В последнее время тестовые задания находят широкое применение во всех предметах школьного курса. Их использование становится особенно актуальным в период перехода к единому централизованному тестированию учащихся школ, при итоговой аттестации и поступлении в вузы.
Эти задания позволяют
- за сравнительно небольшой отрезок времени осуществить проверку значительного объёма учебного материала у достаточно большого количества учащихся;
- оперативно получить результаты опроса (контролирующая функция);
- закрепить у учащихся полученные знания, систематизировать их, выявить главное и второстепенное, установить логическую связь между предметами и явлениями (обучающая функция);
- обеспечить индивидуальное развитие ребёнка (развивающая функция);
Предлагаемые примерные задания для проверки знаний разработаны для оценки результатов обучения по образовательной области “Технология”, (направление “Обслуживающий труд”). Их содержание охватывает основные разделы программы: “Технология обработки пищевых продуктов”, “Элементы материаловедения”, “Элементы машиноведения”, “Конструирование и моделирование швейных изделий”, “Технология изготовления швейных изделий” для учащихся 5-9 классов, примеры которых приведены в данной статье.
Учащимся предлагаются примерные задания нескольких видов:
- выбор одного или нескольких правильных ответов из предложенных вариантов (уровень узнавания);
- заполнение пропусков в предложенном тексте (уровень воспроизведения);
- установление соответствия;
- установление правильной последовательности действий;
- классификация.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися содержания учебного материала считается коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в контрольных работах к общему количеству вопросов (по В.П. Беспалько)
где N – количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы или тестового задания; К – общее число вопросов в контрольной работе или тестовом задании.
Если Ку > 0.7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка текущих и итоговых знаний учащихся производится по пятибалльной системе.
При выполнении заданий ставится отметка:
“3” |
за 70% правильно выполненных заданий; |
“4” |
за 80-90% правильно выполненных заданий; |
“5” |
за правильное выполнение всех заданий. |
Данные задания являются результатом работы творческой группы учителей обслуживающего труда, опыт которой обобщён мною в предлагаемой статье.
Конструирование и моделирование ночной сорочки
Технология изготовления. (задание №1).
Выберите правильный ответ.
8. Чертёж швейного изделия строят в масштабе
а) 1:1; б) 1:4; в) 4:1.
9. Чертёж швейного изделия нельзя построить без
а) ножниц; б) линейки закройщика; в) булавок
10. Припуски на швы на ткани обозначают линией:
а) пунктирной; б) штриховой; в) сплошной.
13. Шов, которым соединяют две детали с изнанки, называется
а) двойной; б) накладной; в) стачной.
14. Обтачным швом на ночной сорочке обрабатывают
а) горловину; б) боковой срез; в) нижний срез.
16. Процесс моделирования ночной сорочки заключается
а) в изменении формы выреза горловины; б) в оформлении (применении отделок); в) в изменении формы кармана
17. Какую форму горловины лучше сделать у ночной сорочки для девочки невысокого роста с очень круглым лицом:
а) каре; б) овал; в) мысом.
19. Работа художника-модельера заключается в
а) создании эскиза изделия; б)построении выкройки; в)раскрое изделия.
20. Результаты измерения нужно разделить пополам при записи следующих мерок:
а) Сш; б) Сг; в) Ст; г) Оп; д) Дст; е) Ди.
21. Какая мерка определяет размер изделия женской одежды?
а) Сш; б) Сг; в) Дст.
22. Чертежи швейных изделий разрабатывают:
а) художник-модельер; б) закройщик; в) инженер-конструктор.
23. Записывают полностью мерки:
а) Сш; б) Сг; в) Ди; г) Оп; д) Дст; е) Ст.
24. Ширина сетки чертежа зависит от мерки:
а) Сш; б) Сг; в) Оп.
26. Чертежи переда и спинки:
а) абсолютно одинаковы; б) отличаются только вырезом горловины и ростка; в) совсем разные.
27. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо выполнить следующие операции:
а) перевод на кальку деталей выкройки; б) перевод на кальку конструктивных линий; в) обозначение направления нитей основы; г) обозначение направлений нитей утка; д) обозначение названий деталей и их количества; ж) обозначение названий срезов и сгибов; е) обозначение величины припусков на швы;
28. Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладке выкройки на ткани:
а) разложить мелкие детали; б) разложить крупные детали; в) сколоть ткань булавками; г) приколоть мелкие детали; д) приколоть крупные детали; е) определить лицевую сторону ткани;ж) нанести контрольные линии и точки; з) разметить припуски; и) обвести детали по контуру.
29. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи
а) смёточных стежков; б) резца; в) копировальных стежков; г) портновского мела; д) косых стежков.
30. При выкраивании подкройной обтачки её долевую нить располагают
а) вдоль обтачки; б) поперёк обтачки; в) под углом 450; г) по направлению долевой нити основной детали; д) перпендикулярно направлению долевой нити основной детали.
31. При обработке горловины применяют швы:
а) стачной; б) запошивочный; в) вподгибку с открытым срезом; г) вподгибку с закрытым срезом; д) обтачной.
32. При обработке низа рукава применяют
а) двойной шов; б) шов вподгибку с открытым срезом; в) стачной; г) шов вподгибку с закрытым срезом; д) накладной.
33. При обработке бокового среза применяют
а) запошивочный шов; б) накладной; в) обтачной; г) двойной; д) стачной.
34. При обработке низа изделия применяют
а) стачной шов; б) накладной шов; в) обтачной шов; г) вподгибку с закрытым срезом.
35. Середину швейного изделия обозначают стежками
а) копировальными; б) смёточными; в) потайными; г) прокладочными.
36. Для изготовления ночной сорочки в основном используют ткани:
а) х/б; б) шерстяные; в) шёлковые; г) льняные.
37. Расставьте правильную последовательность технологических операций при изготовлении ночной сорочки:
1) обводка деталей выкройки по контуру с учётом припуска на швы;
2) обработка нижнего среза ночной сорочки;
3) вырезание деталей кроя;
4) обработка выреза горловины подкройной обтачкой;
5) подготовка ткани и выкройки к раскрою;
6) подготовка деталей кроя к обработке;
7) обработка нижнего среза рукава;
8) обработка деталей сорочки по линии бока;
9) окончательная отделка изделия, ВТО.
38. При подготовке выкройки ночной сорочки к раскрою необходимо
а) указать название деталей и их количество;
б) указать направление долевой нити, места сгиба ткани;
в) указать величину припуска на швы.
39. При подготовке ткани для раскроя ночной сорочки необходимо
а) определить направление долевой нити;
б) определить лицевую и изнаночную стороны ткани;
в) определить характер рисунка и направление ворса;
г) определить наличие дефектов;
д) выполнить декатировку ткани.
40. Установите соответствие букв и цифр:
1) контрольные линии прокладочными стежками прокладывают по линиям…
2) копировальные стежки прокладывают по линиям…
а) плеча на деталях сорочки и обтачки;
б) середины детали сорочки и обтачки.
41. Ниже приведена технологическая последовательность обработки горловины ночной сорочки (под цифрами), но пропущены термины ручных и машинных работ (они обозначены буквами). Найдите соответствие цифр и букв.
1. Подогнуть внешний срез обтачки на изнаночную сторону и…
2. Приколоть и … обтачку.
3. … ворот со стороны обтачки.
4. Обтачку отогнуть на лицевую сторону, шов выправить и…
5. Наложить, наметать и … обтачку на изделие.
а) настрочить, б) приметать, в) выметать, г) заметать, д) обтачать.
42. При выполнении шва в подгибку с закрытым срезом необходимо проверить:
а) равномерность ширины шва; б) ровность строчки; в) удаление временных стежков; г) качество ВТО.
43. При обработке боковых срезов ночной сорочки можно использовать:
а) двойной шов;
б) шов вподгибку с открытым срезом;
в) стачной шов;
г) шов вподгибку с закрытым срезом.
44. Найдите соответствие вида шва (цифр) и швейной операции (букв).
Швы: 1) двойной; 2) обтачной; 3) настрочной; 4) вподгибку с закрытым срезом. |
Швейные
операции: а) обработка низа рукава; б) обработка боковых срезов; в) обработка горловины обтачкой; г) обработка внешнего среза обтачки |
45. Найдите соответствие названий срезов ночной сорочки (цифр) и способов их обработки (букв).
1) боковые срезы; | а) шов в подгибку
с закрытым срезом; |
2) низ рукава; | б) обтачной шов; |
3) линия горловины; | в) двойной шов; |
4) низ изделия. | г) настрочный шов. |
1. Напишите правильную последовательность букв, соответствующую этапам производства ткани:
а) пряжа и нитки; б) ткань; в) волокно; г)волокно; д) волокно очищенное, прочесанное;
2. Ткань состоит из
а) нитей, переплетенных между собой; б) натуральных и химических волокон.
3. Вдоль кромки проходит нить
а) основы; б) уткa.
4. При резком напряжении более звонкий звук характеризует
направление
а) основной нити; б) утoчной нити.
5. Растяжимость нити больше по
а) основной нити; б) уточной нити.
Найдите соответствие цифр и букв.
8. Соотнесите понятия и их определения:
1) прядение; | а) процесс получения непрерывной нити из волокон; |
2) ткачество; | б) процесс получения ткани из пряжи. |
- Соотнесите понятия и их определения:
1) основа; | а) нити, идущие поперек ткани; |
2) уток; | б) неосыпающийся край ткани; |
3)кромка; | в) нити, идущие вдоль ткани. |
- Соотнесите названия нитей и их признаки:
1)нить основы; | а)тонкие и гладкие; |
2) нить утка; | б) более толстые и пушистые. |
- Соотнесите названия волокон и относящиеся к ним характеристики:
1) хлопок; | а) волокна, расположенные вдоль стебля растений; |
2) лен; | б) волосяной покров животных; |
3) шерсть; | в) получают из семенных коробочек растений; |
4) шелк; | г) тонкая нить, сматываемая с коконов тутового шелкопряда. |
12. Распределите свойства тканей по группам:
1) физико-механические; | а) прочность, сминаемость, драпируемость; |
2) гигиенические; | б) усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах; |
3) технологические; | в) гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитные свойства. |
- Соотнесите свойства тканей и их определения:
1) гигроскопичность; | а) способность впитывать влагу; |
2) драпируемость; | б) способность образовывать мягкие складки; |
3) пылеемкость; | в) способность воспринимать пыль, загрязняться; |
4) усадка; | г) уменьшение размеров ткани при стирке, замачивании, влажно-тепловой обработке. |
14. Соотнесите виды переплетения нитей в ткани и их характеристики:
1) полотняное; | а) нить утка перекрывает 4 и более нитей основы; |
2) саржевое; | б) нить основы перекрывает 2 нити утка, пропуская одну; |
3) атласное; | в) переплетение нитей через одну в шахматном порядке; |
4) жаккардовое; | г) сложное переплетение. |
Выберите правильные ответы.
16. Свойства тканей зависят:
а) от волокнистого состава ткани; б) от вида переплетения нитей в ткани; в) от вида отделки; г) от всех перечисленных признаков.
17. Химические волокна – это волокна созданные:
а) из целлюлозы; б) из нефти и газа.
Напишите правильную последовательность.
18. Процесс производства искусственного волокна включает в себя этапы:
а) формование волокна; б) получение прядильного раствора; в) подготовка целлюлозы; г) отделка волокна.
Найдите соответствие цифр и букв.
19. Соотнесите группы химических волокон и сырье для их изготовления:
1) искусственные; | а) целлюлоза; |
2) синтетические; | продукты переработки нефти и газа. |
20. Соотнесите группы тканей и их характеристики:
1) искусственные; | а) гладкие, с резким или матовым блеском, скользкие, на срезах осыпаются; |
2) синтетические; | б) обладают худшими гигиеническими свойствами; |
в) разновидность этих тканей похожа на шелк; | |
г) разновидность этих тканей похожа на шерсть. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮБКИ (Задание №5).
Определите правильную последовательность технологических операций
1. При изготовлении юбки:
а) раскрой ткани; б) подготовка деталей кроя к обработке; в) исправление недочетов после примерки; г) отделка и окончательная обработка юбки; д) подготовка ткани к раскрою; е) подготовка юбки к примерке; ж) обработка юбки после примерки: обработка застежки, притачного пояса, верхнего и нижнего срезов юбки; з) примерка.
2. При изготовлении прямой юбки:
а) обработать притачной пояс; б) втачать застежку – молнию; в) наметать и выполнить обметочную петлю, пришить пуговицу; г) стачать вытачки ,боковые стороны юбки, обметать срезы; д) притачать пояс к юбке; е) отутюжить изделие; ж) обработать низ изделия.
3. При изготовлении юбки “полусолнце”:
а) обработать пояс по объему талии; б) обработать низ юбки; в) стачать боковые стороны юбки; г) наметить и выполнить обметочную петлю ,пришить пуговицу; д) обметать срезы; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, утюжка изделия; з) втачать застёжку – молнию.
4. При изготовлении юбки на кокетке:
а) стачать боковые стороны юбки, оставив свободным место для застежки - молнии, обметать срезы; б) втачать застежку - молнию; в) собрать на сборку нижнюю часть юбки по размеру кокетки; г) обработать подкройной пояс; д) обработать низ изделия; е) притачать пояс к юбке; ж) окончательная отделка, влажно-тепловая обработка юбки; з) притачать кокетку к нижней части юбки, обметать срезы.
6. При обработке верхнего среза юбки поясом:
а) приметать и притачать пояс;
б) отогнуть пояс и припуск шва вверх и выметать по сгибу;
в) настрочить пояс на расстоянии 0,1–0,2 см;
г) на левом конце пояса пришить пуговицу;
д) наложить пояс подпоясом на изнаночную сторону юбки, совмещая контрольные и приколоть;
е) вывернуть юбку на лицевую сторону, подогнуть отрезной край пояса внутрь на 1 см и наметать, закрывая шов пристачивания
7. Способы обработки вытачек:
1. Заутюжить к середине детали; | а) шерстяная ткань большой плотности; |
2. С изнаночной стороны разложить вытачку на две стороны, заутюжить; | б) хлопчатобумажная, шелковая ткань; |
3. Разрезать посередине, разложить на две стороны, разутюжить, обработать срезы. | в) шерстяная ткань средней плотности. |
8. Вытачки обрабатывают:
1. От узкого конца к широкому; | а) стачивают; |
2. От широкого конца к узкому. | б) сметывают. |