“На земле интерес есть великий
волшебник,
изменяющий в глазах всех существ вид всякого
предмета.”
Гельвеций.
В условиях современных социальных изменений актуальными становятся задачи совершенствования содержания и методов обучения в средней школе. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии учащихся.
Для достижения этого необходимо, чтобы деятельность ребенка была бы предопределена мотивом, так как только положительная мотивация процесса обучения может обеспечить включённость учащихся в активную деятельность на уроке. Такая активизация создает общий положительный фон для появления интереса к учению.
В своей работе я рассматриваю познавательный интерес как качество личности и как важный мотив обучения.
Говоря о развитии познавательного интереса, имею ввиду его эволюцию от неустойчивой формы любопытства к высшей – теоретическому интересу, характеризующемуся стремлением к познаванию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки.
Работу в группах рассматриваю как средство развития коммуникативных умений (умение вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовым придти друг другу на помощь), через общение как фундаментальный вид деятельности, способный обеспечить формирование и развитие личности школьника, формирование ее интересов.
Под индивидуальной работой понимаю опору в учебном процессе на познавательные интересы учащихся, изучение и использование их потенциальных возможностей.
Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, определение социального заказа основывается на общественной оценке образовательно-воспитательного потенциала географии и экологии. Общество заинтересовано в географической и экологической грамотности населения, особенно в современных условиях. Экологическая и хозяйственная активность населения, переход на рыночные отношения, проблемы обеспечения сырьем, энергией, продовольствием, регулирование межнациональных отношений – все эти процессы осуществляются с меньшими издержками при условии географической и экологической грамотности действующих субъектов.
С другой стороны, экономические трудности, приоритет материальных ценностей приводят к потере популярности видов деятельности, основанных на географических и экологических знаниях. Следствием этого является падение интереса к данным предметам как к неперспективным, то есть, не обеспечивающим возможность получения высокооплачиваемой и престижной профессии.
Таким образом, сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.
Социальный заказ определяет цели современной образовательной школы.
Для того, чтобы достичь основной цели современного образования – развития личности ребенка, необходимо, чтобы в процессе обучения школьник был включен в активную познавательную деятельность.
К сожалению, преобладание объяснительно-иллюстрированного типа обучения (построенный урок по схеме: “опрос – объяснение-закрепление” ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует на самостоятельную познавательную деятельность) не в полной мере позволяет реализовать поставленную цель.
В результате возникает проблема – как организовать и руководить деятельностью учащихся по переработке полученной информации в собственные личностные знания и создать такие условия, когда каждый ученик и хотел бы, и мог бы наиболее эффективно осуществлять такую деятельность.
Предлагаемый опыт направлен на устранение выше обозначенных противоречий, т.к. решает проблему развития познавательных интересов путем использования возможностей групповой и индивидуальной работы с учащимися.
Актуальность данного опыта заключается еще в том, что развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обуславливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Таким образом, данный опыт способствует выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед школой.
В основу данного опыта положена, в первую очередь, концепция развития познавательного интереса Г.И.Щукиной. В частности использованы:
- представления о познавательном интересе как интегративном образовании личности, основу которого составляют интеллектуальные (анализ, синтез, сравнение и др.);
- эмоциональные (переживание успеха, радость познания, удовлетворение деятельностью), регулятивные(волевые устремления, принятие решений и т.д.) и творческие (фантазия, создание новых образов, моделей), процессы;
- принцип ведущей самостоятельной деятельности по освоению окружающей действительности в развитии познавательного интереса, а также принцип активного взаимодействия различных видов деятельности в учебном процессе.
Поскольку одним из условий становления познавательного интереса является сотрудничество учителя с учениками, то мной использованы также знания теоретических основ методики сотрудничества в обучении (по В.К.Дьяченко) и, в частности, принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Представления о вариантах организации работы в группах я получила, изучив методику “Обучение в сотрудничестве” Е.С.Полат.
Ведущая идея заключается в том, что развитие познавательных интересов осуществляется путем взаимодействия субъектов познавательного процесса, обеспечивающее формирование социальных мотивов и исключающее развитие “академизма”, эгоцентризма и других проявлений изолированности познавательного интереса в структуре личности.
Реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих принципов.
1. Формирование системы ценностей, идеалов, т.е эталонов, которые соответствуют социально обусловленным приоритетам развития культуры. На мой взгляд, система ценностей современного человека включает в себя:
- ощущение человеком личной свободы, желания и готовности к самореализации в обществе;
- осознание собственного достоинства и уважение достоинств другого человека;
- способность к творчеству и саморазвитию;
- совесть, которая позволяет сделать достойный моральный выбор;
- любовь к жизни, людям, своему делу;
- умение видеть, чувствовать, беречь и самому созидать красоту.
2. Принцип гуманизации процессов обучения и воспитания. Он предполагает создание условий для раскрытия и реализации возможностей каждого ребенка. Знания и навыки должны помогать человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и жить в согласии с самим собой.
3. Личностно-ориентированный подход, который опирается на интеграцию знаний о человеке – его физиологии, психологии.
4. Принцип единства фундаментальных для человека видов деятельности: познания труда и общения. Данный принцип заключается в активном сочетании указанных видов деятельности и различных их форм в учебном процессе, что позволяет удовлетворить разнообразные интересы учащихся.
5. Принцип осмысленности образования может трактоваться двояко. С одной стороны, он подразумевает четкое целеполагание, направленное на осознание ребенком значимости приобретенных знаний, умений, навыков, видение путей их дальнейшего использования в жизни. С другой стороны, принцип осмысленности предполагает постоянное обращение к своему “я”, анализ собственных высказываний, личного мнения, своей позиции.
Реализация ведущей идеи описанного в работе опыта осуществляется путем активного сочетания различных форм работы. При этом приобретенным направлением является организация работы в группах.
Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Мною разработана система уроков с использованием методов обучения в сотрудничестве.
Это как отдельные уроки в теме, так и полностью темы.
Например, тема “Внутренние воды России” в курсе географии 8 класса.
1 урок – “Разнообразие внутренних
вод России. Реки.” – комбинированный с
элементами работы в группах.
На данном уроке в группах изучаются особенности
рек бассейнов Северного Ледовитого, Тихого,
Атлантического океанов.
2 урок – “Особенности рек России”
- мозаичный (группы гетерогенные - у каждой свое
задание).
На данном уроке групповая работа используется
для контроля знаний и умений.
3 урок – “Разнообразие и
особенности озер России” – пресс-конференция
(группы формируются произвольно).
На этом уроке работа в группах используется для
изучения нового материала. Каждая группа
представляет редакцию определенного журнала или
газеты и освещает информацию со своей позиции.
Учащиеся распределяют должности (роли) главного
редактора, художника, технического редактора и
др. и готовят репортаж.
4 урок – “Болота, подземные воды,
ледники, многолетняя мерзлота” - мозаичный
(гетерогенные группы, у каждой свое задание).
В группах ребята изучают новый материал по
алгоритму:
- Выполнение индивидуального задания каждым членом группы.
- Ознакомление ребят с изученным материалом каждым членом группы.
- Отчет по одному из вопросов членов группы.
5 урок – Зачетный урок.
При отборе учебного материала учитываю, что не
каждая тема позволяет организовать работу в
группах. Изучаемый материал должен быть не новым,
не объемным, доступным для самостоятельного
изучения и понимания.
При разработке темы учитываю степень
самостоятельности учащихся на каждом уроке,
продумываю связь нового материала с пройденным.
Составляю карточки для групп. Отмечаю, на что при
ответах учащимся необходимо обратить внимание.
Материалы распределяю с учетом подготовки
каждого ученика. При комплектовании групп
учитываю уровень коммуникативных склонностей по
результатам диагностики.
В каждой группе есть лидер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы.
Для удобства работы мы расставляем парты в классе так, что каждая группа, состоящая из 4-5 учеников, занимает две парты, поставленные друг напротив друга. При таком расположении парт школьникам легче общаться, делать общую работу.
Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по “вертушке” (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой.
После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рассмотрение заданий каждой группой (если задания были разные).
Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и т.д.
При выполнении заданий проверочного характера, группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.
Самооценка |
Отметка, поставленная группой |
Отметка, поставленная учителем |
Итоговая отметка |
|
Такой подход к отметке не случаен, т.к. в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют:
- мотив “отметки”;
- совпадение оценки и самооценки;
- стремление к личностному совершенствованию.
Познание своих возможностей происходит под влиянием общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса. При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают причинно-следственные связи темы, составляют графический конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задачи, которую перед ними поставит учитель.
Например, на уроке “Дальний Восток – край контрастов" для того, чтобы определить наиболее характерные черты природы Дальнего Востока, прежде чем выслушать отчет групп, я прошу ребят внимательно слушать и заполнить схему причинно-следственных связей, характерных для Дальнего Востока.
При изучении темы “Особенности и значение различных видов транспорта” в ходе отчета групп ребята заполняют таблицу.
Вид транспорта |
Себестоимость перевозок |
Скорость км/ч |
Грузооборот |
Пассажирооборот пассажиро-км. |
Зависимость от природных условий |
Влияние на окружающую среду | |
Автомобильный | |||||||
Железнодорожный | |||||||
Воздушный | |||||||
Водный | Морской | ||||||
Речной |
На практике я вижу, что вместе ребятам учиться интереснее, легче и значительно эффективнее.
Каждому приходится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других. Вырабатываются навыки контроля за действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение, дискуссия оживляют поисковую активность учащихся.
Для оценки значимости применяемой технологии через анкетирование я получила следующие результаты. Было опрошено 67 учащихся, из которых 37 ученика, т.е. 55,2% предпочитают групповую форму работы.
Большое внимание уделяю индивидуализации процесса обучения и воспитания. При составлении задания учитываю интересы, уровень учебных успехов, психические особенности учащихся.
При работе с одаренными учащимися, использую систему заданий повышенной сложности. Эта система включает в себя:
- Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
- Задания на группировку объектов.
- Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на составление причинно-следственных цепочек.
- Задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам (работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).
- Задания проверочного характера на развитие памяти, умения представлять карту.
- Задания на составление, сравнение изученных объектов.
- Задания на прогнозирование экологических и географических ситуаций.
Также позволяет осуществить индивидуальный подход в обучении применение карточек с заданиями, отличающимися по степени сложности.
Для более эффективного использования всех применяемых мною приемов и методов обучения, необходимо учитывать потенциальные учебные возможности каждого ребенка. Для этого необходимо проводить психодиагностику, чтобы по-настоящему дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания. Приведу пример упражнения, которые использую для развития зрительной памяти. Это итоговая форма терминологической работы по любой теме.
Ученики разбиваются на несколько команд по 4-5 человека. После того как все заняли свои места, вывешиваю на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким шрифтом (различимым издали) “вдоль” и “поперек” написано 15-20 слов по изучаемой теме. По истечении оговоренного времени (60-40сек.) плакат снимается, а команды записывают все запомнившиеся слова. Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки, вписывают “не увиденные” другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись. Проверенные листочки возвращаются команде для проверки “проверяющих” и выяснения возможных недоразумений.
Возможен другой вариант: каждая команда в течение установленных 5-8 минут готовит свой плакат, отыскивая нужные слова в учебниках и словарях. Когда все готово, команды покидают свои места, оставляя там изготовленный плакат, и на 1-2 минуты окружают плакат чужой, запоминая все, что на нем написано. Вернувшись после сигнала на свое место, записывают увиденное. Потом следует проверка записей.
Такого рода задания использую при изучении тем:
Отрасли специализации Урала.
Факторы размещения одной отрасли промышленности.
Экономико-географическая характеристика одного из природных или экономических районов.
Особенности рек России и др.
Тема: "Особенности рек России"
Стараюсь на своих уроках уделять больше внимания самостоятельной деятельности учащихся. Она способствует активизации познавательной активности, помогает более эффективному усвоению учебного материала. Содержание географии и экологии позволяет применять разнообразные виды самостоятельной работы: это самостоятельная работа с статистическими материалами, географическими картами, с моделями, с учебной книгой и дополнительной литературой. Ребята учатся ставить цели урока, осуществлять самоконтроль. Часто использую задания по работе с текстом учебника, применяя для управления самостоятельной деятельностью учащихся следующий алгоритм:
- Выполните структурирование учебного текста.
- Выделите конкретные факты в учебном тексте.
- Выполните варьирование (найдите свои примеры) на основе конкретизации.
- Выделите доказательства, выводы, пояснения.
- Составьте контрольные вопросы к тексту.
- Сделайте резюме текста.
- Выразите в одном предложении главную мысль текста.
Данный алгоритм ориентирует ученика и учителя на формирование комплекса умений: отрабатываются умения выделять понятийный аппарат в тексте, формируется умение анализировать материал, составлять с помощью конспекта устный рассказ.
Считаю, что важным и полезным способом обучения является введение игровых приемов на уроке, так как создается эмоциональный настрой и личная заинтересованность каждого ученика в усвоении учебного материала.
Темы уроков-конференций:
“Загрязнение атмосферного воздуха и здоровье человека” (10 кл.)
“Разнообразие и особенности озер России” (8 кл.)
“Нужны ли инвестиции промышленности России?” (9 кл).
Темы уроков-путешествий:
“По следам Робинзона” (обобщающее повторение по теме “Мировой океан”) (6 кл.)
“Путешествие капельки” (обобщающее повторение по теме “Гидросфера”) (6 кл.)
“Развитие географических знаний о Земле” (изучение нового 6 кл.)
“Эпоха великих географических открытий” (изучение нового 7 кл.)
Темы игровых уроков:
“Обобщение и систематизация знаний по теме: Южная Америка”. (7 кл.)
“Обобщение и систематизация знаний по теме: Северная Америка”. (7 кл.)
Игра – “Географическая вертушка”.
Обобщающий урок по теме: “Народное хозяйство России”. (9кл.)
Игра – “Географическое казино”.
Обобщающий урок по темам: “Геоэкология” и “Экология человека”. (10 кл.)
Игра – “Экологическое казино”.
По моему мнению, эти уроки способствуют повышению качества обучения, усиливают “личностную сопричастность” каждого ученика к происходящему, формируют интерес к предмету. Игры использую на всех этапах урока.
Большое внимание уделяю созданию системы практических и лабораторных работ, органично сочетающихся с теоретическим материалом. Провожу практикумы обучающего характера (выработка навыка практического действия) и творческого (экспериментальные задания).
Например, при изучении экологических проблем п.Лесной в курсе “География Владимирской области” ребята выполняют работу “Оценка состояния окружающей среды своей местности”.
Для выполнения данной работы ребята используют различные источники информации (местные газеты, данные лаборатории АОЗТ “Владимирское”, интервью с работниками ЖКХ и администрации поселка, опросы населения, наблюдения за состоянием территории и др.), выявляют актуальные проблемы состояния среды поселка. Для изучения каждой из этих проблем организуются группы по 4-5 человек.
Ход работы:
- выделите ключевые вопросы;
- установите контакт с общественными организациями, отдельными лицами, представителями различных слоев населения, занимающихся этими вопросами, подберите и проанализируйте информацию из различных источников;
- по итогам проделанной работы составьте доклад с анализом альтернативных решений. Обоснование выбранного решения вы можете довести до сведения местных властей или природоохранительных организаций;
- постарайтесь организовать практические действия и добиться конкретных результатов в улучшении окружающей среды.
Большое внимание уделяю индивидуальным творческим заданиям и проектам (“Комплексная оценка состояния источников питьевой воды п. Лесной”; “Комплексная оценка состояния атмосферы п. Лесной методом биоиндикации”; “История развития п. Лесной” и др.). В ходе изучения отдельных тем ребята рисуют рисунки, оформляют путеводители, пишут рефераты и сочинения. Например, результаты весенней экскурсии в 6 классе представляются в форме сочинения “Сказки весеннего леса”. В конце изучения курса “Экология” ребята пишут сочинение “Мой идеальный мир”. Ученики, выполняя творческие работы, активно оперируют приобретёнными знаниями, умениями, навыками, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности.
Считаю, что уроки с использованием перечисленных методов обучения позволяют ученику быть, как не на каком другом уроке субъектом учебной деятельности, что лежит в основе системы развивающего обучения.
Все описанные формы работы способствуют реализации обозначенной в описываемом опыте цели, однако, наиболее эффективным является использование их в единой системе.
Воплощение основных идей моей работы в практику приводит к следующим результатам:
- формируется умение работать с информацией;
- развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
- исчезают неуспевающие, увеличивается число “хорошистов”;
- повышается активность учащихся, растет интерес к предмету. По результатам диагностики высокий уровень мотивации имеют – 42,9 % учащихся, средний – 47,6 % учащихся, низкий 9,5 % учащихся;
становится больше увлеченных ребят.
Надеюсь, мой опыт поможет в работе учителям географии и экологии общеобразовательных школ, а также другим предметникам, интересующимся вопросом формирования познавательных интересов у школьников.