Лабораторно-практическое занятие "Экономика СССР в 1953—1964 гг."

Разделы: История и обществознание


Опережающее задание:

подготовить сообщение об альтернативных путях развития экономики, после смерти И. В. Сталина.

Задачи урока:

Обучающие:

уяснить необходимость реформ в стране;
узнать об альтернативных путях экономического реформирования;
обсудить вопрос о том, почему экономические новации 1953 – 1964 года не привели к ожидаемому результату;
на основе конкретных данных узнать об успехах отечественной экономики;
понять, что главным источником этих достижений был трудовой героизм советских людей, а важнейшим результатом – построение в СССР индустриального общества.

Развивающие:

развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников;
находить правильное решение проблемным вопросам и заданиям;
определять причинно – следственные связи.

Воспитывающие:

воспитывать гражданские, патриотические чувства

Оборудование урока:

Запись на доске:

В 1953 году Н.С.Хрущев и Г.М.Маленков выдвигали различные пути развития экономики. Чья альтернатива победила? Почему? Чья точка зрения была более приемлемой в 1953г.?

Из набора слов составьте логически завершенное предложение.

Сельское хозяйство, путь, промышленный, экстенсивный, развивались.

Из словосочетаний составить пары: причина – следствие.

Реорганизация МТС.
Закупка зерна за границей.
Упадок личного подсобного хозяйства.
Скупка скота у крестьян.
Разорение колхозов.
“Кукурузная эпопея” и освоение целины.

Ход урока.

Вводное слово учителя.

Цель нашего занятия – показать, как развивалась экономика страны после смерти Сталина, с каким трудом создавалось индустриальное общество в нашем государстве. Сегодня у нас лабораторно – практическое занятие, то есть вы самостоятельно будете выполнять задания и приобретать знания.

В ходе урока будут работать четыре эксперта– аналитика, которые в конце урока дадут полный анализ вашей работе и каждому ученику отдельно.

Командная экономика в годы Великой Отечественной войны показала свои возможности, но, решив задачи создания индустриального общества, назревала необходимость демократизации и замены административного хозяйствования саморегулирующейся экономикой. Сталин этого не осознал, и экономика оставалась строго командной. Но после его смерти разгорелась дискуссия о путях развития экономики.

I. На доске записан проблемный вопрос, чтобы на него ответить, надо внимательно прослушать сообщение.

После сообщения заслушать ответы учащихся на вопрос.

II. Откройте папки, найдите рабочий лист к параграфу № 41.

Вы будете работать в парах, выполнять задания, написанные на рабочих листах, аналитики внимательно следят за ответами и делают выводы.

Рабочий лист №1

Сельское хозяйство.

1. Пользуясь текстом учебника, выберите положительные и отрицательные преобразования, которые происходили в сельском хозяйстве и заполните таблицу.

Преобразования в сельском хозяйстве.

положительные

отрицательные

   
   
   

Проанализируйте данные диаграммы.

Темпы роста сельскохозяйственного производства в 1951– 1965г.г.

1951 – 1955 гг.

1956 – 1960 гг.

1961 – 1965 гг.

20,5%

30%

11 %

Изучите документ и ответьте на вопросы к документу.

Из воспоминаний целинника.

Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые в последствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально – технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход в то время был невозможен.

Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?
Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?
В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?
Согласны ли вы с мнением целинника о том, что “иной подход был бы в то время невозможен”? Почему?

Рабочий лист №2.

Промышленность.

На основе текста учебника и словаря дайте определение, что такое:

предприятия группы “Б”, предприятия группы “А”.

Запишите в 2 столбика слова: станки, сеялки, земля, полезные ископаемые, плуг, лопаты.

Средства производства
Предметы труда Средства труда

Проанализируйте данные диаграммы. Распределение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство СССР вначале 50–х гг.

Промышленность – 80 %. Сельское хозяйство– 20 %.

Рабочий лист №3.

Социальная политика.

На основе документов стр. 289 “Из письма Н.С. Хрущеву учительницы М. Николаевой”, ноябрь 1956 г. и “ Из информации в ЦК КПСС” сделайте вывод о том, как жили люди в 1956 – 1964гг. Ответ подтверждайте материалом из документа.

На основе текста стр. 288 перечислите, какие улучшения произошли в жизни нашего общества в эпоху Н.С.Хрущева.

Работа в группах.

Ответы учащихся.

Слово аналитикам. Аналитики могут работать по памятке. Какую тему изучали на уроке? Чем занимались учащиеся (работали над текстом учебника, составляли схемы, таблицы, работали над понятиями, давали развернутые ответы, делали сообщения, выводы.)Какие проблемы решали? Как построена речь, какой жанр использован при ответах, употребляли ли слова паразиты, использовалась ли историческая терминология? Было ли интересно на уроке? Все ли учащиеся работали? Есть ли замечания в адрес учителя?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Опережающее задание: прочитать параграф 42.

Проблемное задание: Какая идея родилась в воздухе, в самолете, на борту которого летел из Красноярска в Москву Н.С.Хрущев с сопровождающими лицами. Вскоре она воплотилась на территории Сибири, а потом многих других стран. Что это за идея?