Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Интеграция естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников.
Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В преподавании естественных наук, и в частности в химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Поэтому так важно именно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В учебном процессе большое внимание надо уделять вопросам творческой, исследовательской и коллективной деятельности учащихся, ориентированной на их развитие и саморазвитие. При этом важно в процессе проектирования не просто выделить обучающие технологии, но и особенно те, которые влияют на мотивацию и установки профессионального выбора учащихся, на их социальную адаптацию. При внедрении в учебный процесс таких технологий, как групповые исследовательские проекты, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин. Самообразование учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с учетом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где формируются такие качества, как умение разделить ответственность, взять на себя ответственность, работать в коллективе и др., анализ деятельности и результатов, оценка результатов, рефлексия – вот далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной исследовательской и проектной деятельности. Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни.
Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируем не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры.
В своей практике исследовательский метод использую на внеклассных занятиях. Но назрела необходимость целенаправленного формирования творческой активности и исследовательских навыков непосредственно на уроках. Использование исследовательского метода обучения:
позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;
должен способствовать формированию и развитию творческого химического мышления, привитию исследовательского подхода к выполнению практических работ;
овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.
Основные направления интенсификации самостоятельной работы учащихся кроются в коренном изменении организации лабораторно-практических занятий в сторону усиления исследовательской деятельности учащихся.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:
принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;
принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;
принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;
принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;
принцип культуросообразности. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности.
В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Явно прослеживается антипропаганда химических знаний, которая вызывает у учащихся хемофобию, боязнь и нежелание изучать химию. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся различных возрастных группах. Дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией. Но такой мотивации недостаточно. Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Только глубокие знания химии позволят избежать экологической катастрофы. В связи с этим возникает необходимость поиска и научного обоснования эффективных и общедоступных методик преподавания химии, осуществление новых нетрадиционных подходов к проведению уроков химии в школе. В современной концепции школьного химического образования подчеркивается, что в курсе химии должны быть затронуты проблемы химической эволюции вещества, связи химии с искусством, литературой, историей науки, психологией. Значительное место в курсе отводится вопросам применения веществ и материалов в быту, профилактике здоровья, экологическим проблемам. Важным направлением в преподавании химии является также реализация валеологического аспекта. Это продиктовано тем, что, не освоив культуру здоровья, которую, прежде всего, определяет умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Один из способов реализации концепции творческого саморазвития личности – организация коллективной поисково-исследовательской деятельности школьников при обучении химии. Основное условие эффективности такой работы с учащимися – интеграция содержания учебной и внеклассной деятельности учащихся по химии в системе поисково-исследовательских работ. Опыт творческой деятельности школьников можно считать сформированным, если сформированы его основные компоненты:
интеллектуально-логический – учащиеся умеют делать несложные логические построения на основе химических знаний;
содержательно-интегративный – учащиеся могут пользоваться в нестандартных ситуациях исследовательской деятельности знания из различных разделов школьных дисциплин, при необходимости находить недостающую информацию в учебной и справочной литературе;
рефлексивный – учащиеся способны к рефлексии, т.е. умеют осмысливать свои действия в проблемной ситуации, у них сформированы умения самоорганизации, самооценки.
Исследовательский способ позволит в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию, так как в его основе лежит ориентация на научное исследование как образец построения учебного процесса. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения. В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, она складывается из отдельных этапов:
Ознакомление старшеклассников с предметной областью, содержанием предстоящего исследования;
Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования;
Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;
Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;
Построение объяснения;
Формирование выводов и оформление проделанной работы.
Таким образом, очевидно, исследовательский способ позволит сформировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Он также дает возможность сформировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции. Воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний о природе и человеке как ее части.
Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного общества. Образование, таким образом, становится продуктивным, так как имеется в результате реальный выход в законченной и оформленной исследовательской работе. Продукт в этом случае имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность, становясь значимым для самого созидателя данного продукта (ученика). Кроме того, исследовательский проект является не только формой, средством и принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой деятельности.
Что дает ученику? От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятому в научном обществе. Он знает “взрослую жизнь” не только по школе, он иногда вхож в научные круги, он становится “кумиром” ребят, которые рады видеть в нем свой идеал. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Указанные факторы значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности.
Результат проделанной работы:
усилилась мотивация учебной деятельности;
изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);
повысилась успешность обучения (качественная на 7%);
повысился интерес учащихся к предмету химия;
улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;
в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор;
учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;
дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;
до 20% учеников предпочитают сдавать химию в качестве экзамена по выбору;
наблюдается интеллектуальный рост.