учащихся?
Использую: звучание мини-колокола, отгадывание ребуса (рис. 1), вспоминаем этимологию слова от старославянского “вещать” (т.е.говорить).
Второй этап. Блиц-турнир, позволяющий определить победителей в индивидуальной борьбе, проходящий очень быстро и динамично. Я предлагаю только краткие ответы на семь вопросов.
В: Какие три диковинки были в Софийском соборе Киева в XI-ом веке?
О: Мозаика, фрески, библиотека.
В: Назови город и его часть, где дома наших предков стояли на высоких столбах.
О: Город Киев, Подол (Нижний Киев).
В: Что в XI веке в Новгороде вызывало чувство зависти жителей Западной Европы?
О: Бревенчатые мостовые.
В: Назови город, в котором имелись не только Золотые ворота, но и Серебряные и даже Медные.
О: Город Владимир.
В: Если бы ты был легко одет и оказался зимой среди жителей Киевской Руси, какую одежду они бы тебе предложили?
О: Тулуп.
В: Какие две выборные должности были в Великом Новгороде?
О: Князь и посадник.
В: Какой князь имел такую внешность: “был он роста немалого, толстый, лицом белый, глаза небольшие, нос длинный и кривой”.
О: Юрий Долгорукий.
Третий этап. Командные состязания (помогают 2-е родителей). Начинаются они с домашнего задания: каждая команда предварительно занималась исследовательской работой: искала, что отражает изображение на гербе города ( рис. 2,3,4,5). И один из участников, одетый в костюм наших предков выступает по этой теме. Дальше команды последовательно отправляются в путешествие по древним городам (Москва-Владимир, Новгород, Киев), отвечая на составленные мною вопросы. Восемь вопросов по каждому из городов, среди них есть интерактивные. Например: превратись в князя (мастера, посадника...) и расскажи, чем занимается твой герой. Происходит командное обсуждение вопроса и затем следует ответ.
Вопросы-ответы:
КИЕВ.
На берегу какой реки расположен главный город Киевской Руси? На Днепре.
Как народ прозвал любимого князя – правителя Руси? Ярослав Мудрый. Что Ярослав Мудрый завещал своим детям? Любить друг друга, жить в мире и согласии. Зачем это нужно? Будут сильны и никто их не одолеет. Какая русская пословица это подтверждает? “Один в поле не воин”.
На какие два района делился Киев, где они располагались, кто в них жил? 1)Нижний Киев или Подол. По долине реки Днепр. Торговцы и ремесленники. 2)Верхний Киев. На высоком берегу Днепра. Знать: богатые купцы, князь с дружиной.
Нарисуй дом киевлянина, живущего в Подоле. Почему дом на столбах? Днепр разливался весной и затоплял Подол.
Как назывался главный храм города Киева? Сколько куполов было над ним? Софийский собор, 13 куполов.
Представь, что ты оказался внутри Софийского собора. Что бы тебя поразило? Расскажи подробно. Пышность убранства, блеск мозаик (что это?), стены украшены фресками (как их писали?), библиотека Ярослава Мудрого.
Ты на площади перед Софийским собором. Превратись (используя предметы одежды) сначала в иностранного купца, а потом в русского купца, выбери, чем ты будешь торговать в первом случае, а чем во втором (с использованием картинок и вещей). Иностранные купцы: янтарь, яркие ткани, блестящие шлемы, дорогая одежа, пестрые ковры, серебряные и золотые сосуды, вина, душистые травы. Русские купцы: зерно, мечи с узорами на клинке и ювелирной отделкой рукояти, хитроумные замки с пружинами, кольчуги-рубашки, сплетенные из мелких колец, меха.
НОВГОРОД.
На какой реке расположен богатейший город Новгород? У какого озера? Река Волхов, озеро – Ильмень. Докажи, что он был (по тем временам) огромным городом? Раскинулся по обоим берегам Волхова, соединялся мостом.
Что было символом города в 11 веке? Софийский собор.
Почему жители западной Европы 100 лет завидовали жителям Новгорода?
Бревенчатые мостовые были в городе уже в 11 веке.
Что ты мог услышать, находясь на главной торговой площади? Удары колокола.
Куда надо было спешить, услышав быстрые и частые удары колокола? На вечевую площадь, на вече. Зачем? Выбирать князя или посадника.
Выбери карточку (или князь, или посадник). Ты князь. Чем занимался князь? Князя выбирал весь город - “Господин Великий Новгород”. Новгородцы могли прогнать князя, если он попадал в немилость. Князь руководил лишь военными делами. Выбери карточку. Ты – посадник. Чем занимался посадник? Посадник решал все вопросы кроме военных. Его выбирали только из бояр. Он имел большую власть, чем князь.
Кого не допускали на вече? Женщин, черных людей, бедных ремесленников.
Ты – посадник. Расскажи, как ты живешь ( ответ иллюстрируется картинкой, составляемой на магнитной доске). У меня каменный терем в три яруса, с крышей из черепицы, с трубой, в окнах вместо непрозрачной слюды вставлены цветные стекла.
Ты – известный мастер. Расскажи, как ты живешь ( ответ иллюстрируется картинкой, составляемой на магнитной доске). У меня двухэтажная изба с тесовой крышей. На втором этаже – три окошка. Два из них – с резными наличниками. Третье – повыше, без украшений – волоковое, через него выходит дым, “выволакивается”.
МОСКВА-ВЛАДИМИР.
О каком князе говорили: “ходит с высоко поднятой головой, потому что слишком горд, не уважает других”? Андрей Боголюбский.
Как археологи опровергли это утверждение его современников ? У него была болезнь позвоночника – сросшиеся позвонки.
Кто был отцом Андрея Боголюбского? Юрий Долгорукий.
Какой собор Владимира до сих пор восхищает туристов? Дмитриевский собор.
Почему? Верхняя часть собора украшена белокаменной резьбой: птицы, звери, рыбы, растения, существующие и сказочные.
На какой реке стоит город Владимир? На Клязьме.
Символом чего является зверь, изображенный на гербе города? Лев – символ власти и силы.
Вспомни легенду о происхождении названия города Москва. Князь Мосоха и жена Ква. Москва – ученые объясняют как темная вода, узловая вода, перекресток речных дорог.
Как Москва стала городом? Суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, послал черниговскому князю Святославу приглашение: “приди ко мне, брате в Москов, устроим пир обед силен”. Известно из летописи.
Как ты объяснишь, почему Юрия Владимировича( он сын Владимира Мономаха) прозвали Долгоруким?
Главное кушанье москвичей? Каша. Как узнали? При раскопках ученые нашли зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса, гречихи.
Какой напиток москвичи употребляли вместо чая? Квас. Что заменяло москвичам сахар? Мед.
Четвертый этап. Награждение победителей блиц-турнира, победившей команды и грамоты каждому участнику (рис. 6,7).
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. “Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно” - говорил Л.С. Выгодский.
Реализация игровых занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Какие же задачи удалось нам с ребятами решить на уроке-викторине:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, воспитание самостоятельности, воли.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения, развитие мотиваций учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение общению.