Использование тестовых заданий для проверки знаний учащихся по образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы.

Эти задания позволяют

  • за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;
  • оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
  • закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
  • обеспечить индивидуальное развитие ребёнка (развивающая функция);

Предлагаемые примерные задания для проверки знаний разработаны для оценки результатов обучения по образовательной области “Технология”, (направление “Обслуживающий труд”). Их содержание охватывает основные разделы программы: “Технология обработки пищевых продуктов”, “Элементы материаловедения”, “Элементы машиноведения”, “Конструирование и моделирование швейных изделий”, “Технология изготовления швейных изделий” для учащихся 5-9 классов, примеры которых приведены в данной статье.

Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:

  • выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровень узнавания);
  • заполнение пропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);
  • установление соответствия;
  • установление правильной последовательности действий;
  • классификация.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материалаКу. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько)

Рисунок 1

где N – количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания; К – общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании.

Если Ку > 0.7, то учебный материал считается усвоенным.

Оценка текущих и итоговых знаний учащихся производится по пятибалльной системе.

При выполнении заданий ставится отметка:

“3”

за 70% правильно выполненных заданий;

“4” 

за 80-90% правильно выполненных заданий;

“5”

за правильное выполнение всех заданий.

Данные задания являются результатом работы творческой группы учителей обслуживающего труда, опыт которой обобщён мною в предлагаемой статье.

Конструирование и моделирование ночной сорочки

Технология изготовления. (задание №1).

Выберите правильный ответ.

8. Чертёж швейного изделия строят в масштабе

а) 1:1; б) 1:4; в) 4:1.

9. Чертёж швейного изделия нельзя построить без

а) ножниц; б) линейки закройщика; в) булавок

10. Припуски на швы на ткани обозначают линией:

а) пунктирной; б) штриховой; в) сплошной.

13. Шов, которым соединяют две детали с изнанки, называется

а) двойной; б) накладной; в) стачной.

14. Обтачным швом на ночной сорочке обрабатывают

а) горловину; б) боковой срез; в) нижний срез.

16. Процесс моделирования ночной сорочки заключается

а) в изменении формы выреза горловины; б) в оформлении (применении отделок); в) в изменении формы кармана

17. Какую форму горловины лучше сделать у ночной сорочки для девочки невысокого роста с очень круглым лицом:

а) каре; б) овал; в) мысом.

19. Работа художника-модельера заключается в

а) создании эскиза изделия; б)построении выкройки; в)раскрое изделия.

20. Результаты измерения нужно разделить пополам при записи следующих мерок:

а) Сш; б) Сг; в) Ст; г) Оп; д) Дст; е) Ди.

21. Какая мерка определяет размер изделия женской одежды?

а) Сш; б) Сг; в) Дст.

22. Чертежи швейных изделий разрабатывают:

а) художник-модельер; б) закройщик; в) инженер-конструктор.

23. Записывают полностью мерки:

а) Сш; б) Сг; в) Ди; г) Оп; д) Дст; е) Ст.

24. Ширина сетки чертежа зависит от мерки:

а) Сш; б) Сг; в) Оп.

26. Чертежи переда и спинки:

а) абсолютно одинаковы; б) отличаются только вырезом горловины и ростка; в) совсем разные.

27. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо выполнить следующие операции:

а) перевод на кальку деталей выкройки; б) перевод на кальку конструктивных линий; в) обозначение направления нитей основы; г) обозначение направлений нитей утка; д) обозначение названий деталей и их количества; ж) обозначение названий срезов и сгибов; е) обозначение величины припусков на швы;

28. Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:

а) разложить мелкие детали; б) разложить крупные детали; в) сколоть ткань булавками; г) приколоть мелкие детали; д) приколоть крупные детали; е) определить лицевую сторону ткани;ж) нанести контрольные линии и точки; з) разметить припуски; и) обвести детали по контуру.

29. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи

а) смёточных стежков; б) резца; в) копировальных стежков; г) портновского мела; д) косых стежков.  

30. При выкраивании подкройной обтачки её долевую нить располагают

а) вдоль обтачки; б) поперёк обтачки; в) под углом 450; г) по направлению долевой нити основной детали; д) перпендикулярно направлению долевой нити основной детали.

31. При обработке горловины применяют швы:

а) стачной; б) запошивочный; в) вподгибку с открытым срезом; г) вподгибку с закрытым срезом; д) обтачной.

32. При обработке низа рукава применяют

а) двойной шов; б) шов вподгибку с открытым срезом; в) стачной; г) шов вподгибку с закрытым срезом; д) накладной.  

33. При обработке бокового среза применяют

а) запошивочный шов; б) накладной; в) обтачной; г) двойной; д) стачной.  

34. При обработке низа изделия применяют

а) стачной шов; б) накладной шов; в) обтачной шов; г) вподгибку с закрытым срезом.    

35. Середину швейного изделия обозначают стежками

а) копировальными; б) смёточными; в) потайными; г) прокладочными.    

36. Для изготовления ночной сорочки в основном используют ткани:

а) х/б; б) шерстяные; в) шёлковые; г) льняные.

37. Расставьте правильную последовательность технологических операций при изготовлении ночной сорочки:

1) обводка деталей выкройки по контуру с учётом припуска на швы;

2) обработка нижнего среза ночной сорочки;

3) вырезание деталей кроя;

4) обработка выреза горловины подкройной обтачкой;

5) подготовка ткани и выкройки к раскрою;

6) подготовка деталей кроя к обработке;

7) обработка нижнего среза рукава;

8) обработка деталей сорочки по линии бока;

9) окончательная отделка изделия, ВТО.

38. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо

а) указать название деталей и их количество;

б) указать направление долевой нити, места сгиба ткани;

в) указать величину припуска на швы.

39. При подготовке ткани для раскроя ночной сорочки необходимо

а) определить направление долевой нити;

б) определить лицевую и изнаночную стороны ткани;

в) определить характер рисунка и направление ворса;

г) определить наличие дефектов;

д) выполнить декатировку ткани.

40. Установите соответствие букв и цифр:

1) контрольные линии прокладочными стежками прокладывают по линиям…

2) копировальные стежки прокладывают по линиям…

а) плеча на деталях сорочки и обтачки;

б) середины детали сорочки и обтачки.

41. Ниже приведена технологическая последовательность обработки горловины ночной сорочки (под цифрами), но пропущены термины ручных и машинных работ (они обозначены буквами). Найдите соответствие цифр и букв.

1. Подогнуть внешний срез обтачки на изнаночную сторону и…

2. Приколоть и … обтачку.

3. … ворот со стороны обтачки.

4. Обтачку отогнуть на лицевую сторону, шов выправить и…

5. Наложить, наметать и … обтачку на изделие.

а) настрочить, б) приметать, в) выметать, г) заметать, д) обтачать.

42. При выполнении шва в подгибку с закрытым срезом необходимо проверить:

а) равномерность ширины шва; б) ровность строчки; в) удаление временных стежков; г) качество ВТО.

43. При обработке боковых срезов ночной сорочки можно использовать:

а) двойной шов;

б) шов вподгибку с открытым срезом;

в) стачной шов;

г) шов вподгибку с закрытым срезом.

44. Найдите соответствие вида шва (цифр) и швейной операции (букв).

Швы:

1) двойной;

2) обтачной;

3) настрочной;

4) вподгибку с закрытым срезом.

Швейные операции:

а) обработка низа рукава;

б) обработка боковых срезов;

в) обработка горловины обтачкой;

г) обработка внешнего среза обтачки

45. Найдите соответствие названий срезов ночной сорочки (цифр) и способов их обработки (букв).

1) боковые срезы; а) шов в подгибку с закрытым

срезом;

2) низ рукава; б) обтачной шов;
3) линия горловины; в) двойной шов;
4) низ изделия. г) настрочный шов.

 

1. Напишите правильную последовательность букв, соответствующую этапам производства ткани:

а) пряжа и нитки; б) ткань; в) волокно; г)волокно; д) волокно очищенное, прочесанное;  

2. Ткань состоит из

а) нитей, переплетенных между собой; б) натуральных и химических волокон.

3. Вдоль кромки проходит нить

а) основы; б) уткa.

4. При резком напряжении более звонкий звук характеризует

направление

а) основной нити; б) утoчной нити.

5. Растяжимость нити больше по

а) основной нити; б) уточной нити.

Найдите соответствие цифр и букв.

8. Соотнесите понятия и их определения:

1) прядение; а) процесс получения непрерывной нити из волокон;
2) ткачество; б) процесс получения ткани из пряжи.
  1. Соотнесите понятия и их определения:
1) основа; а) нити, идущие поперек ткани;
2) уток; б) неосыпающийся край ткани;
3)кромка; в) нити, идущие вдоль ткани.
  1. Соотнесите названия нитей и их признаки:
1)нить основы; а)тонкие и гладкие;
2) нить утка; б) более толстые и пушистые.
  1. Соотнесите названия волокон и относящиеся к ним характеристики:
1) хлопок; а) волокна, расположенные вдоль стебля растений;
2) лен; б) волосяной покров животных;
3) шерсть; в) получают из семенных коробочек растений;
4) шелк; г) тонкая нить, сматываемая с коконов тутового шелкопряда.

12. Распределите свойства тканей по группам:

1) физико-механические; а) прочность, сминаемость, драпируемость;
2) гигиенические; б) усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах;
3) технологические; в) гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитные свойства.
  1. Соотнесите свойства тканей и их определения:
1) гигроскопичность; а) способность впитывать влагу;
2) драпируемость; б) способность образовывать мягкие складки;
3) пылеемкость; в) способность воспринимать пыль, загрязняться;
4) усадка; г) уменьшение размеров ткани при стирке, замачивании, влажно-тепловой обработке.

14. Соотнесите виды переплетения нитей в ткани и их характеристики:

1) полотняное; а) нить утка перекрывает 4 и более нитей основы;
2) саржевое; б) нить основы перекрывает 2 нити утка, пропуская одну;
3) атласное; в) переплетение нитей через одну в шахматном порядке;
4) жаккардовое; г) сложное переплетение.

Выберите правильные ответы.

16. Свойства тканей зависят:

а) от волокнистого состава ткани; б) от вида переплетения нитей в ткани; в) от вида отделки; г) от всех перечисленных признаков.

17. Химические волокна – это волокна созданные:

а) из целлюлозы; б) из нефти и газа.

Напишите правильную последовательность.

18. Процесс производства искусственного волокна включает в себя этапы:

а) формование волокна; б) получение прядильного раствора; в) подготовка целлюлозы; г) отделка волокна.

Найдите соответствие цифр и букв.

19. Соотнесите группы химических волокон и сырье для их изготовления:

1) искусственные; а) целлюлоза;
2) синтетические; продукты переработки нефти и газа.

20. Соотнесите группы тканей и их характеристики:

1) искусственные; а) гладкие, с резким или матовым блеском, скользкие, на срезах осыпаются;
2) синтетические; б) обладают худшими гигиеническими свойствами;
в) разновидность этих тканей похожа на шелк;
г) разновидность этих тканей похожа на шерсть.

 ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮБКИ (Задание №5).

Определите правильную последовательность технологических операций

1. При изготовлении юбки:

а) раскрой ткани; б) подготовка деталей кроя к обработке; в) исправление недочетов после примерки; г) отделка и окончательная обработка юбки; д) подготовка ткани к раскрою; е) подготовка юбки к примерке; ж) обработка юбки после примерки: обработка застежки, притачного пояса, верхнего и нижнего срезов юбки; з) примерка.

2. При изготовлении прямой юбки:

а) обработать притачной пояс; б) втачать застежку – молнию; в) наметать и выполнить обметочную петлю, пришить пуговицу; г) стачать вытачки ,боковые стороны юбки, обметать срезы; д) притачать пояс к юбке; е) отутюжить изделие; ж) обработать низ изделия.

3. При изготовлении юбки “полусолнце”:

а) обработать пояс по объему талии; б) обработать низ юбки; в) стачать боковые стороны юбки; г) наметить и выполнить обметочную петлю ,пришить пуговицу; д) обметать срезы; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, утюжка изделия; з) втачать застёжку – молнию.

4. При изготовлении юбки на кокетке:

а) стачать боковые стороны юбки, оставив свободным место для застежки - молнии, обметать срезы; б) втачать застежку - молнию; в) собрать на сборку нижнюю часть юбки по размеру кокетки; г) обработать подкройной пояс; д) обработать низ изделия; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, влажно-тепловая обработка юбки; з) притачать кокетку к нижней части юбки, обметать срезы.

6. При обработке верхнего среза юбки поясом:

а) приметать и притачать пояс;

б) отогнуть пояс и припуск шва вверх и выметать по сгибу;

в) настрочить пояс на расстоянии 0,1–0,2 см;

г) на левом конце пояса пришить пуговицу;

д) наложить пояс подпоясом на изнаночную сторону юбки, совмещая контрольные и приколоть;

е) вывернуть юбку на лицевую сторону, подогнуть отрезной край пояса внутрь на 1 см и наметать, закрывая шов пристачивания

7. Способы обработки вытачек:

1. Заутюжить к середине детали; а) шерстяная ткань большой плотности;
2. С изнаночной стороны разложить вытачку на две стороны, заутюжить; б) хлопчатобумажная, шелковая ткань;
3. Разрезать посередине, разложить на две стороны, разутюжить, обработать срезы. в) шерстяная ткань средней плотности.

8. Вытачки обрабатывают:

1. От узкого конца к широкому; а) стачивают;
2. От широкого конца к узкому. б) сметывают.