Урок химии "Суд над Кислородом"

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Интерес к химии как науке, элементу человеческой культуры нужно развивать не с 8 классе, а как можно раньше. Для учащихся 4 класса мы проводим ежегодно экскурсию в кабинет химии, рассказываем интересное о смыслах обыденных вещей - о происхождении кусочка школьного мела, демонстрируем опыты, говорим о родстве мела, раковины моллюска, скорлупы куриного яйца.

Для учащихся 5, 6 классов рассказываем о воде, свойствах воды, роли воды в жизни человека, животных, народном хозяйстве. Демонстрируем опыты получения “лимонада”, превращаем воду в “вино”, в “молоко” и так далее.

Для учащихся 7 классов первый урок химии проводим в конце учебного года – в мае. Урок – анонс нового предмета. Перед детьми выступает его величество Кислород. Кое – что о газе Кислороде дети уже знают с уроков природоведения, ботаники и зоологии (процесс фотосинтеза, знают о необходимости Кислорода для жизнедеятельности растений и животных).

Дети впервые на таком уроке, где вещество №1 обвиняется в “грехах”. Урок – игра проходит на одном дыхании, будит воображение детей, эффективные опыты надолго остаются в памяти у семиклассников. Эмоциональная насыщенность, острая проблемность обсуждаемого вопроса позволяют придать нравственную направленность воображениям школьников.

Учащиеся 8 класса сами выбрали эту тему. И объяснили тем, что младшим школьникам полезно знать о Кислороде как о веществе, вокруг которого вращается зеленая химия. Тема более близкая, казалось бы знакомая, приобретает новое звучание, окрашивается “живыми” опытами, вызывает интерес открытия, заставляет искать химические реакции в “домашней” химии, в повседневной жизни.

Дети сами писали сценарий урока, готовили костюмы прокурора, судьи, Кислорода, под руководством учителя проверяли и проводили демонстрационные опыты. Это способствовало самостоятельности учеников и высокой активности, более взрослой ответственности, акцентировало внимание на необходимости строгого соблюдения Правил техники безопасности.

Можно утверждать, что данный урок чётко встраивается в систему подобных, анонсирующих новые предметы. Это усиливает интерес к незнакомому учителю, предмету, снимает стресс неожиданности, боязни ответственности, сложности.

Ролевая игра заставляет сопереживать не только зрителей-семиклассников, но “новых учителей-артистов”. Театрализация, игровые моменты способствуют раскрытию ранее не проявляемых талантов отдельных учащихся, которые после такого урока более активно и лучше изучают предмет, чувствуют свою ответственность, по-новому видят химию как науку.

Дети после таких уроков с интересом заглядывают в кабинет химии, ждут изучения новой для них науки – химии. Этот урок полезен как для учеников – семиклассников так и для “учителей - восьмиклассников”.

Тема. Суд над Кислородом.

/Для уч–ся 7 класса приготовили 8 – классники /

Цель: создать условия для:

  • развития интереса к предмету,
  • стимулирования познавательной активности учащихся,
  • творчества семи и восьмиклассников;
  • углубления знаний о свойствах Кислорода, его роли в природе и жизни человека.

Задачи:

  • анонсировать новый предмет в коллективе семиклассников через пример знаний, умений и навыков их более старших товарищей;
  • дать публичное звучание теме, предмету, учебным действиям восьмиклассников;
  • через ролевую игру помочь погрузиться в мир реально окружающих химических процессов.

Понятия:

    • Кислород;
    • оксиды;
    • горение.

Оборудование:

  • колбы с Кислородом;
  • горелка;
  • спички;
  • лучинка;
  • прибор для собирания газа методом вытеснения воды и воздуха.
  • Реактивы: фосфор, cера, тонкая стальная игла, образцы металлов и их оксидов.
  • Плакат: “Применение Кислорода”;
  • рисунки уч-ся по теме урока.

Тип урока: урок новых знаний.

Оргформа: ролевая учебная игра

Девиз урока:

Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия .

Я. Берцелиус.

Он всюду и везде:
В камне, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небесной синеве.

Действующие лица:

  1. Кислород – Катя К.
  2. Адвокат – Василий М.
  3. Свидетели защиты – Мария З. , Наташа П., Оля Д, бабушка-Платина, врач-Миша А.
  4. Государственный обвинитель (прокурор) – Алёна П.
  5. Свидетели обвинения – Саша А, Денис Д.
  6. Судья – Марина Ю.
  7. Секретарь – Света Т.

ХОД УРОКА:

/фонограмма торжественной мелодии/

Ведущий:

Встать, суд идёт. Прошу сесть. Слушается дело о злоупотреблении Кислорода своим положением.

Прокурор:

Кислород, пользуясь своим служебным положением, окислил многие металлы (Zn, Fe, Pb, Sn), (демонстрация образцов металлов и их оксидов), превратив механизмы и технику в груду металлолома.

Обвиняю Кислород в поджогах (сгорели ценные леса в Сибири);

Кислород организовал взрыв бензина на нефтебазе и нанёс народному хозяйству большой материальный ущерб;
погибли шахтёры в шахте из-за того, что метан сгорел в Кислороде.

И прошу вас, господин судья, вынести самое строгое наказание Кислороду.

Нужно Кислород исключить из периодической системы Д. И Менделеева, собрать в колбу и закопать на большой глубине.

Ведущий:

Заслушаем свидетелей обвинения.

Свидетель №1:

Уважаемый суд, мы собрались сегодня, чтобы судить небезызвестный нам

Кислород за его черные дела.

В 1772 г. Кислород был приглашен Д. Пристли в Англию для проведения экспериментов. Пристли посадил мышку под стеклянный колпак с Кислородом и не выпускал её до тех пор, пока она не сдохла. Таким образом, Кислород является сообщником этого ужасного преступления.

Свидетель № 2:

Осенью, когда люди очищают лесопосадки от сухих листьев и жгут костры, Кислород ночью, надев маску и перчатки, ходит по лесу и раздувает огоньки.

Реакция горения – вот без чего не может жить Кислород!

(демонстрация обнаружения тлеющей лучиной Кислорода в колбе).

Свидетель № 3:

Однажды на вечеринке у Кислорода произошел конфликт с золотокудрой Серой.

Сера сгорела в Кислороде (Демонстрация опыта горения серы в Кислороде),

S + O2 > SO2 при горении, как известно, образуется едкий сернистый газ.

Этим газом отравилась старая тетушка Медь. В тяжелом состоянии она была доставлена в больницу.

Прокурор:

Нет прощения Кислороду. Ужасны его дела, и особенно реакции горения:

(Демонстрация)

Фосфор горит: 4P + 5O2 -> 2P2O5

Железо горит: 3Fe + 2O2 -> Fe3O4

Углерод горит: C + O2 -> CO2

Я предлагаю высшую меру наказания: исключить Кислород из таблицы Д.И. Менделеева, собрать и закопать его на большой глубине, лет на пять, а потом отправить его на исправление в Таблицу растворимости.

Ведущий:

Внимание! Слово защите.

Адвокат:

Дамы и господа!

Уважаемые судьи и товарищи присутствующие!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы судить гражданина Кислорода. Его обвиняют в поджигательной деятельности враждебной человечеству.

Свидетель обвинения не совсем прав.

Действительно в 1771 году Пристли установил, что “в растениях присутствует что-то, способное исправлять воздух, испорченный горением свечи”. Кроме того, он обнаружил, что мышь погибает в закрытом сосуде, но если вместе с ней под колпак поместить растение, то мышь останется жива (плакат).

Экспериментом Пристли доказал, что для дыхания нужен Кислород, а растения – поставщики Кислорода!

Поэтому прежде чем осудить его, наши достопочтимые судьи и все присутствующие, вы должны услышать правду о жизни и деятельности гражданина Кислорода.

Бабушка Платина:

Кислород родился в 1772г в небольшом шведском городе. Его мамой был Карл Вильгельм Шееле, а папой Джозеф Пристли. Антуан Лавуазье был его крестным отцом, он то и назвал его “Кислород”, что в переводе с химического означает “Данный богами для блага людей”.

Детство его было трудным. Он рос очень добрым и милым. Когда Кислород был еще ребенком, он спас несколько тысяч африканцев от жажды и от голода. Было очень засушливое лето и тысячам людей, среди которых было много детей, грозила страшная смерть. Умирали посевы, от жажды погибал скот. А тем, кто еще мог бороться с жаждой, грозила неминуемая смерть от голода.

Но Кислород не дал им умереть. Он поговорил со своим младшим братиком Водородом, вместе они создали воду

(уравнение получения воды: 2Н2 + О2 ->2Н2О).

Напоили ею людей, полили их посевы. Разве можно уже после этого обвинять Кислород в реакции горения? Многие реакции горения дают нам тепло (горение угля, древесины, пропана). С помощью огня можно сварить пищу, обогреть жилище. Только слепец и глупец не видит этого.

Свидетель №1:

Когда Кислород учился в колледже (его очень хвалили учителя за трудолюбие), он спас от смерти одну маленькую девочку. Она задыхалась от страшной простуды, и врачи ничего не могли сделать. И только Кислород спас её от смерти. Он наполнил своим газом специальные подушки, Кислород смог поступать к ней в организм, девочка смогла дышать и быстро поправилась.

Независимый экспертврач:

Витамин “О” так можно условно назвать Кислород. Без него мы не можем прожить и несколько минут. Кислород необходим, прежде всего, для выработки энергии в клетках животных и человека.

Проследим путь Кислорода.

В процессе дыхания он поступает в легкие, где соединяется с кровью и переносится к клеткам организма. Носителем Кислорода является гемоглобин красных кровяных телец.

Кислород расходуется на окисление пищи с образованием энергии.

А что произойдет при отсутствии Кислорода?

Ни какие жизненные процессы невозможны, и клетки погибают.

Адвокат:

Но и это не последний факт из жизни Кислорода, подтверждающий, что Кислород делает всё во благо людей.

И если мы осудили его, мы умрём! Ведь в организме человека есть Кислород и дышим мы Кислородом, а не азотом.

На долю Кислорода в организме человека приходится 65%.

Представьте себе, что 65% вашего тела исчезло!

Что останется от вас? сухая мумия в 20кг!

Он жизненно важен для всего живого на нашей планете. Так что, нам всем следует серьёзно задуматься, прежде чем вынести окончательный приговор.

Свидетель №2:

Рассказывает о нахождении Кислорода в природе, получении Кислорода и собирании его в сосуд, физических свойствах (плакат).

Свидетель №3:

Рассказывает о химических свойствах Кислорода, о его применении (плакат).

Адвокат:

Да, Кислород смертоносное оружие.

Может показаться удивительным, но Кислород, столь необходимый для жизни человека и животных оказывается смертельным ядом для множества болезнетворных вирусов, бактерий и паразитов.

Я думаю всем понятно, что за элемент – Кислород и его роль в жизни планеты.

Ведущий:

Слово предоставляется Кислороду.

Кислород:

Многоуважаемый суд! Я знаю, что чистосердечное признание смягчает вину. Да, я люблю реакции горения (их почему – то часто называли поджогами), но без них нет тепла, пищи вкусной, многих полезных вещей.

Без меня не поднимется в небо лётчик, не опустится на дно моря водолаз, остановятся доменная печь, транспорт. Вы не можете меня казнить. Без меня умрут все живые организмы. Но главное то, что все живые организмы дышат Кислородом. А если вы всё же меня казните, то земля превратится в пустыню и ветер, будет переносить пыль и свистеть в проводах.

Я не хочу людям зла. Я не люблю пожары, взрывы на шахтах эти катастрофы происходят от неумелого, безграмотного обращения со мной.

Сколько пришлось пережить нам с братом, когда люди стали строить заводы и выпускали автомобили, загрязняя атмосферу. Да, мы очень обижены на таких людей, но не все же плохие, а есть и очень хорошие люди – грамотные, они продувают очистные сооружения и озеленяют города. Этим людям я благодарен за чистый воздух и уютный город.

Вину свою я не признаю.

Суд уходит на совещание.

Ведущий:

Встать! Суд идет!

Судья.

Прошу всех сесть.

Заслушав и обсудив показания свидетелей, обвиняемого, защитников суд сделал следующие выводы:

  • Благодаря Кислороду существует всё живое на нашей планете.
  • Кислород вездесущ: из него в значительной степени состоят не только воздух, вода и земля, но и мы с вами.
  • Могущество Кислорода проявляется уже в том, что мы им дышим, а ведь дыхание синоним жизни “Пока дышу, надеюсь”.
  • При обычных условиях Кислород не только бесцветен и поэтому невидим, но и никак нами не воспринимается, он не ощутим никакими органами чувств. Но недостаток Кислорода, а тем более его отсутствие мы почувствовали бы мгновенно.

Суд принял решение:

Кислород полностью оправдать, оставить его в периодической системе и отблагодарить за верную службу людям, всему живому на Земле.

/звучит фонограмма мелодии “Марш победителей”/.

Учитель:

Вот и закончился наш урок. Понравился ли он вам? Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную наукухимию.