Около 10 лет работаю над проблемой актуализации методики преподавания истории и социальных дисциплин. Современные педагогические технологии И.С. Якиманской (личностно–ориентированное обучение), Ю.Л. Троицкого (обучение истории по документам), опыт коллег, собственный опыт позволили мне выделить группу проблем общепедагогического, методологического, методического характера (кого учим, зачем учим, чему учим, как учим). И, если на первые три ответ хоть как–то прописан на федеральном уровне, то последний – дело штучное, индивидуальное, и шаблонов в нём быть не может. В условиях внутренней и внешней дифференциации по группам действий можно выделить уровни:
Уровень дифференциации |
Уровень усвоения |
Уровень действий |
– “Делай с нами” |
Общеинформационное усвоение, не ниже требований государственного образовательного стандарта; запомнить, выучить | Доминирование пассивных форм и методов, воздействие через внешние раздражители; репродуктивный |
– “Делай как я” |
Тот же уровень с расширением объёмов работы по алгоритмам; запоминание для принятия самостоятельных действий по образцу | Творчество ограничено способностями “середняка”, но не внешними факторами; продуктивный |
– “Делай лучше нас” |
“продвинутый” уровень, самаоопределение объёма, инструментария познания; творческий | Самые активные методы, доминанта творчества, поисковый, исследовательский характер |
Опора на субъектный и “прошлый” учебный опыт учащихся в сочетании с деятельностным подходом, в условиях любой формы дифференциации при работе с историческими и другими первоисточниками, позволяет максимально включить все категории обучаемых в процесс познания на индивидуальном доступном каждому уровне.
Использование разных источников, уровней информации, субъектное инициирование, выявление личностно-значимых способов усвоения материала, различные формы контроля, возможность выбора позволяют использовать преимущества комплекса существующих педагогических технологий и добиваться хороших и стабильных результатов.
Выявлению наиболее рациональных вариантов, видению актуальных проблем теории и практики преподавания истории и социальных дисциплин помогает постоянный, системный мониторинг на различных уровнях: анкетирование, социологический опрос, общение со всеми категориями – участниками процесса изучения, преподавания, использования исторических и социальных знаний.
Преподавание истории и социальных дисциплин:
удачи, проблемы, возможные перспективы на уровне сельской школы в условиях современной образовательной реформы
(“КРУГЛЫЙ СТОЛ”)
Участники:
– выпускники школы разных лет, имевшие
значимые успехи в изучении истории и социальных
дисциплин, использовавшие свои знания по
предметам данного цикла при обучении в вузе,
получившие гуманитарную специальность;
– учителя истории и социальных дисциплин
средних школ Зонального района;
– учёные БПГУ им. В.М. Шукшина, БФ АКИПКРО;
– представителя комитета администрации района
по образованию, работники районного архива
Основные проблемы:
1.Что дала школа для успешного обучения в вузе по гуманитарным наукам:
– в чём ценности школьного опыта;
– что бы следовало “убрать”, что “добавить” в
общеобязательный учебный материал;
– что бы позволило предметнее, лучше подготовить
выпускника для обучения в вузе по гуманитарным
специальностям.
2. Каким я вижу преподавание в школе истории и социальных дисциплин (уроки, поисковая краеведческая работа, музейное дело, научно-исследовательское общество учащихся, конкурсы, олимпиады, вечера, конференции).
3. Как методически сблизить школу и вуз (в содержании, подаче учебного материала, форме, методах, контроле за знаниями) и надо ли? От какой практики преподавания не следует отказываться?
4. Позволит ли ЕГЭ (в том числе по истории и обществознанию) сблизить школу и вуз, более объективно оценить труд учителя и выпускника школы?
5. Учитель истории сельской школы (в Вашем представлении): образ, дела.
– ремесленник “государственного заказа”;
– педагог – воспитатель патриотизма;
– “ходячая энциклопедия” по большому спектру
смежных предметов;
– учёный-исследователь.
6. Почему бы я стал (не стал) учителем истории сегодня:
– что в данной специальности привлекает;
– какие препятствия вызывают сомнения в
подобном выборе.
7. Где, кем, как востребованы исторические и социальные знания?
8. Представление книги по истории Зонального района
АНКЕТА УЧАСТНИКА
“КРУГЛОГО СТОЛА” – ВЫПУСКНИКА МОУ Зональной с. о. ш.
Ваши впечатления об уровне усвоения истории и социальных дисциплин
(история, право, обществознание, экономика, история Алтайского края)
1. Оценка по истории и социальным дисциплинам:
а) в аттестате “___”; в) при обучении в вузе “___”;
б) при поступлении в вуз “___”; г) самооценка уровня знаний “____”.
2. Наиболее запомнилось содержание учебных исторических курсов (отметить “V”):
а) история Древнего мира;
б) история Средних веков;
в) новая история;
г) новейшая история;
д) история России (до ХУП в.);
е) история России (ХУШ-Х1Хвв.);
ж) история России (ХХ в.) Почему ___________________________.
3. Материалы предмета воспринимаются лучше, когда на уроках значительное место занимает (отметить несколько вариантов “V”):
а) эмоциональный рассказ учителя;
б) школьная лекция с материалом, дополняющим содержание учебника;
в) работа с книгой, первоисточником;
г) дискуссия;
д) фронтальная эвристическая беседа;
е) просмотр диафильма, кино - телематериала;
ж) семинарские занятия по ключевым проблемам;
з) доклады, сообщения учащихся;
и) работа с картой;
к) изучение истории семьи параллельно с историей России ХХ века;
л) (другие, какие?) __________________
4. Вызывали наибольшую сложность в усвоении исторических знаний (отметить “V”):
а) биографии исторических личностей;
б) хронологические знания (даты, периодизация);
в) знания исторических мест (исторической географии);
г) подробности и классификация исторических событий;
д) причинно-следственные связи; з) военные сражения;
е) вопросы политики; и) экономическая история;
ж) военные сражения; к) социальные проблемы;
л) вопросы культуры, религии, идеологии, быта;
м) взгляд на историческое событие как минимум с 3-х точек зрения: современник, потомок, иностранец;
н) представление об историографии по отдельным вопросам;
о) исторические понятия, термины.
5. Из социальных проблем учебных курсов (право, обществознание, экономика) наибольшую сложность представляли вопросы (отметить “V”):
а) Конституции России;
б) теории права;
в) экономической теории;
г) основ философии;
д) основ социологии;
е) основ политологии;
ж) основ религоведения;
з) основ культурологи;
и) основ социальной психологии;
к) основ граждановедения;
л) основ Российской цивилизации;
м) основ Мировой цивилизации;
н) (другие, какие) ______________
6. В контроле за знаниями для Вас были наиболее эффективными (отметить “V”):
а) устный, полный ответ перед классом;
б) участие в работе семинара;
в) дифференцированные зачёты по разделам;
г) тесты по каждой теме (разделу);
д) составление таблиц, схем, других систематизаторов;
е) конкурсные уроки (с решением кроссвордов, проведением терминбоёв, работой по разноуровневым карточкам, выполнением творческих заданий);
ж) (другие, какие) ________________
7. В углублении знаний по истории и социальным дисциплинам больше всего помогли
(отметить “V”):
а) материалы за пределами содержания школьных программ;
б) индивидуальная работа с дополнительной литературой, периодикой;
в) участие в школьных декадах по истории;
г) участие в олимпиадах по истории и социальным дисциплинам;
д) факультативные занятия;
е) консультации к экзаменам;
ж) подготовка сообщений, докладов, рефератов;
з) очно-заочные курсы на факультетах довузовской подготовки;
и) использование сети ИНТЕРНЕТ.
8. Для повышения качества подготовки выпускников школы необходимо (отметить “V”):
а) разделить подготовку в вузы с условием профильного обучения и общеобразовательного уровня;
б) обучать в профильных группах по 10–12 человек;
в) больше выделять учебных часов на историю и социальные дисциплины;
г) основы права, экономики, налоговых знаний сделать обязательными курсами;
д) профильное обучение вводить с 8 класса;
е) профильное обучение вводить с 10 класса;
ж) в общеобразовательных классах больше выделять факультативных занятий по
истории и социальным дисциплинам;
з) ввести учебные курсы (указать, какие):_______________
и) больше давать практических заданий;
к) больше внимания уделять самоподготовке по дополнительным источникам;
л) строить изучение раздела /главы/ по схеме: погружение в проблему, обзорная лекция, самостоятельная работа с источниками, практикум, семинарское занятие, тест, дифференцированный зачёт;
м) специализировать исследовательскую деятельность учащихся с 8 класса;
е) в корне изменить учебную базу по истории за счёт магнитных носителей;
о) использовать возможности ИНТЕРНЕТ;
п) создать библиотечный фонд современных источников, периодики, справочников по истории и социальным дисциплинам (вузовского уровня);
р) чаще проводить по данным предметам (ПОДЧЕРКНИТЕ): олимпиады, конкурсы, конференции, встречи с учёными;
с) привлекать преподавателей вузов для организации тематических встреч, консультаций при проведении ученических конференций;
т) проводить “круглые столы” обмена мнениями по вопросам преподавания гуманитарных дисциплин;
у) (другие предложения, какие) ___________________
9. Данные о себе:
а)_____________________________________
фамилия, имя, отчество имя, отчество
б) дата рождения “___” _________ 19 ____год
в) год выпуска в школе ________________
г) вуз __________________________ _______
полное название, факультет
специальность_________________ курс_____
д) в настоящее время: – студент (ка);
– работаю_____________________________
где, кем
е) адрес для сообщений:
– домашний_____________
– рабочий ______________
август, 2003г. Искренне благодарен за подробный анализ
с. Зональное Ваш учитель: __________
Предлагаемый опыт работы трансформирован на весь блок гуманитарных предметов. В качестве примера предлагаю урок обществознания в 9 классе из блока “Основы государства и права” по теме “Административная и дисциплинарная ответственность”. Программа и учебник по проекту “Правовое образование в школе” группа авторов: С.И. Володина, А.М. Полиевктова, Е.М. Ашмарина и др.). Основы правовых знаний. М., Вита, 2000.
Целеполагание урока предусматривает создание мотивации учебных действий, выбор учебного поля, привлечение учащихся не только к прямому усвоению нового материала, но больше к овладению навыками анализа первоисточника, умениями строить поиск, делать теоретические и практические умозаключения, аргументировать выводы, проявить, при этом, индивидуальность.
В ходе урока учащиеся не только исследуют предлагаемый юридический документ, но и на его основе создают свои посильные ситуационные задачи, творческие задания, что интерпретирует теоретические знания в практическую направленность, способствует прирастанию личностной информации, имеет прямое воспитательное воздействие.
Урок № 2–3
Тема. Административная и дисциплинарная ответственность
Цели:
– создать поле исследования по
проблеме на основе документальных источников;
– способствовать организации личностной
мотивации учебных действий при внешней
дифференциации групп исследователей;
– содействовать реализации личностного
субъектного опыта детей, развитию навыков
индивидуальной работы с документами в группах,
умений юридического анализа;
Задачи: определить содержание юридических норм административной ответственности, основания для привлечения за их нарушения, меры, взыскания; выявить субъекты, содержание, основания, меры дисциплинарной ответственности.
Понятия: административная ответственность; Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ); административное правонарушение, административное взыскание; административная ответственность несовершеннолетних; дисциплинарная ответственность; дисциплинарный проступок; дисциплинарное взыскание; Устав школы.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; карточки с ситуационными задачами; КОАП; оценочный лист; пакеты с блок – заданиями для групп исследователей, экспертов; Трудовой Кодекс РФ; Устав школы;
Тип урока: комбинированный
Оргформа: урок – исследование
/класс поделён на группы:
– “эксперты” – дети, владеющие по предмету ЗУНами повышенного уровня;
– “исследователи” – дети, имеющие уровни “А” и “В” по готовности к учению/.
ХОД УРОКА:
- Проверка знаний учащихся по вопросам:
- Фронтальная разминка по группам
(принцип выбора задания; отвечает любой из состава группы и получает за это как личные, так и групповые баллы; при заминке более 5 секунд вопрос автоматически переходит желающей группе; эксперты на оценочном листе ведут учёт работы групповой и индивидуальный)
- какие органы называют федеральными органами исполнительной власти?
- Что такое “административное право”? какую сферу общественных отношений оно регулирует?
- Какие права и обязанности имеют граждане в сфере государственного управления?
- Куда и в какие сроки может обратиться гражданин, если его права нарушены?
- Решение ситуационных задач:
Задача №1
Гражданин Сидоров обратился в суд на неправомерные действия администрации частного предприятия, которая не производила на его лицевой пенсионный счёт отчисления. В суде он получил разъяснения о том, что сначала следует обратиться в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем (в случае отказа) решать вопрос в суде.
Правомерны ли данные Сидорову разъяснения?
Задача №2
Гражданин Иванов посчитал, что муниципальный орган по его месту жительства незаконно вынес решение о наложении на него штрафа. Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что по месту жительства данная жалоба не была рассмотрена.
Верно ли разъяснили Иванову его права в суде?
Задача №3
Гражданин Петров подал иск в суд на противоправные действия сотрудника милиции, применившего незаконное задержание. Судья посоветовал Петрову первоначально обратиться к начальнику ОВД (Отдела Внутренних Дел), только затем в суд.
Дайте оценку действиям судьи.
Задача №4
Владелец частного магазина Сидоровский за нарушение правил торговли санитарных норм был одновременно оштрафован административной комиссией муниципального органа исполнительной власти и главным санитарным врачом. Сидоровский обратился в суд на необъективность штрафа, так как никто из покупателей не пострадал, жалоб на качество товаров не предъявлял, а взыскание слишком сурово.
На чьей стороне будет суд? Почему?
/Результаты работы комментирует группа экспертов, аргументируя выводы/
- Изучение нового материала:
1. В нашей обыденной жизни мы с вами нередко встречаем нарушителей общественного порядка, которые сквернословят, оскорбляя прохожих, унижая их человеческое достоинство, оскверняют общественные места. Они, казалось бы, не подлежат уголовному наказанию, но и безнаказанными их общество не оставит.
Какой ответственности подлежат такого рода правонарушения? (Административной)
2. Чтобы определить мотивы исследования на уроке, предлагаю экспертной группе прокомментировать и как-либо отнестись к записанным на доске цитатам классиков:
– Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим. /М. Клаудиус/
– Повелевать собою – величайшая власть. /Сенека/
– Нет более вредного животного, чем человек, не следующий законам. /Д. Саволаро/
– Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. /Ф. Вольтер/
– Старайся исполнять свой долг, и тотчас узнаешь, чего ты стоишь. /Л.Н. Толстой/
/учащиеся определяют:
– необходимость соблюдения законов;
– роль самовоспитания каждой личности;
– значение знаний об административной и дисциплинарной ответственности в борьбе с правонарушениями такого рода/.
3. Работа в группах.
/в пакетах каждой группы предложены материалы:
– Алгоритм действия группы;
– Блок–задание;
– Первоисточники (Кодексы, Устав школы, Правила учащихся);
– Предлагаемый состав группы/.
Алгоритм работы группы:
1) Уточните состав группы;
2) Определите капитана;
3) Познакомьтесь с перечнем заданий;
4) Выделите группу действий по работе с первоисточником;
5) Распределите задания каждому;
6) По окончании работы проговорите свои итоги в группе, выделите 1 – 2 основных выступающих;
7) Во время выступления представителей своей и других групп ведите тезисную запись новых знаний в тетради.
Блок – задание группе № 1
Объект вашего исследования Глава 2. КоАП РФ.
Определите:
1. Что называют административным правонарушением? (2.1) Попробуйте сделать схему- опору данного определения.
2. Каковы формы вины при административном правонарушении? (2.2)
3. Когда наступает административная ответственность? (2.3)
4. Чем она особенна для должностных и юридических лиц? (2.4, 2.10)
5. Что означают юридические категории: “крайняя необходимость”, “невменяемость”? (2.7)
6. * Подготовьте ситуационную задачу по своей главе. Запишите её условия для команды противника.
Блок – задание группе № 2
На основе главы 3 и 4 КоАП РФ:
1. Выделите “Виды административных взысканий” и составьте схему – опору. Попробуйте привести “Виды административных взысканий” в какую – либо систему. (3.1 – 3.11)
2. Какие правила устанавливают назначение административного наказания? (4.1)
3. Что смягчает, а что отягощает административную ответственность? (4.2 – 4.3)
4. Сроки давности и исполнения наказания. (4.5 – 4.6)
5. * Подготовьте ситуационную задачу по своей главе. Запишите её условия для команды противника.
Блок – задание группе № 3
На основе заголовков Особенной части (Раздел “) КоАП РФ /Главы 5–20/:
1. Попытайтесь представить сферу рассматриваемых административных правоотношений.
2. Предложите свой материал в виде схемы.
3. Используя материал учебника (с.113 – 114), определите, на какой основе, кто, каким образом регулирует административную ответственность несовершеннолетних.
4. Какие меры административного воздействия могут применить к несовершеннолетним от 16 до 18 лет?
5. * Подготовьте ситуационную задачу по своей главе. Запишите её условия для команды противника.
Блок – задание группе № 4
Согласно действующему законодательству администрации предприятий, учреждений имеют право наложения дисциплинарных взысканий на своих сотрудников в случаях нарушения трудовой и технологической дисциплины.
1. Как Трудовой Кодекс (ТК) РФ регулирует дисциплинарную ответственность? (Гл. 30, ст. 191–195)
2. Чем, по–вашему мнению, отличается дисциплинарная ответственность от административной?
3. Какие виды административных взысканий предусмотрены ТК РФ?
4. Каков порядок применения дисциплинарных взысканий?
5. Как Уставом школы определены права, обязанности, дисциплинарная ответственность учащихся? (Устав МОУ Зональной сош, Правила поведения учащихся)
6. * Подготовьте ситуационную задачу по своей главе. Запишите её условия для команды противника.
III. Закрепление материала:
1. Рефлексия по итогам работы каждой группы;
2. Решение ситуационных задач, составленных группами 1– 4
3. Оценка работы группой экспертов:
а) деятельности групп (по активности, правильности ответов, неординарности мнений);
б) уровню самоорганизации в работе, прилежанию;
в) уровню деятельности отдельных учащихся (по алгоритму оценки групп);
г) самооценка труда учащимися:
– справился ли с заданной программой;
– какие виды деятельности мне наиболее удались, в чём испытываю трудности;
– в знании каких вопросов остался неуверен;
– помог ли урок продвинуться к новым знаниям, умениям, навыкам?
4. Выводы по уроку:
– учащихся: разрешили ли мы задачи, поставленные перед изучением нового материала, достигли ли целей? Какую роль сыграл данный урок в системе правовых знаний в целом?
– учитель: внешняя оценка работы класса, групп, отдельных категорий учащихся, динамики личностного продвижения не только в ЗУНах, но и в УМах.
IV. Домашнее задание:
а) по учебнику: урок № 15, ?? и задания на с. 116–117;
б) консультация группы “В” для группы “А”;
в) для группы “С” составить (подобрать из периодической печати) ситуационные задачи (случаи), отражающие проблемы административной и дисциплинарной ответственности.
Данное построение урока решает как педагогические, дидактические, так и психологические задачи достаточно успешно:
– создаётся творческая учебно-поисковая обстановка, имеющая чёткую мотивацию действий, адекватную рефлексию;
– знания значительно лучше усваиваются за счёт сочетания активных форм, приёмов работ всеми категориями учащихся на личностном уровне;
– эффективно задействованы все группы детей в комфортном общении и динамично продуктивных учебных коммуникациях;
– мотивированы внешние и внутренние оценочные параметры результатов учебного труда