Цель: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие, через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка”.
Задачи:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина, работать над навыком выразительного чтения стихотворения, обобщать знания об образных средствах языка;
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования, развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование урока: рисунок земного шара, иллюстрации с изображениями цветов, животных, мольберты с палитрой красок, эпиграф на доске, свеча, сундучок, музыкальный фрагмент из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”.
Ход урока:
Организационный момент. Вхождение в день.
Перед началом урока дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко).
Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
Вступительная беседа и актуализация опорных знаний.
Учитель: Дорога в страну “березового ситца” на родину С. А. Есенина начинается от шоссе Москва-Рязань. Современная автотрасса пересекает широкую долину реки Вожи. Сразу же за долиной этой исторической реки дорога выходит на просторы полей с островами березовых рощ.
Здесь, среди слегка всхолмленной местности с мягкими очертаниями далекого горизонта, попадешь в пленительный мир неповторимых поэтических образов С. Есенина.
Выпекается на озере алый свет зари
На бору со звонами плачут глухари
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется – на душе светло.
Знаю, выйдешь к вечеру, за кольцо дорог,
И пускай со звонами плачут глухари
Есть тоска веселая в алостях зари.
Дед поэта по отцу Никита Осипович Есенин купил землю и в 1871 году построил несколько странный для с. Константинова дом. В нем, в 1895 году и родился Сергей Есенин.
- Какие стихи Есенина вы знаете? (“Черемуха”, “С добрым утром”)
- О чем стихи Есенина? ( О красоте родной природы, о душевном состоянии человека…)
Мотивация, для чего?
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Есенина.
- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?
- Чтобы вы хотели узнать и чему научиться? (научиться выразительно читать это стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать почему Есенин написал это стихотворение…)
- Так ли это, мы узнаем, когда прочитаем это стихотворение.
Первоначальное чтение стихотворения.
Дети самостоятельно читают стихотворение про себя.
Обмен впечатлениями. Анализ произведения.
Вопросы после чтения:
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Взволновало ли оно вас?
Учитель: Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
Чтение стихотворения вслух (заранее подготовленный ученик).
Учитель: Что вы почувствовали? (чувство
грусти, печали, сначала светлое, радостное,
рождение нового дня, потом тревожное,
трагическое, появление беды…)
Описание природы;
Прогулка Лебедушки с лебежатушками;
Появление орла;
Смерть Лебедушки.
Учитель: У каждого из вас есть мольберт и палитра красок, выразите свои чувства, используя цветовую гамму.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”.
- Какие эпизоды стихотворения созвучны с музыкой? (выборочное чтение)
- Озаглавьте их, используя выражения из текста. (словесное рисование)
Подымалась красна зорюшка;
Выплывала белоснежная Лебедушка;
Надвигалась туча черная…
- Как вы понимаете, о чем говорят эти выражения?
- Зачем автор использует эти выражения? (они делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной)
- С помощью каких средств вы выражали свои чувства (словесное рисование, цветовая гамма)
- Какой вывод можно сделать? (наши чувства можно передавать не только словами, но и при помощи красок и музыки)
Учитель: В начале стихотворения и на всем протяжении у Есенина дается описание природы. Как вы думаете, что хотел сказать автор? (Красота природы – вечная красота, вечная гармония мира, природа врачует людские души. В природе все взаимосвязано, каждое живое существо – частичка природы. Лебедушка – это тоже природа. На фоне этой красоты, гибель Лебедушки становится более трагичной.)
Выразительное чтение стихотворения (2-3 человека).
Работа с “сундучком размышлений”.
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поразмышлять. Людей, размышляющих о жизни, называют философами. Давайте и мы с вами на несколько минут превратимся в философов. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Но прежде чем вы начнете, давайте проведем торжественный ритуал: зажжем свечу, пусть ее пламя осеняет вашу работу, дарит вам живую творческую мысль, ведь свеча – символ вечной мысли (Звучит спокойная музыка. Торжественное зажжение свечи. Передача ее из рук в руки. Установка на видном месте.)
Все вопросы собираются в “сундучок размышлений”. Дети достают листочки с вопросами и отвечают на них (часть вопросов можно оставить на следующий урок).
Вопросы из “сундучка размышлений”:
- Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования…)
- Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор в своем произведении? (образ мамы)
- А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка ее самой)
- Как вы относитесь к Лебедушке? (меня трогает эта преданность своим детям)
- Восхищает ли вас Лебедушка своим поступком? (она восхищает своей смелостью, пожертвованием собой, своей жизнью, ради спасения жизни своих детей)
Итог урока.
Учитель: Ребята, как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (На доске написаны ответы, дети выбирают, какой из них наиболее подходящий и аргументируют, почему.)
Ответы:
Чтобы сообщить о том, что произошло с Лебедушкой;
Чтобы привлечь внимание к красоте природы;
Чтобы вызвать взаимное сопереживание;
Чтобы передать свою грусть.
- А в чем выразилась ваше сопереживание? (Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебедушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит чего-то и лишаемся мы. Ведь мы все дети природы. Мы живем и находимся в природе.)
- А что же мы? Что мы можем сделать? (Не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму и по-человечески.)
Обращение к эпиграфу урока.
Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
(Сергей Островой)
Учитель: Как вы понимаете эти слова? Какую главную мысль унесете вы с урока? (“Мы в ответе за все живое на нашей планете” А. де Сент-Экзюпери)
Под спокойную музыку дети читают стихи.
Первый ученик:
Пусть миру будет хорошо,
Пусть наша вертится планета.
И солнца теплые лучи,
Всегда ласкают землю эту.
Второй ученик:
У дома каждого, в саду
Цветут пусть яблони весною
И пусть дающего рука
Вдруг не окажется пустою.
Вместе:
Земля – наш мир!
Земля – наш дом!
Кораблик в океане звездном.
Возьмемся за руки, друзья,
Спасем наш мир,
Спасем наш дом,
Пока не поздно.
Первый ученик:
Пусть миру будет хорошо,
Пусть дети ночью спят спокойно,
И на рассвете никого
Пусть никогда не будят войны.
Второй ученик:
Пусть наши матери живут
На свете счастливо и долго,
И миру каждая из них
Подарит доброго ребенка.
Учитель: Наша планета в наших с вами руках. Давайте озеленим, оживим этот земной шар (на ватмане рисунок земного шара). И пусть не по-настоящему мы пока это делаем, но я верю в вашу доброту и сострадание, и я верю, что этими руками вы посадите настоящее, живое дерево и не дадите в обиду живое вокруг вас. (Дети берут иллюстрации с изображениями цветов, зверей, птиц и наклеивают их на земной шар.)
Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!