Конспекты занятий к комбинаторной программе "Антинаркогенное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Конспекты занятий для детей 6-7 лет по комбинаторной программе “Антинаркогенное воспитание детей старшего дошкольного возраста” созданной в нашем детском саду. В основе программы лежит пособие Макеевой А.Г. и Лысенко И.А. “Долго ли до беды?” выпущенное в 2000 году, как приложение к журналу “Обруч”. Мы внесли в него свои изменения и дополнения. Работа по программе идёт третий год. Уверены, что наши усилия не напрасны. и мы сумели сохранить здоровье наших дошколят.

Раздел 1. Главное чудо света.

Тема: Здоровье и болезни.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с основными путями распространения инфекций. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

2. Обучить дошкольников приёмам защиты от инфекций.

3. Закрепить навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова “насморк” и “микроб”.

Оборудование:

  • картинки с изображением больных и здоровых детей, микроба;
  • пульверизатор и тальк, влажные салфетки;
  • предметы, способные защитить от инфекций, распространяемых воздушно – капельным путём (например, марлевые повязки, платки, салфетки), предметы, не совсем для этого пригодные (открытка, полотенце, шарф), совсем не предназначенные для защиты предметы, капсулы от “киндер – сюрпризов”, мелко нарезанный лук, ложечки;
  • карточки с улыбающимися личиками.

Ход занятия.

Сегодня я хочу рассказать вам много интересного и полезного и пригласить вступить в мой клуб “Неболейка”, а вы хотите? Но для этого вам нужно будет многое узнать, ответить на мои хитрые вопросы, а главное научиться беречь своё здоровье и здоровье окружающих.

Приглашаю вас присесть на стульчики. Мальчики, не забудьте пропустить девочек вперёд.

Ребята, скажите, сегодня все дети из группы пришли в детский сад? Вы знаете, почему их нет?

К сожалению, болеют и взрослые и дети. А если я скажу слово “болезнь”, что вы себе представите? А теперь произнесу слово “здоровье”, какие у вас ощущения?

Как вы считаете, что лучше: болеть или быть здоровым? Я вижу, что никто не любит и не хочет болеть, а почему?

А теперь посмотрите на картинки. Все ли дети, изображённые на них здоровы? По каким признакам вы определили, что у девочки насморк?

Упражнение со словом

Вы узнали новое слово “насморк”, это болезнь. Давайте придумаем предложения со словом насморк. (Если не смогли, даю 2 слова, например, гости и насморк.) Получается предложение: Я не пойду в гости потому, что у меня насморк. (Насморк – платок, доктор – насморк, капли – насморк.)

Игра “Здоровые и нездоровые слова”

Воспитатель называет слово, если оно связано с болезнью, дети приседают, если со здоровьем, подпрыгивают. Педагог намеренно путает движения, последними называются слова таблетки и микроб. Сильных детей попросить объяснить своё решение.

Вы настоящие неболейки, но давайте разберёмся с вопросом о микробе.

Микроб – это маленькое, маленькое существо. Он путешествует от больного человека к здоровому и заражает болезнью, например простудой или ангиной. Микроб такой маленький, что его нельзя увидеть. Возможно, что он выглядит вот так (выставить картинку).

Поэт написал о нём так:

Микроб – ужасное животное,
Коварное, а главное, щекотное.
Такое вот животное в живот залезет
И спокойно там живёт.
Залезет, шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание, и пот.

Ребята, а как вы его себе представляете? По-вашему микроб, какой? А как микробы попадают в организм? Хотите, я вам покажу?

Игра – демонстрация “Апчхи!”

Это пульверизатор, устройство для разбрызгивания жидкости. Его используют, например, для опрыскивания растений. Представьте, что это человек, у которого насморк, и он чихает. Апчхи!

Что вы почувствовали на ладошках? А на лицо попало? Вот так и больной, когда чихает и прикрывает рот платком или рукой, не даёт капелькам своей слюны, попасть на здоровых людей. А в маленькой капельке его слюны живёт много микробов.

А что произойдёт, если при чихании не закрывать рот? Проверим? Апчхи!

Куда делись капельки слюны? Осели на вас, возможно, вы их вдохнули. Итак, когда чихаем…(нужно прикрывать рот).

А теперь опять поиграем, вот вам задание.

Игра “Выбери и защитись”

Посмотрите на эти предметы. Выберете те из них, которые помогут вам защититься от микробов, которые распространяет больной. А теперь защищайтесь! Апчхи! Апчхи! Замечательно. А сейчас помогите нашему больному использовать эти предметы для защиты.

Ребята, а как можно использовать для защиты предметы, оставшиеся на столе? Покажите?

Молодцы, вы научились защищаться от микробов, которые передаются по воздуху. А как ещё они могут путешествовать от человека к человеку? Предлагаю проверить.

Игра-демонстрация “Чистюльки”

Закройте глазки. (Я насыпаю в руку тальк и “здороваюсь” с тремя детьми. Затем прошу их пожать руки остальным детям.) Посмотрите на свои ладошки! А если такими грязными руками вы возьмете фрукты, что произойдёт? Значит, что нужно делать?

Ребята, у меня для вас звуковое письмо от поэта Юлия Тувима. Послушайте. (“Песенка о воде”) Последуем совету поэта? (Моем руки или протираем влажными салфетками)

Ароматная загадка

А ещё микробы очень боятся запаха. А какого, вы сейчас узнаете. Закройте глазки, вдохните глубоко, что у меня в тарелке? Правильно, лук. Послушайте легенду. В древности воины считали, что лук охраняет их от мечей и копий врагов. Рыцари носили медальоны с луком на шее. Лук спасает от простуды и гриппа. Недаром в народе говорят “Лук, от семи недуг”.

Давайте и мы сделаем себе такие же медальоны, которые защитят нас от разных болезней.

Возьмите по медальону, положите в него несколько ложечек лука, закройте, встряхните, понюхайте. Пахнет?

А какие ещё народные средства оздоровления существуют, вы постарайтесь узнать у мамы или бабушки, а потом поделитесь с друзьями.

Запахом лука мы закалили носики, а теперь давайте закалим наше горлышко.

Упражнения “Весёлые плакальщики”, “Смешинка”

Положите пальчики на горлышко, сморщите лицо, будто плачете, через нос глубоко вдохните, и выдохните через рот, произнося звук [ы]. Повторяем несколько раз. Чувствуете, как напряглось ваше горлышко, оно становится сильнее и не пропустит микробов.

А теперь упражнение “Смешинка”. Поставьте палец на кончик носа. Улыбнитесь, произносим “хи-хи-хи”, “ха–ха–ха”, “хо–хо–хо”. Так несколько раз. Замечательно. [1]

А сейчас вспомним всё, о чём сегодня говорили.

Я начину предложение, а вы его закончите.

  • Прежде, чем съесть яблоко…
  • С капельками слюны распространяются…
  • Когда насморк…
  • Когда чихаете…
  • Лук защищает…
  • Когда приходим с прогулки…

Здорово, вы достойно прошли все испытания. Я принимаю вас в клуб “Неболейка”. Вручаю вам визитки. Будьте здоровы!

Раздел 5. Волшебный экзамен.

Тема: Там на неведомых дорожках.

Программное содержание:

1. научить правилам поведения, позволяющим преодолевать наркогенное давление со стороны окружающих.

2. научить устанавливать причинно-следственные связи.

3. развивать навыки социальной адаптации.

Словарная работа: обогатить словарь детей вежливыми формами отказа.

Оборудование:

  • маски фей Дряхлость, Болезнь, таинственной незнакомки, гномика Здоровячка;
  • 2 ватмана, соединённых между собой. На одном – мрачные дорожки и домики фей и незнакомки в виде пачки сигарет, коробки лекарств, шприца, на другом – яркие дорожки страны Здоровье, 3 круглых запрещающих значка;
  • пластиковые стаканчики с солью, содой, сахаром, 3 пустых стаканчика, 2 бутылки с водой, витамины в разных упаковках; краски, листы для рисования, колокольчик, ножницы;
  • музыкальные фрагменты с расслабляющей и весёлой музыкой.

Ход занятия

Доброе утро, друзья! Какой чудесный сегодня день! Хотя, что в нём чудесного? Как вы думаете?

А вы верите в чудеса? А какое на свете самое главное чудо?

Молодцы, как много чудес вы назвали. И как сложно выбрать самое главное. Давайте попробуем его сегодня найти.

Нам повезло, у нас есть карта местности, по которой мы будем путешествовать, но нет никаких указателей, потому что до нас там никто не бывал. Отправляемся в путь по неведомым дорожкам. Кстати, а что значит неведомые дорожки? Действительно, неведомые, значит неизвестные. Вот идя по таким неведомым дорожкам, возможно, мы и найдём главное чудо света.

А чтобы с нами в пути не случилась беда, возьмём с собой волшебный колокольчик, который поможет отыскать чудо и избежать опасности. В добрый путь, друзья!

Давайте сделаем остановку, у нас что-то впереди (дети подходят к столу, на нём маска злой феи “Болезнь”, разные лекарства).

Воспитатель примеряет маску и от имени феи: “Фу – у – у, здоровым духом пахнет. Я фея Болезнь, а вы кто и зачем сюда пришли?” (Дети отвечают, что они путешественники и ищут главное чудо света)

Значит, вы пришли по адресу, вот они главные чудеса. Смотрите, какие красивые баночки, таблеточки. Не желаете попробовать? (Дети должны отказаться, фея уговаривает, но звенит колокольчик, если кто-то всё-таки тянется к лекарствам)

Не будете пробовать? Ну, тогда прощайте навсегда!

(Воспитатель задаёт детям вопросы: почему они не взяли (хотели попробовать), уверены ли они, что это витамины? Можно ли принимать лекарства без разрешения врача или мамы? Что произойдёт, если всё – таки съесть таблетку?)

Дети, мы нашли главное чудо? Мы отправимся дальше в путь, но чтобы больше никто не встретился со злой феей, поставим предупреждающий знак на карте, что на эту дорожку ходить нельзя.

Пойдём дальше (подходят ко второму столу, на нём маска феи “Дряхлость” и пачка из-под сигарет)

Здравствуйте ребята. Вы пришли ко мне в гости, я – фея “Дряхлость”, а вы кто? Что тут делаете?

Ищете чудо? Зачем, вот же оно (показывает на пачку). Это средство помогло мне стать такой красивой, как сейчас. Посмотрите на себя, какие вы некрасивые, у вас розовые щёки, гладкая кожа. Толи дело я. Румянца на щеках нет, кожа серая, вся сморщилась, собралась в складочки. Угощайтесь, будете похожи на меня (дети оказываются, звенит при этом колокольчик). Не хотите, ну значит нам не по пути! (Воспитатель убирает маску)

Молодцы ребята, вы правильно поступили, вот ещё на одну неведомую дорожку меньше, давайте и её отметим на карте значком.

Продолжим путь. Снова у нас что-то на пути (маска “Загадочной незнакомки”, стаканчики с солью, содой, сахаром, бутылка с водой).

Здравствуйте дети, я очень рада вас видеть (дети спрашивают, кто она такая). Я - Загадочная незнакомка. А что вы здесь делаете?

Проходите ко мне в гости, не стесняйтесь. У меня для вас приготовлены подарки, игрушки, мороженое, я вас не обижу (дети отказываются). Не хотите? Тогда утолите жажду с дороги! (Предлагает воду в стаканчиках) Не хотите, точно? Она такая вкусная и полезная! Нет? Тогда прощайте!

Ребята, вы молодцы, что отказались выпить эту жидкость и не пошли в гости к незнакомке.

Вы уверены, что она предлагала вам воду? На что похожа жидкость в стаканчиках и в бутылке?

Давайте убедимся в том, что вы поступили правильно, ведь неизвестно, что в эту воду можно было насыпать. Возьмём 3 чистых стаканчика, нальём в них воду из бутылки, которую я взяла с собой в путь. В каждый положите по ложечке сахара, соды и соли. Хорошо перемешайте, что вы наблюдаете, что происходит с веществами, с водой, появился ли запах, изменился ли цвет?

Закройте глазки, (переставляю стаканчики местами), не забывайте, что пробовать и нюхать нельзя. Теперь откройте и покажите стакан, в который вы клали соль, а сахар где? Какой вывод вы можете сделать? (неизвестные вещества пробовать и нюхать без разрешения родителей нельзя, отказываться, если предлагают)

Нашли мы главное чудо света? Давайте поставим предупреждающий значок на карту.

Ребята, мы с вами проделали такой большой путь, а успеха так и не добились. Присядьте, отдохните.

Слышите, кто – то идёт?

Физминутка сидя.

Посмотрите на лево (поворачивают только голову, а не тело), теперь посмотрите направо, вверх. Теперь поверните полностью тело (воспитатель берёт маску гномика Здоровячка, пока дети поворачиваются).

Здравствуйте ребята, я – Здоровячок, я знаю, что вы ищите. Посмотрите внимательно, то, что вам нужно, у вас уже есть, оглянитесь (исчезает).

Ребята, о чём говорил гномик, что у вас уже есть? (Руки, ноги, мама, игрушки) Конечно и это тоже, но он говорил о том, что внутри вас, о том, что вы чувствуете (хорошее настроение, не болит зуб, я сильный, много бегаю).

А от чего у вас такие румяные щёки, хорошее настроение и ничего не болит? (потому, что мы здоровы). Так может это и есть главное чудо света, то, что так долго искали?

Аутотренинг

Конечно это чудо, оно живёт внутри каждого из нас. Давайте его приумножим. Встанем в круг, поднимем руки вверх, закроем глазки, представим, что нас греет яркое, тёплое солнышко. Оно наполняет каждого здоровьем, силой, добротой. Опустите руки, замечательно.

Ребята, на нашей карте обозначена и добрая страна “Здоровье”, давайте наполним её весёлыми и здоровыми жителями.

Игра “Скульпторы”

Но прежде этих человечков нужно придумать и изобразить. Я предлагаю разбиться по парам, один из вас будет скульптором, а другой “глиной”, скульптор лепит фигуру. Создайте из него скульптуру здорового человечка, потом поменяетесь ролями.

Какие красивые статуи получились, молодцы. А как ещё можно изобразить человека? (Вырезать, нарисовать)

Давайте нарисуем и вырежем человечков, подойдите к столу и за работу (нет кисточек).

А зачем вам кисточки? Не забывайте, мы путешествуем по волшебным дорожкам, а значит возможны различные неожиданности. Спрячьте руки за спину, закройте глазки. Слышите, пальчики договариваются, кто какой краской будет рисовать. У нас настоящие пальчики – выручалочки. Скорее рисуйте.

Вытирайте руки, какие молодцы! Вырезайте своих человечков, селите их в страну “Здоровье” (на скотч к карте)

Ребята, а все ли неведомые дорожки мы прошли? Неведомые дорожки страны “Здоровье” вам ещё предстоит пройти. Главное, помните о правилах. Давайте ещё раз вспомним их. Я начну предложение, а вы закончите.

Игра “Закончи предложение”

От незнакомых людей нельзя…
Никогда не соглашайтесь попробовать.
Если не знаешь, что за вещество…
Если тебя приглашает незнакомец…

Выполнение этих правил поможет вам всегда оставаться здоровыми и жизнерадостными.

В добрый путь!

Список литературы.

  1. Кудрявцев В.Т Егоров В.В. Развивающая педагогика оздоровления. – М., 2000.
  2. Макеева А.Г. Лысенко И.А. Долго ли до беды? – М., 2000.