Сущность технологии.
При подготовке и проведении урока я рассматриваю свою педагогическую деятельность с трёх функций, являющихся средством организации моей работы:
- Логической (дидактической);
- Методической;
- Психологической (антропологической).
Что касается первой (логической) функции, я чётко должна представлять место урока в теме и вообще в курсе, выявить конкретную единицу содержания, над которой предстоит работать с учащимися.
Рассматривая всю деятельность с методической стороны, я должна иметь в своём сознании такую картину, которая даёт возможность организовать работу над пониманием ребёнком задачи и её решением; т. е. мою единицу содержания передать ребёнку.
Ну, относительно третьей функции, я должна знать всё о ребёнке: его возрастные особенности, какие-то другие, с ходу уметь обнаруживать способности ребёнка. Единица содержания должна опираться на уровень сознания ребёнка (готов ли он принять содержание, подготовленное учителем). Я должна искать способности в себе и у детей, чтобы “продвинуть” эту единицу содержания. При подготовке к уроку я стараюсь планировать свою работу с учётом вдруг возникшего непонимания ребёнком пройденного материала. А теперь мне хочется остановиться на методической функции, - как я работаю по задачной форме организации учебного процесса.
Что значит поставить перед ребёнком задачу? Её недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т.е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть “пропустит мимо ушей”.
Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными “открытиями” учеников:
- Они должны обнаружить, что чего- то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи).
- Они должны хотеть решить эту задачу, стремиться к её решению.
При подготовке к уроку я обязательно учитываю
принципы постановки учебной задачи:
Ребёнок должен понимать задачу, а помочь в этом могу я, “двигая” его по четырём линиям:
- Понимание задачи;
- Моделирование способа;
- Вывод способа;
- Реализация способа.
Когда организую работу по пониманию учеником задачи, я должна построить свои действия так, чтобы в сознании ребёнка были “заполнены” следующие четыре точки: долженствование (я должен выполнить задание), несостоятельность (не могу выполнить задание), дополнительная работа над самим собой, критерии реального сдвига над самим собой. На схеме это выглядит примерно так:
(У.З. - учебная задача, Д. – долженствование, Н.–с. – несостоятельность, Д.р. – дополнительная работа, КР – выбор критериев, М. – моделирование, Сп – выход на способ, Р.с. – реализация способа).
Стрелки показывают, в каком направлении может двигаться мышление ребёнка в процессе постановки и решения задачи. Иногда приходится постоянно возвращаться от реализации к модели, к способу, и обратно, так как эти процессы очень тесно связаны друг с другом. При работе по задачной форме организации очень важно подобрать исходное задание, которое будет предлагаться выполнить учащимся. Задание должно содержать нужный способ решения, внешне казаться лёгким, но чтобы при его выполнении ребёнок зашел в “тупик”.
Когда ребёнок обнаруживает свою несостоятельность, нужно обязательно организовать рефлексию его способа действия:
- Расскажи, что ты делал?
В это время обязательно фиксирую на доске действия ребёнка. Когда ребёнок убеждается ещё раз, что он всё делал правильно (сработал контрольно-оценочный механизм), надо организовать работу над выявлением разницы изучаемого объекта с изученным (выделить новые условия):
- Чем отличается?
- Почему старый способ на новом материале не срабатывает?
Когда поставлена цель (надо выполнить это задание), выявлены условия (чем отличается?), тогда можно зафиксировать вопрос, над которым ребёнок будет работать на уроке. Так заканчивается 1 этап – понимания учебной задачи. Затем начинается 2 этап – решение задачи, который включает в себя следующие действия:
- Анализ,
- Моделирование,
- Преобразование модели,
- Решение частных задач,
- Контроль и оценка.
Я прошу выдвинуть учащимся свои версии решения поставленной задачи. Если версии не предлагаются, то работу эту можно проделать в группах. На доске фиксируются ответы детей. Таким образом, намечается предварительный план действий. Затем идут сами действия. Каждая группа пытается объяснить свой способ, зафиксировать в виде модели или дать словесное описание так, чтобы остальным учащимся было понятно решение. Другие учащиеся задают вопросы на понимание. Так рождается найденный в процессе диалога способ решения задачи.
Далее мной предлагается выполнить задание, при котором нужно проверить, срабатывает открытый детьми способ или нет.
Когда учащиеся убедились, что их способ действует, тогда можно зафиксировать на доске результат. Таким образом, запись на доске (обычно я это делаю в левой части) выглядит так:
? (формулировка в словесной или знаковой форме)
план действий
1. …
2. … (версии детей)
3. …______________________________
результат в словесной
или знаковой форме
Распознавание слов, которые различаются гласной буквой в корне.
Цель.
- Расширить представление учащихся о способе проверке слов с безударной гласной в корне.
- Развивать умения задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- Воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II Постановка задачи на урок.
– Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформировать задачу на этот урок.
(На доске запись): Л.жи, м.чи –
Проверь слова, да не сп.ши!
Красиво, правильно сп.ши!
- Нужно вставить пропущенные буквы. (выполняется самостоятельно).
- Проверка выполнения. Обмен тетрадями.
- Формулирование задачи.
Выясняется, что буквы вставлены разные. Спрашивается несколько ребят, у которых разное написание буквы в словах. Попутно делается запись на доске.
Лежи (лижи), мечи (мячи).
- На какое правило слова? (На безударную гласную).
- В какой части слова? (В корне).
- Проверять умеем? (Умеем).
- Как? (Подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение).
- Почему буквы разные? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
- Так какую задачу поставим сегодня на урок?
(Формулируем вместе, учитель уточняет).
- Будем проверять безударную гласную в корне, если слова произносятся одинаково.
(Задача на уроке поставлена и понята учащимися).
III. Решение задачи.
- На доске записаны предложения:
В дупле старого дерева живёт л.са.
Вокруг старого озера раскинулись л.са.
Задание: Вставить пропущенные буквы, объяснив написание.
При проверке обязательно спрашивается:
- Что ты делал?
- Как ты это делал?
Если это заведено в классе, как у нас, то вопросы на понимание всегда задают сами дети друг другу, и дети же оценивают ответ своих товарищей значками “согласен”, “не согласен”.
2. Вывод способа проверки детьми.
- Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать однокоренное слово (значит сходное по смыслу).
IV. Физкультминутка. (песенка с движениями).
У оленя дом большой.
Смотрит он в своё окошко:
Зайка по лесу бежит,
Лапкой в дверь стучит.
“Тук, тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой”.
“Зайчик, зайчик, забегай,
Лапку мне давай!”
V. Закрепление способа.
- Комментированное письмо словосочетаний: поласкать щенка, полоскать бельё, отварить картофель, отворить дверь, посидеть на скамейке, поседеть от старости, слезать с забора, слизать сметану, запивать лекарство, запевать песню.
- Игра “Сколько слов?”
На доске записаны слова: б.чок, зав.ла, ч.стота.
- Сколько слов можно придумать тут? (бачок, бочок, завела (волосы), чистота, частота).
3. Составить и записать предложения с этими словами.
VI. Итог урока.
- Чему учились на уроке?
- Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?