Урок русского языка "Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

1. Познакомить учащихся с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения; научить образовывать имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
2. Развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: сигнальные карточки с гласными, таблица с суффиксами, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку “пять”.

II. Индивидуальная работа (по карточкам):

Задание 1. Вставить пропущенные безударные гласные:

Бр_вно, х_лмы, ч_жи, п_ро, пр_мой, к_тёнок, л_сица, л_сной, л_нейка, ул_тели, пл_чо, ос_нь, кр_я, в_лна, в_да.

Задание 2. Разобрать слова по составу:

Рассветы, походы, разъезды, надпись, отлёт,набеги.

III. Орфографическое чтение даты (число, месяц).

IV. Минутка чистописания:

Задание 3. Отработать верхнее соединение в сочетании букв и в словах. Разберите по составу.

-Онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-.

Ветер, ветерок, картина, картиночка.

Вопросы к заданию:

  • Что общего в словах? (Имена существительные, отвечают на вопрос что?, неодушевлённые).
  • На какие две группы можно разбить эти имена существительные? (Без суффиксов, с суффиксами).
  • На что похоже сочетание букв? (Это суффиксы).

V. Словарная работа.

На доске:

Кр_вать, кр_ват/к/а
В_н_грет, в_н_грет/ик
С_лат, с_лат/ик
Ст_кан, ст_кан/чик
М_лина, м_лин/к/а
Л_мон, л_мон/чик

Задание. С помощью сигнальных карточек покажите, какую гласную букву надо писать.

Орфографическое чтение имени существительного 1-го столбика мальчиками, имени существительного 2 столбика – девочками.

Задание. Записать по памяти имена существительные 2-го столбика, обозначая орфограмму и выделяя суффиксы.

Один ученик работает у доски. Самопроверка.

Вывод: Какое значение вносят в имена существительные данные суффиксы? Для чего служат суффиксы?

VI. Изучение нового материала.

Учитель. Прочтите название раздела: “Словообразование имен существительных”. Какое слово сложное? Почему?
Прочтите колыбельную песенку. Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?

Задание. Выписать имена существительные, понаблюдай, как они образовались.

Берёзонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснет –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадет.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…

Образец записи: берёза – берёзонька, дочь - доченька; записывается на доске с обозначением основы, корня, суффикса. Во время записи идет орфографическое чтение слов.

Вопросы к заданию:

  • Что наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением);

  • От каких основ образовались имена существительные? (От основ существительных).

  • С помощью каких суффиксов?

  • Почему в этом тексте только ласковые слова? (Это колыбельная. В ней передается любовь матери к ребенку).

VII. Физкультминутка.

Пение колыбельной песни, известной детям.

VIII. Изучение нового материала (продолжение).

Учитель. Назовите те суффиксы уменьшительно-ласкательного значения, с помощью которых мы уже образовывали имена существительные.(-ок-, -очк-, -к-, -ик-, -чик-, -оньк-, -еньк-).

С помощью каких суффиксов еще не образовывали? (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -енк-)

Задание. Образуйте с помощью суффиксов новые слова от основ имен существительных:

Трава –
Поле -
Стекло –
Колокол –
Изба –
Рука –
День –

В каком слове есть непроверяемая безударная гласная?

IХ. Самостоятельная работа.

Задание. Образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффикса -чик-:

Батон, бутон, кувшин, апельсин, мандарин, помидор, лимон, барабан, блин, суп.

Учитель. Какая орфограмма повстречалась? (нч).

Взаимопроверка.

Х. Разноуровневые задания. (2 минуты).

  1. От основ существительных “яблоко”, “ель” образовать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  2. Составить словосочетания с новыми существительными.
  3. Включить словосочетания в предложения.
  4. Обозначить суффиксы уменьшительно-ласкательного значения.

ХI. Проверка.

Учитель. Кто успел выполнить первое задание? Прочтите орфографически имена существительные уменьшительно-ласкательного значения.
Кто успел выполнить второе задание?

Орфографическое чтение.

Учитель. Кто успел выполнить третье задание?

Орфографическое чтение.

ХII. Итог урока.

Учитель. Какую частицу знаний унесет с урока каждый из вас?

Литература:

1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.