Изучение темы: "Простейшие" в 7-м классе

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Урок 1 Тема Среда обитания, строение и дыхание простейших.

Задачи:

1. Способствовать изучению особенностей строения одноклеточных животных (простейших)
2. Подвести учащихся к пониманию единства органического мира.
3. Закрепить умение работать с микроскопом.
4. Использовать активные формы и приемы работы с целью проявления личного уровня зунов.

Понятия: Одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник,

Оборудование:

1. На каждую парту микроскоп.
2. Таблицы “Простейшие” “Хламидомонада”.
3. Микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”, “Туфелька”.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?

1) строение,
2) среда обитания,
3) как дышат; как размножаются; как передвигаются? На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.

2. Изучение нового материала.

1) История открытия – сообщение учащегося.“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.

2) Изучение строения простейших.

– Приготовьте таблицу (1) как на доске. Надписи сделайте точно также.

царство

животные

Вид

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Туфелька обыкновенная

Строение

Ложноножка

Оболочка

Цитоплазма

Сократительная вакуоль

Ядро

Пищеварительная вакуоль

 

 

Жгутик

Стигма

Сократительная вакуоль

Оболочка

Хлоропласт

Цитоплазма

Ядро

Запасные питательные вещества

Реснички

Сократительная вакуоль

Пищеварительная вакуоль

Ядро

М. Ядро

Рот

Порошица

Цитоплазма

Оболочка

Среда

Загрязненная

С гнилыми листьями

Загрязненная

Движение

Ложноножки

Жгутики

Реснички

Питание

Гетеротрофное, хищник

Гетеротрофное, автотрофное

Гетеротрофное, хищник

Дыхание

Кислород поступает через поверхность

Кислород поступает через поверхность Кислород поступает через поверхность

Размножение

Деление клетки

Деление клетки

Деление клетки, конъюгация

– Какие особенности строения можем отметить у каждого организма, рассматривая микропрепарат, читая текст, стр. 11, 14, 16 и рассматривая рисунки (1, 4, 7). Обсуждаем в парах, (на каждой парте какой-то препарат) и зарисовываем на доске и в тетрадях.

4. Внимательно рассмотрите рисунок в тетради. Чем отличаются эвглена от амебы и туфельки.

– Наличием хлоропластов.

5. Сравним ее с хламидомонадой (Таблица на доске).

– Наблюдается большое сходство, что указывает на родство между растительным и животным миром.

6. Как вы думаете, в какой среде могут жить эти животные и почему?

– В воде, потому что имеют очень тонкую оболочку, которая не может защитить их от потери воды.

7. Уточним сведенья о среде по учебнику, обсудим в парах, выскажемся, занесем таблицу.

8. Питание простейших.

Вспоминаем, на какие группы делятся по способу питания. Работаем в группах. Озвучиваем.

Читаем статьи в учебнике стр. 11–1 ряд; стр. 14–2 ряд; стр. 16–3 ряд. Рассказываем у настенной таблицы. Заносим в таблицу пункт “Питание”.

9. Дыхание простейших. Подумайте и скажите, как могут дышать эти животные? Объяснить.

– Через всю поверхность тела О2 поступает внутрь тела.

3. Закрепление. Обратим внимание на наши цели, что мы хотели узнать:

1) Какая среда обитания?

2) Строение:

а) Из каких частей состоит клетка?

б) Что находится под оболочкой?

в) Что кроме цитоплазмы и ядра находится в клетке простейших?

3) Чем является клетка простейших?

4) Почему мы говорим о связи растительного и животного мира?

5) Каковы заслуги Левенгука перед наукой.

4. Домашнее задание: статьи на страницах 11,14,16.

5. Заключение. Спасибо всем за урок. Оценки! На следующий урок продолжим изучение.

Урок 2. Тема: Процессы жизнедеятельности простейших.

Задачи:

1. Изучить процессы жизнедеятельности у одноклеточных организмов.

2. Закрепить понятие о систематике животных.

3. Развивать умение делать выводы и обобщения.

Понятия: Вид, класс, царство, обмен веществ.

Оборудование:

1. Микроскопы.

2. Культура инфузорий.

3. Лабораторное оборудование.

4. Таблицы “ Простейшие”, “Хламидомонада”.

5. Лабораторное оборудование.

6. Соль.

7. Аппликации “ Размножение”.

Ход урока.

I. Актуализация знаний (вопросы учителя)

1. Вспомним, какие цели вы выдвинули на прошлом уроке?

2. Какие из этих целей мы достигли?

3. Какова среда?

4. Почему именно вода?

5. Как дышат? Какой газ используют?

6. Что общего в строении у всех простейших – (их тело состоит из одной клетки).

II. Изучение нового материала.

1. Передвижение туфельки. Рассматриваем под микроскопом, читаем в учебнике стр. 11,14,16, обсуждаем в парах. Рассказываем о движении туфельки, амёбы, эвглены. Заносим данные в таблицу.

2. Деление простейших на классы.

Как связано наличие того или иного органа передвижения с принадлежностью к классу?

(Работаем в парах, используем настенную таблицу и таблицу в тетради). Делаем вывод, данные заносим в таблицу. Обращаем внимание на название вида.

Процессы обмена веществ.

Подумайте, обсудите в парах и скажите, какие вещества поступают в тело, а какие выделяются и как.

img1.jpg (54678 bytes)

Деление клетки. Коньюгация. Заносим пунктом 4 в таблицу.

4. Размножение – вспомните, как размножается хламидомонада. Учитель рассказывает о размножении простейших, используя аппликации. Заносим в таблицу пункт .

5. Раздражимость – посмотрите, что произойдёт, если вы в свой микроскоп положите хрусталик соли. (Вносим хрусталик к краю кожи).

6. Что наблюдаете?

Вывод: Животное обладает способностью реагировать на раздражители – это свойство раздражимости. Им обладают все. Амёбы плывут к бактериям. Эвглена плывёт на свет. Заносим в таблицу пунктом .

III. Заключение к уроку.

Мы с вами закончили изучение группы животных под названием простейшие.

1. Почему их так называют?

2. На какие классы делят и почему?

3. Какие свойства организма присущи простейшим?

IV. Домашнее задание.

Параграф 3,4,5. Сообщения “Раковинные корненожки”, “Паразитические простейшие”.

Урок 3. Урок – путешествие “ По морям, по волнам”

Тема: Общая характеристика простейших”

Задачи:

1. Обобщить знания о простейших как одноклеточных животных.

2. Совершенствовать умения выделять главное.

Оборудование:

1. “ Чемоданчик с карточками”

2. Магнитная доска

3. Иллюстрация “ 9 вал ”

4. Карточки счетчики (на каждого)

5. Аппликация “ Деление простейших “

6. Доска с карманчиком

7. Пакет с карточками “ Таксономические единицы”

8. Силуэты животных (у каждого)

Содержание урока. Звучит музыка “ По морям, по волнам “

Условия игры: Урок проводится в форме путешествия. Учащиеся перевоплощаются в матросов. Разбиваются на 3 команд , каждому выдается карточка – счетчик .

  1. Проверка снаряжения
  2. “Что возьмем в дорогу”. В “ чемоданчике “ матроса находятся карточки с терминами, которым учащиеся должны уметь дать четкую формулировку : ложноножка, жгутик, реснички, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль, циста, ротовое отверстие, глотка, раздражительность, обмен веществ. Эти карточки помещаем на магнитную доску.

  3. Метеосводка. На доске прикреплены 3 иллюстрации картины Айвазовского “9 вал ”, на обратной стороне которых есть вопрос и задание. Под каждым рисунком подпись “Шторм”, если ученик правильного ответил на вопрос, меняется на “Штиль” – отплытие разрешается.

Вопросы и задание для эрудитов (4б)

  1. На обратной стороне нарисована туфелька.

Какое животное здесь изображено? Какое значение имеет для него способность к передвижению?

2. Нарисована эвглена зеленая . Какое животное здесь нарисовано? Как оно питается?

3. Нарисована амеба . Как происходит у нее процесс размножения (по аппликации)?

III. Тренажер:

1. Восстанови порядок (4б) ,работа в паре, от каждой команды 2 человека

– На пару выдается конверт с карточками и доска с карточками. Разложить правильно.

Карточки класс (1шт) ,царство (1шт), животные (1), корненожки (1), эвглена(1), амеба (1), туфелька(1), зеленая (1) , обыкновенная (2).

Результат демонстрируется классу и обсуждается.

2. “Смотри, не забывай “– за каждый правильный ответ 0,5 балла, сигналят силуэтом животного

а) какое животное передвигается с помощью ложноножек?

б) у какого животного есть светочувствительный глазок?

в) у какого 2 ядра?

г) у какого животного есть жгутик?

д) у какого животного тело покрыто очень тонкой оболочкой?

ё) у какого животного есть реснички?

ж) какое может питаться как растение?

з) какое животное имеет две сократительные вакуоли?

к) какое животное захватывает пищу ложноножками?

л) у какого животного есть рот?

м) у какого животного есть 1 ядро?

н) какое животное является хищником?

о) образуются запасные питательные вещества?

п) имеет порошицу?

3. “Угадай, кто спрятался (5б) на каждого карточка со схемами. Узнать, какое животное под какой буквой (из таблицы пункт 4). Оцениваем по образцу (высший балл 5). Устно озвучиваем ответ .

4. “Отгадай задуманное животное (2б). На доске силуэты простейших . Учитель берет рисунок любого ( дети не видят, и отвечают только “да “ или “нет”). Вопросов каждая команда может задать не более 4. Например:

– У него есть хлоропласты?

– По способу питания это хищник?

– Имеет не определённую форму тела? – ответ “Амеба”

5. Кто лишний (3 балла). Работает группа из трех человек. Выдаются пакеты с изображениями: амебы, туфельки, эвглены, гидры, обозначенные буквами ( А,Б,С,Д)

– Назвать лишнее и объяснить почему.

6. Конкурс художников(2б). На классной доске изображены фрагменты тел простейших.

– Узнать, объяснить по какому признаку узнали .

IV. Подведение итогов – Мы преодолели уже много преград. Подсчитали свои достижения ( по командам) одной команде так держать, другой молодцы, третьей не сдаваться без боя, главные преграды впереди. Встречаемся на следующем уроке. Звучит музыка.

Урок 4. Урок путешествие “По морям, по волнам”.

Тема: Многообразие простейших, их роль в природе и жизни человека.

Задачи:

1. Расширить знания учащихся о простейших животных.

2. Выяснить роль простейших в природе и жизни человека.

3. Совершенствовать умения учащихся оценивать свой труд.

Оборудование:

1. Таблицы настенные

2. Карточки – задания

3. Иллюстрации к сообщениям.

Содержание урока.

I. Учитель – наше путешествие продолжается. Нам осталось преодолеть несколько опасных мест – и мы у цели. Не забывайте отмечать свои достижения.

Звучит музыка “По морям, по волнам”.

Препятствие “Бриз”.

II. На каждую парту 2 конверта. До черты – это обязательный уровень; После черты – повышенной трудности. Высший – более 10.

1. Эвглена, амёба, туфелька живут…

2. Их тело – это одна…

3. Клетка имеет 3 основные части…,…,…

4. При дыхании они поглощают…

5. Все они размножаются способом…

6. Кислород в тело простейших

7. Амёба и туфелька по способу питания…

8. Движение эвглены на свет и туфельки в сторону бактерий – это…

9. У эвглены есть…, поэтому она питается как…

10. При наступлении неблагоприятных условий у простейших образуется…

Первая остановка: Интересная история (Сообщение о раковинных корненожках)

III. Препятствие “Шторм”. 14 баллов.

На каждую группу. Шуточный рассказ с ошибками.

“Дорогие мама и папа! Служба у меня идёт хорошо. При увольнении на берег я в парке увидел амёбу. Она росла на клумбе и была красивого изумрудного цвета. Возвращаясь на корабль, я решил отдохнуть на чистых трудах; Вода в них хрустально чистая. Вижу, плавают в ней маленькие прозрачные эвглены, все покрытые курчавыми ресничками. А вслед за ними, туфельки. И машут им своими жгутиками. Удивился я на такие чудеса, да и пошёл к себе на корабль.

Любящий вас сын Ваня.

Вторая остановка “Сообщение о паразитических простейших”.

IV. Цунами. 16 баллов.

Учащиеся берут любую карточку, на карточке выставлено высшее количество баллов.

Нарисована туфелька – подписать рисунок.

Ответить па вопросы.

1. Основная роль простейших в природе заключается в том, что они являются:

а) Основным кормом для рыб.

б) Входят в цепи питания.

в) Образуют и выделяют кислород.

2. Туфелька передвигается, потому что у неё есть:

а) Реснички.

б) Жгутики.

в) Ложноножки.

3. Пища у туфельки переваривается в:

а) сократительной вакуоли,

б) пищеварительной вакуоли,

в) ротовом отверстии.

4. Для удаления непереваренных остатков у туфельки есть:

а) ядро,

б) порошица,

в) реснички.

5. При неблагоприятных условиях у туфельки образуется:

а) циста,

б) спора,

в) стигма.

V. Рисунок эвглены – подписать.

VI. Заполнить таблицу.

Органоиды Амёба Эвглена Туфелька
1. Оболочка

2. Ядро

3. Цитоплазма

4. Ложноножка

5. Жгутик

6. Реснички

7. Пищеварительная вакуоль

8. Сократительная вакуоль

9. Ротовое отверстие

10. Глотка

11. Порошица

12. Хлоропласт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 VII. Рисунок амёбы подписать.

VIII. Дайте определения следующим понятиям.

1. Сократительная вакуоль.

2. Пищеварительная вакуоль.

3. Светочувствительный глазок.

Учитель: Дорогие путешественники, вы храбро преодолевали все препятствия. Если вы набрали более 50 баллов, то вы благополучно прибыли домой с оценкой “5”; Если набрали более 40 баллов – хорошо; если более 30 баллов – удовлетворительно. Но если меньше, то, увы, вы остались в море. Но не огорчайтесь, пройдя подготовку, вы сможете доплыть до берега.

В заключении – игра в светофор.

Зелёный цвет – Урок понравился.

Жёлтый цвет – Урок понравился, но…

Красный цвет – Урок не понравился, потому что…