Итоговый урок по теме: "Русская традиционная свадьба"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Тема урока: “Драматургия первой части русской традиционной свадьбы”

Цель урока: завершить тему “Русская традиционная свадьба”

Задачи урока:

– проследить основные этапы драматургии первой части русской традиционной свадьбы
– осмыслить символику свадебных обрядов
– выявить народное отношение к большим и важным событиям семейной жизни.

Форма обучения: урок, сочетание урочной (классной) и внеклассной форм работы.

Методы обучения:

– приуроченность занятия ко времени проведения русских традиционных свадеб
– беседа
– игра с использованием сцен, подготовленных во внеурочное время
– иллюстрация песен в записи
– исполнение песен и плясок.

Материально–техническое обеспечение:

– магнитофон
– видеомагнитофон.

Основные этапы урока.

– “Время молодцу жениться!” – приуроченность русских свадеб к большим крестьянским праздникам, запрет играть свадьбы во время Великого Поста.
– “Выбирай не невесту, а сваху!” – сваха как хранитель, знаток драматургии русской свадьбы.

ХОД УРОКА

“Время молодцу жениться”

Учитель: уже давно отгуляны главные зимние праздники Рождество и Святки. Быстро летит зимнее время. На пороге Масленица, а за ней строгий Великий пост. А значит, строгий запрет играть свадьбу до Красной горки. Нужно торопиться!!!

Надо сказать, что на Руси женились не когда вздумается. Знали точное время.

А вы, добры молодцы, знаете, когда можно затевать приготовления к свадьбе?

Мальчики (предположительный ответ): На Руси женились осенью от Покрова до Рождественского поста и зимой – от Крещения до Масленицы.

Учитель: До Масленицы! Ну замечательно, значит мы успеем вспомнить все обычаи и традиции.

“Выбирай не невесту, а сваху!”

Учитель: Итак, начнем… Улицы сегодня оживлены. Люди приодеты. (обратить внимание детей на их костюмы) Извлечены из сундуков прабабкины наряды… В селе играют свадьбы. Вот одна из изб…Скоро здесь развернется шумное зрелище. “Сценарий” этого зрелища утвержден веками, так же как и список главных действующих лиц.

(Учитель открывает первую половину доски, где выписаны главные свадебные чины[1]: жених, невеста, дружка, гости).

Учитель: Кого я еще забыла перечислить? Какова их роль на свадьбе?

Дети (предположительный ответ): Сват и сваха. Они должны сосватать, договориться с родителями невесты. Сваха следит за соблюдением всех свадебных обрядов.

Учитель: Пусть в роли свахи на нашей свадьбе окажутся постепенно все девочки. Они в конце занятия напомнят нам, какие обязательные слова сегодня прозвучат, какие обязательные действия будут выполнены.

Гости тоже необходимы на свадьбе, иначе для кого бы свадьба игралась. Слово-то какое “игралась”! Надо сказать, что в каждой местности есть свои особенности проведения свадьбы. Каждая свадьба отличается своим характером, своим настроением. Итак, свадьбу играли. Играли в течении какого времени? Свахи...?

Девочки (предположительный ответ): От трех дней до недели.

Учитель: Говорят – та свадьба удалась, которую три дня играют и три года вспоминают. Парни выбирали себе невест на посиделках, вечерках, гуляньях. Говорят: “Долго выбирать – женихом не бывать”. Свадебный чин начинался со сватовства.

Разыгрывается эпизод сватовства, который подготовлен группой учеников во внеклассной работе.

Сват: Здравствуйте, Николай Матвеевич! (кланяются)

Сваха: Здравствуйте, Марья Степановна! Мы пришли к вам за добрым делом, за сватаньем.

Cват: У нас есть жених – Петрован Михайлович, а у вас невеста Анна Николаевна. Нельзя ли их в одно место свети, да новый род завести.

Отец невесты: Благодарим за честь, а только наша дочка ещё молода. Путь ещё с нами поживёт, ума– разума наживёт, на нас – стариков поработает. (Родители невесты и сваты рассаживаются за стол друг напротив друга)

Учитель: Вот таков ответ. Надо сказать, что родители невесты были уже заранее подготовлены к приходу сватов, но делали вид, что их застали врасплох. И даже просили дать им время подумать. И сватам приходилось возвращаться снова. Если же родители были согласны, то по обычаю сватов, их приглашали за стол, ставили самовар. И всё не без значения. Сваха должна побольше вызнать о невесте. Невеста– неизвестная, неведомая. Невесту сосватали и ударили по рукам.

Сват: Дядюшка Николай, будет ли надежно?

Отец: Надежно.

Учитель: И зажигали свечу перед образами, а невесту завешали платком – в знак того, что она сосватана.

В старину выдавали замуж и женили родители. Договорятся между собой. А невеста с женихом частенько не видели друг друга до самого венца. Раньше покажут женихову шапку: “Вот мол за кого выходить будешь. А его нету, не видала, не знаю”. Но будь добра – выходи. Хотя может невеста и протестует. А иной раз покажут через чужих людей издали. В церковь приедут, невеста глянет на жениха, тот или не тот, а там совсем другой. Но все равно идти надо, куда денешься. Какая невеста перед венцом не спит.…Во чужие люди идти. Шутка ли?

А жених тем временем присыл в дом невесты подарки. Какие из этих подарков принимала невеста?

На столе лежат: пряник, платок, книга, плетка. Учитель предлагает “невесте” выбирать подарок. Скорее всего девочка выберет пряник или платок. Учитель поясняет, что невеста берет плетку в знак того, что принимает его власть над собой.

Учитель: В последних приготовлениях проходила предсвадебная неделя. Дошивались подарки жениху и его родне. Ведь невеста должна была одарить подарками всех будущих родственников.

Учитель открывает вторую половину доски и предлагает одной из девочек прочитать новые “семейные” имена родителей и родственников жених: деверь, золовка, свекровь, свекор.

Учитель: Вот тут и проверялось насколько успешно трудилась невеста во время летних посиделок. Как тонко она научилась прясть и вышивать, насколько тонкое полотно у нее получилось. Какими нитками вышивала девушка свадебные подарки?

Дети (предположительно): Красными нитками вышивала девица свадебное полотенце.

Невеста с поклонами одаривает “родственников” подарками.

Учитель: На традиционной свадьбе не обходилось без магических ритуалов. Помня о том, с каким уважением наши предки относились к слову, надо сказать, что особое место на свадьбах уделялось песням в том числе. Заклинательные песни пелись в самые важные моменты свадьбы. Один из них – приготовление свадебного каравая.

Старые люди считали, что по этому пирогу можно предугадать насколько счастлива будет семья. Украшался этот пирог Солнцем и месяцем – ведь именно этими именами будут в песнях именоваться жених с невестой. Солнцем, месяцем и изображением коровы – символ плодородия. Чем выше и румяней пирог – тем удачливее будет жизнь. Давайте и мы “испечем” с присказкой свадебный каравай.

Рисунок 1

Пекись, пекись сыр каравай

Рисунок 2

Дерись, дерись сыр каравай

Рисунок 3

Выше дуба дубова

Рисунок 4

Выше матицы еловой

Рисунок 5

Ширше печи кирпичной.

Учитель: Следующий свадебный чин [2] – девичник. Ночь накануне венчания девушки – подруги проводили в доме невесты. Помогали ей приготовиться к венцу.

В этот вечер устраивалась также баня для невесты. Вернее – бань было две. Одна реальная с огнем и водой, а другая условная. Во время второй невесту умывали пивом, чтобы затем вылить в большую братину и попотчевать им жениха и его родню – чтоб любили больше. Здесь же на девичнике невеста прощалась со своей ленточкой - красотой. Расставалась с беззаботной молодой жизнью.

Разыгрывается эпизод расставания с ленточкой, который подготовлен группой учеников во внеклассной работе.

Подруги: Николай Матвеевич, Марья Степановна! Люди добрые, жены честные, разрешите, благословите нашей Анечке косу русу расплести.

Под звучание аудиозаписи девочки расплетают косу (Аудиозапись “Отлетала лебедушка”)

Учитель (поясняет происходящее): Младшая сестра выплетала из косы невесты ленточку – красоту. А утром свадебного дня невеста своим плачем должна была разбудить всех своих подруг”.

Ученица исполняет плач:

“Уставайте, мои любые подруженьки,
Белозорюшка занимается.
Все советники советаются,
Все разлучники собираются,
И разлучат нас с отцом с матерью.
И любые подруженьки…”

Учитель: Просыпаются подружки и одевают невесту к венцу. А тем временем “свадебный поезд” – несколько запряженных саней, покрытых тулупами, украшенных лентами и бубенцами подъезжает к дому. Жених, дружка, тысяцкий и другие бояре приезжают за невестой, но в дом их не пускают и невесту не показывают. Жениху надо не только показать свое богатство, одарить подружек деньгами и конфетами, выкупить место рядом с невестой, но и показать, что он сообразителен и умен. Однако жениху разговаривать не положено. За жениха переговоры ведет дружка. Со стороны невесты переговоры ведет брат.

Разыгрывается эпизод выкупа места для жениха, подготовленный группой учеников во внеурочное время. Девочки исполняют корильную песню “Не ширься, дружка”, которая была выучена на уроке “Величальные и корильные песни”.

– Нельзя ли, добрый молодец, место уступить для князя молодого.

– Я места своего не уступаю, а продаю.

– Сколько же тебе надобно и чем ты берешь - золотой казной или чем иным?

– Что буду спрашивать-то и подавай.

– Изволь, молодец!

– Дай мне, друженька, рубликов семь, чтобы любо было всем.

– Изволь принимать!

– Давай мне, друженька, что светлее солнца, краше неба звездного.

– Изволь принимать! (Икона)

– Дай мне друженька, сам наг, рубашка за пазухой.

– Изволь принимать! (Свеча)

– Дай мне друженька, поле яровое.

– Изволь принимать! (Хлеб)

– Хорош жених, хорошие подарки.

Брат и жених с поклоном меняются местами. Невеста дарит жениху пояс. Они выходят из-за стола. Сторож обметает им дорогу.

Учитель: молодые отправляются на венчание в храм. После венца в доме жениха молодой расплетают косу и заплетают две, повязывают сороку и платок. “Молодую повили!” (Видеозапись повивания молодой с пояснением учителя) Свадьба скреплена. После этого звучат только веселые и величальные песни. Давайте и мы с пляской исполним песню “Ты сударушка моя”.

В заключении урока учитель предлагает проанализировать, все ли обязательные слова прозвучали и все ли обязательные действия!

Сваха (одна из девочек предположительно отвечает):

    1. Сватовство.
    2. По рукам ударили.
    3. Жених присылал подарки и невеста выбрала плетку.
    4. Свадебный пирог испекли.
    5. На девичнике ленточку из косы выплетали.
    6. Невеста перед свадьбой причитала.
    7. Место около невесты выкупал дужка.
    8. Сторож дорогу обметал.

Учитель: Старинная свадьба – самое торжественное, самое примечательное празднество для каждой семьи, каждого рода. А для основных участников ее, жениха и невесты, свадьба – один из важнейших моментов жизни. Она круто меняла их судьбу – воздавалась новая семья. Свадьба затрагивала коренные интересы вступающих в родство семей – между ними завязывались тесные родственные и хозяйственные отношения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Богословский П.С. К номенклатуре топографии и хронологии свадебных чинов. – Пермский краеведческий сборник, вып. 3. Пермь, 1927.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
3. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова Н.К. Русская свадьба. – М.,1985.
4. Савушкина Н.И. Русский народный театр. – М.,1976.
5. Кулаковская Н.И., Кулаковский Л.В. С маской, бубном и гудком. – М.,1983.

АУДИОЗАПИСИ:

1. Свадебные и лирические песни Ленинградской области и Карелии. /Сост. А.М. Мехнецов.

ВИДЕОЗАПИСИ:

1. “Русская свадьба”. Село Россошки Воронежской обл., “Рязанские свадьбы” ч. I и II. – цикл “Мир русской деревни”. Российский фольклорный союз.

ДИСКОГРАФИЯ:

1. Традиционная свадьба южной России. – С20–17881–4.
2. Песни Смоленщины. Починковский женский народный хор. – С20–13807–08.
3. Свадебные песни Ленинградской области. “У нас Оленька да цветочек”. – С20–16721–2.