Урок по предмету народоведение: "Весна — красна"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • приобщение детей к вековым традициям своего народа,
  • дать представление о народном толковании прихода весны,
  • развитие фантазии и интеллекта у детей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с традиционными народными весенними праздниками встречи весны: Герасим-грачевник, Сороки,
  • познакомить с основными приметами прихода весны,
  • объяснить понятия "день весеннего равноденствия", "Вырия", "куличики", "грачики", "жаворонки",
  • создать творческую атмосферу через участие в ролевых играх и представлениях,
  • развить слуховую и зрительную память, мелкую моторику,
  • приобщить к традициям народной кухни.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи с голосами птиц, аудиозаписи к кукольному театру, ширма, пальчиковые куклы (девочка и мальчик), тесто, доска разделочная, нож, свистульки.

ХОД УРОКА:

Учитель: Каждый год люди с нетерпением ждут прихода весны, ведь за свои три месяца зима уже успевает порядком надоесть, да и все запасы поесть. Желая приблизить минуты долгожданной встречи, все, от мала до велика, после проводов зимы начинали закликать весну:

Весна, весна, красная,
Приди, весна, с милостью,
С великой благодатью.
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей.
Приходи, приходи,
Солнцем светом озари.

Почему люди так ждали весну?

Возможные ответы детей:

– Она дарит людям теплое солнце и свет.
– С ней связывали надежды на будущий урожай.
– С приходом весны пробуждалась природа.

Учитель: А как узнать, что весна пришла?

Возможные ответы детей:

– Солнце ярче светит.
– Тает снег.
– Дни становятся длиннее, ночи – короче.
– Весной всегда какое-то особое настроение.
– Весной все становится красивым и добрым.
– Мужчины дарят женщинам цветы.
– Прилетают птицы: Увидел грача весну встречай; грач на горе весна на дворе.

Учитель: У весны много разных примет: и капель с крыши, и какие-то особые весенние запахи. Что-то переменилось в природе, да и день стал длинный – палкой не докинешь. Но, пожалуй, самой верной является вот эта, когда мы открываем настежь окна, как будто приглашаем весну в свой дом (звуки птиц).

Учитель предлагает детям послушать пение птиц (аудиозапись).

Учитель: Птицы начинали прилетать в марте. Одна из первых весенних птиц – вот эта.

Учитель включает детям запись с голосом грача, а они должны отгадать, что это за птица

Учитель: Правильно, это грач. По народным представлениям – сама весна. Грачи прилетали 17 марта. Люди называли этот день "Герасим-грачевник" (имя Герасим означает "почитаемый"). Так же люди заметили, если грачи прилетают прямо на гнезда, то весна будет дружная. В этот день первый раз встречали весну.

Записать на доске и в тетрадях: 17 марта – день Герасима-грачевника.

Учитель: Основная масса птиц прилетала на СОРОКИ – вторая встреча весны – 22 марта в день весеннего равноденствия (день равен ночи).

Записать на доске и в тетрадях: 22 марта – Сороки.

Учитель: Название "Cороки" не имеет никакого отношения к сорокам: Cорока – не перелетная птица, она всю зиму проводит с нами. Сороки – от слова "40".
Вы знаете, что раньше каждое число имело свое значение: 2 – поминальное; 3 – число круга, приносит счастье, удачу; 4 – самое устойчивое число (похоже на стульчик); четверг – четвертый день недели, считается самым стабильным (в этот день все спорится); 40 – множественное число. 40 = много. В Сороки, 22 марта, к нам из тёплых стран прилетает много птиц: Сколько проталинок – столько и жаворонков.
Знаете ли вы голоса птиц? Догадайтесь, какой птице принадлежит этот голос?

Включается фонограмма с записью голосов птиц, а в случае затруднения у детей с ответом предлагаются загадки-подсказки:

Учитель:

1. Высоко летаю, песни распеваю! (Жаворонок)

2. Они – глоток живой воды с утра –
Завистливые трели (соловья).

3. Летят, курлычат песенки свои,
По небу, с юга возвращаясь, (журавли).

4. На краю лесной опушки
Воркуют чудные подружки! (Горлицы)

5. Не строят дома,
Не помнят родства. (Козодой)

6. Поет с ночи до утра:
"Спать пора" Спать пора!" (Перепел)

7. В воде искупался –
Сухим остался!
"Сухим из речки выхожу
И тем горжусь!
Без полотенца обхожусь", –
Гогочет (гусь).

8. Деревья он в лесу лечил,
Весь нос в работе источил,
Он столько сил за день истратил,
И вы узнали, это – (дятел).

9. В бору болобочет,
Из бора лететь не хочет. (Тетерев)

10. В болоте плачет,
А из болта нейдет. (Кулик)

11. Летом за пахарем ходит,
А зимой с криком уходит. (Грач)

12. Могут в речке плавать сутки
Непоседливые (утки).

13. Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится как бес
И повертка в лес. (Сорока)

Учитель: Итак, в старину у многих народов было представление, что весну приносят птицы: грачи, кукушки, жаворонки, кулики, галки... Осенью они улетают от нас в далекую страну "Вырию":

Где заря с зоренькой не сходятся,
Где красное солнышко не закатывается,
Где тепла вовек не отбавится.

А земля эта – блаженное место пребывания наших предков, невидимый мир, куда уходят мертвые – РАЙ. Туда же улетают на зиму птицы: В РАЙ – "ВЫРИЯ" (укр. "УРАЙ").
Птица – посредник между миром живых и миром умерших, к которым по представлениям народа, осенью она несет МОЛЕНИЯ об урожае и жизненном благополучии, а весной – возвращается с ответом.
Поэтому так ждут люди своих пернатых друзей, поэтому устраивают им достойный прием, достойную встречу, готовясь к которой, накануне выпекают обрядовое печенье, которое называется по-разному: "кулики", "жаворонки", "грачики" (по именам птиц).

Здесь учитель должен показать детям заранее приготовленного из песочной муки "жаворонка".

Учитель: Печенье делалось очень просто.

Учитель наглядно показывает детям процесс приготовления "жаворонков", объясняя при этом одно главное условие:

Учитель:…роль глаз птичек может выполнять изюм, орехи, варенье и т.д., а в том случае, если семья не богата – угольки; но самое главное – глазки не должны выпасть, иначе принесут птицы в дом беду неминучую.

Теперь нескольким ребятам из класса (2-3) предлагается самим попробовать вылепить из заранее приготовленного учителем теста обрядовое печенье (на скорость и качество); дать название своим произведениям. Остальные ребята в классе могут стать болельщиками.

Учитель: Встречали весну шутками, прибаутками, песнями-веснянками, играми, хороводами. А было все примерно так:

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Автор: Рано ранешенько вставала хозяйка дома в праздник и принималась, затопив печь, раскатывать тесто, напевая:

Хозяйка (роль хозяйки исполняет учитель или старшеклассница):

Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песнь, песню звонкую,
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая ль, голосистая...
Про житье-бытье, про нездешнее...

Автор: Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.

Хозяйка:

По белому, по чистому, по зазнобчивому,
Зорями крученому
Катись, бел-крутой, бел-золотой.

Сын хозяйки (кукла) просыпаясь: Мам, мам! А ты чего так рано встала?

Хозяйка: Раным-рано нас куры будили, про весну-красну возвестили!

Сын (потягиваясь): А какое сегодня число?

Тихо слышна лирическая хоровая музыка.

Хозяйка: 17-е, соня-засоня. Герасим пришел.

Уж солнце красное над полем встало,
На горе всех в игры собрало:
Грачей люди ждут,
Что весну на Русь ведут.

Сын хозяйки: А верно рассказывают, будто Герасим-грачевник не только птиц на Русь приводит, но и со святой Руси кикимору прочь гонит? Что живет она сама по себе, ни с кем не роднится и наслаждается своей мстительностью за неведомые миру обиды? Верно ли, что, если кикимора облюбует чей двор – беда грозит.

Хозяйка: Верно, да про то вести речи не след: накличешь беду на свою сторону.

Дочь хозяйки (кукла), проснувшись, подкрадывается к брату и щипает его

Сын хозяйки (с испугом): Ой! (Угрожая сестре) А! Напугала до смерти.

Между братом и сестрой завязывается борьба.

Хозяйка (останавливая их): Ну хватит баловаться. Вот вам по жаворонку,

Чтобы пили водицу как птицы,
Чтобы хворобы не знали,
Чтобы росли как трава по весне.

А теперь – бегом весну встречать! А то вас никто ждать не будет.

Звучит закличка:

1. Жаворонушки, птички звонкие,
Принесите нам весну-красну,
Унесите зиму долгую,
Принесите солнце красное,
Не забудьте – небо синее
И немножечко дождя-ситечка!

2. Ой, вы, жавороночки, жавороночки!
Ой, летите в поле, несите здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.

3. Летел кулик из-за моря,
Принес кулик да семь замков.
Кулик, кулик, запирай зиму,
Отпирай весну, тепло летечко!

Учитель: Залезали как можно ближе к солнцу. В этот день разрешалось залазить на крышу и на забор. К вечеру "жаворонков" съедали: голову – родителям, парочку "жаворонков" – скоту, остальное – дети. В руках у детей можно было видеть не только обрядовое печенье, но и глиняных птичек-свистулек. Они нужны были, чтобы выгонять из дома кикимору, нечистую силу.

Учитель показывает детям разновидности свистулек и, в целях "профилактики", может разрешить детям совершить магическое действо.

Учитель: Назывался период встречи весны "ЛЯ-ЛИ", "ЛЮ-ЛИ" , что означало – ЛЮБОВЬ. Поэтому в первую ночь весны молодежь не ложилась спать. В этот период имели место любовные игры.

ИГРА: СЕЛЕЗЕНЬ УТКУ ДОГОНЯЛ"

Дети встают по кругу. Считалкой выбирается селезень и уточка. Селезень выходит за круг. Его задача – поймать уточку. Задача утки – убежать. Задача стоящих в кругу – помешать селезню догнать уточку. Если селезень поймал ее, он должен девочку поцеловать. Затем селезень и уточка сами выбирают себе замену и игра начинается заново.

Во время игры дети поют:

Селезень утку догонял,
Селезень утку догонял,
Лети утица домой,
Лети, серая, домой:
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень,
А девятая – сама,
Поцелуй разок меня.

Домашнее задание:

1. Придумать закличку на встречу весны.
2. Попробовать дома выпечь из теста обрядовое печенье и дать название своим произведениям.
3. Запомнить значение новых слов и выражений.