Урок-конкурс по теме: "Земноводные"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Обобщающий урок по теме “Земноводные” идёт пятым (последним) в системе уроков по классу Земноводные. Тема достаточно насыщена учебным материалом, интересна. Большой объём новых знаний в некоторой степени создаёт расплывчатость, неконкретность, нечёткость нового поля ЗУНов. Это заставляет учителя на финальном этапе создать такие условия рефлексии по разделу, которые способствовали систематизации, структурированию, полученных ЗУНов. Монотонный тип повторительно-обобщающего урока в традиционной форме не позволяет этого сделать, становится утомительным, малоинтересным. Поэтому итоговый урок был проведен в виде конкурса.

На уроке создана творческая атмосфера, которая способствовала развитию задатков каждого учащегося, проявлению способностей и интереса к научно-познавательной деятельности. Чёткая мотивация деятельности дополнялась элементами игры, что придавало положительную эмоциональную окраску, создавало обстановку творчества, продуктивных учебных коммуникаций.

В основе построения учебной деятельности педагогическая технология личностно–ориентированного обучения предмету. Обращение к субъектному опыту детей, наблюдениям, инициирование интересов каждого на базе ими замеченного придаёт более личностную направленность к решению заданий урока, к проявлению своих знаний даже тем детям, которые на традиционных потворительнообобщающих уроках стараются отмолчаться, остаться незамеченными.

Природосообразность, гуманизация межличностных отношений, оценка учениками их собственных возможностей и результатов учения, способствовали включению обстановки комфортности. Задания рассчитаны на развитие приёмов умственной деятельности всех учащихся. Во время урока, участвуя на посильных этапах конкурса, каждый ученик проявляет себя, что приносит ему удовлетворение. На таком уроке проходит конкурс знаний, умений и навыков.

Творческий характер заданий, разноуровневое содержание, эмоционально яркие картинки, музыкальное сопровождение ни в коей мере не сняли научную окрашенность содержания, а лишь предали ей новый импульс.

Возможность всем и каждому оценить себя и труд товарищей, услышать учителя в качестве “капитана”, первого среди равных, чьё мнение не авторитарное, а составляющее единое целое, совокупное с остальными – важный момент в объективности оценки детского труда.

Тема. Земноводные

Цели: создать условия для:

  • обобщения знаний о строении, жизнедеятельности земноводных;
  • установления их взаимосвязи со средой обитания, значение в природе, жизни человека;
  • проявления умений работать с разноуравневыми карточками – заданиями;
  • расширения и углубления понятий о земноводных.

Задачи:

  • совершенствования умений сравнивать, распознавать изученных земноводных по описанию, по картинкам;
  • определить уровень ЗУНов по разделу;
  • ликвидировать возможные пробелы знаний через личностное участие каждого в работе на уроке на предельном уровне способностей.

Понятия:

  • паротиты;
  • токсилогическое вещество;
  • (понятия прошлых уроков раздела)

Тип урока: обобщающий (урок-конкурс)

Оборудование:

    • Конверты (зеленые и красные);
    • Разноуровневые карточки с биологическим диктантом;
    • Кроссворды;
    • Разноуровневые карточки задания;
    • Картинки: Квакша, краснобрюхая жерлянка, лягушка Голиаф, суринамская пипа.

/звучит фонограмма игровой мелодии/

    1. Вступительное слово:

Сегодня на уроке мы проведём состязание на выявление лучшей команды этого сезона по классу Земноводные. В конкурсе команд вы должны показать свои знания, смекалку, эрудицию и сплоченность. Будьте внимательны к ответам товарищей по команде и к соперникам.

Сегодня у нас две команды:

1 команда Голиаф

2 команда Суринамская пипа.

  1. Конкурс “Разминка”.
  2. /Музыкальный гонг/

    Люди всегда замечали особенности поведения, строения животных. Сейчас мы с вами выявим некоторые особенности этих животных. Поможет в это команда экспертов – победителей олимпиад по биологии.

    Начинаем первый конкурс. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если не отвечает команда, которой был задан вопрос, может ответить другая команда. Пакет с вопросами выбирают капитаны команд.

    Вопросы команде “Голиаф”:

    1. Почему одну из тропических лягушек назвали быком?

    2. Какая из лягушек самая маленькая? (Филобус)

    3. Что вы слышали о лягушке как барометре?

    Вопросы команде “Пипы”:

    1. О чем думает жаба-ага?

    2. У нас для слуха есть два уха. А вот лягушка кроме ушей умудряется слышать пятками и кожей. Как это у них получается?

    3. Где находится яд у лягушки, и можно ли его использовать?

  3. Конкурс “Биологический диктант”.
  4. /Музыкальный гонг/

    Задания в красных конвертах – более сложные, чем в зеленых. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Задания на “5”.

    1. Кожа у земноводных ….

    2. К отряду хвостатых земноводных относятся ….

    3. Глаза земноводных имеют подвижные ….

    4. Нервная система состоит из …. и …. мозга и отходящих от них нервов.

    5. Земноводные при помощи кожи могут ….

    6. Сердце у всех взрослых земноводных …. ….

    7. В шейном отделе позвоночника земноводных имеется ….

    8. Кровь по организму взрослых земноводных течет ….

    9. Орган слуха земноводных состоит из ….

    10. Сердце у головастиков ….

    Задания на “4” и “3”.

    1. Тело земноводных покрыто ….

    2. Из каких отделов состоит тело земноводных?

    3.  Головной мозг у земноводных состоит ….

    4. Все наши земноводные проводят зиму в ….

    5. Сердце лягушки состоит ….

    6. Питаются лягушки ….

    7. Передние конечности у лягушки состоят ….

    8. Дышат лягушки с помощью ….

    9. Стопа у лягушки заканчивается ….

    10. Мочеполовые органы у земноводных открываются в ….

    Ребята, проверяем свои работы и оцениваем. Претенденты на “5” и “4”, передают свои работы экспертам, довольствующиеся “3” отдают на проверку своим капитанам.

    Капитаны команд собирают биологический диктант и относят жюри.

  5. Конкурс Знатоков (Индивидуальная работа по карточкамзаданиям).
  6. /Музыкальный гонг/

    Для выполнения этого задания капитаны команд выберите по одному представителю от каждой команды.

    Ребята, садитесь за первый стол и выполняйте задание.
    “5”

    1. По рисунку назови отделы пищеварительной системы.
    2. Назови стадии развития лягушки.
      “4” и “3”
    3. Назови по рисунку отделы передней конечности.
    4. Назови по рисунку отделы задней конечности.
  7. Конкурс “Кроссворды”.

img1.gif (12654 bytes)

  1. Конкурс “Почти поле чудес”.

/Фонограмма позывных мелодии телепередачи “Поле чудес”)/

Ребята, пока у нас представители команд выполняют задания по карточкам и решают кроссворды, мы с вами отгадаем название одного земноводного. На доске нарисовано 8 клеток. Каждая клетка соответствует букве. Нужно отгадать название земноводного по описанию. Можно отгадать сразу все слово или называть по букве. (За 1 букву 1 балл). Если команда называет все слово сразу и оно не правильно, команда получает 0 баллов.

Описание: Бесхвостое земноводное со стройным телом и относительно длинными ногами. Эти животные не покидают водоем весь год. Заметить земноводное нелегко; сверху ее тело светло-серое, буроватое или черное, с темными пятнами. Такая окраска сливается с фоном, где живет это земноводное. Яркое брюшко помогает отпугивать врагов; в случае тревоги животное не затаивается, а резко изменяет позу – поворачивается на спину, показывая брюхо. Животное как бы предупреждает “Не тронь меня, если не хочешь неприятностей”.

Чаще пользуется другими способом защиты, при раздражении ее кожные железы, выделяют яд. И если хищник попробует, ему навсегда запомнится её едкий вкус и яркая окраска как сигнал несъедобности. (Жерлянка)

– А теперь сдайте свои задания и кроссворды жюри и занимайте свои место.

Сейчас мы проверим знание капитанов. Капитаны вперёд!

  1. Конкурс “Капитанов”.

/Фонограмма мелодии конкурса капитанов КВН/.

– Узнать земноводное по рассказу. На доску помещены изображение земноводных.

Каждое земноводное говорит о себе тремя предложениями. Первое – самое трудное.

Если капитан угадывает земноводное с первой попытки, он получает 3 очка, со второй - 2, с третьей - 1

Рассказ квакши.

1.Я удивительно красивое существо, обычно окрашена в ярко-зелёный очень приятный

на глаз цвет.

2. Иногда моя окраска меняется – она носит функцию маскировки.

3. Мои пальцы снабжены характерными расширениями – присосками позволяющими держаться на гладкой поверхности.

Краснобрюхая жерлянка.

1. Я живу в болотах, мелких озерах, мелких водоемах. Мой голос напоминает грустное оханье.

2. Мои кожные выделения ядовиты.

3. Брюшко мое покрыто ярко-оранжевыми пятнами.

Лягушка Голиаф.

1. Я живу в Камеруне и Гвинее, ученые узнали обо мне не так давно, чуть больше 100 лет назад.

2. Я обитаю в трудно-доступных местах, охочусь на тритонов, лягушек, а также на мелких рыб.

3. Я самая крупная лягушка, бываю длинной до 33 см и весом до 4 кг.

Суринамская пипа.

1. Я обитаю в Бразилии, Суринаме и являюсь заботливой мамой.

2. Моя спина покрыта ячейками.

3. С помощью самца оплодотворенные икринки помещаются в ячейки на спине, там происходит их развитие.

Теперь предлагаю капитанам выбрать по одному представителю для решения биологических задач.

За правильно решенную задачу команда и участник получают соответственно “4” и “3” балла.

  1. . Конкурс “Биологические задачи”.
  2. /Музыкальный гонг/

    1. В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках их около 1,5 тысячи видов. Как это можно объяснить?

    2. В акватеррариум перед “носом” голодных лягушек положили умерщвленных мух. Лягушки не реагировали на них. Когда же этих мух поместили на кончик проволоки и привели в движение, то лягушки хватали предлагаемый им корм. Объясните результаты опыта.

    1. Лягушка – хороший пловец. Какие особенности строения способствуют ее передвижению в воде?

    2. Тело лягушки скользкое. Откуда берется на ее теле слизь?

    Пока идет конкурс “Биологические задачи” проводится художников.

    – Ребята, пока ваши представители решают биологические задачи, мы с вами проведем конкурс художников. Послушайте задание для обеих команд. Оно одинаково и оценивается в “5” баллов. Здесь все решит быстрота и знания.

  3. . Конкурс “художников”.
  4. Нарисуй сердце земноводного на доске и сделай обозначения в виде цифр.

    1. Правое предсердие.

    2. Левое предсердие.

    3. Желудочек.

    Ребята, сдайте биологические задачи жюри и будем дальше работать. Давайте послушаем о ядовитых земноводных. О том, что некоторые люди знают с тех времен, как существует род человеческий. Поэтому возникло много суеверий. Так ли они ядовиты на самом деле?

  5. Сообщения.
  6. 1. Обыкновенная саламандра.

    2. Как же на самом деле обстоят дела с ядовитостью земноводных?

  7. Подведение итогов:
  • Результаты работы учащихся (подводит группа экспертов):

– индивидуальные;

– в группах;

  • Результаты усвоения ЗУНов:

– что вы усвоили из данного материала легко, а что осталось не полностью усвоенным;

– какие новые знания особенно запомнились;

– какие виды работ позволили вам лучше усвоить учебный материал;

  • Результаты УМов:

– ваше мнение по роли изученного раздела в системе знаний по предмету;

– что, по–вашему следует дополнить в качестве внеклассного чтения, мероприятий по данным вопросам;

  1. Награждение команд.